Posted 12 января 2020,, 09:57

Published 12 января 2020,, 09:57

Modified 17 октября 2022,, 09:51

Updated 17 октября 2022,, 09:51

Миллиард на штрафах: чего ждать водителям Волгограда от нового концессионера

12 января 2020, 09:57
В Волгограде в самое ближайшее время появится новый концессионер — частный инвестор, которому отдадут в пользование камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

Журналисты редакции «НовостиВолгограда.ру» попробовали разобраться, чем обусловлено желание властей передавать в концессию «фотоловушки» и камеры фиксации нарушений ПДД. На основании уже состоявшихся конкурсов мы напомним читателям, кто и за сколько будет обслуживать камеры и радары, а также попытаемся предположить, как внедрение «государственно-частного партнёрства» скажется на благосостоянии волгоградских автомобилистов.

«Камерный спрут»

По данным ГИБДД, сейчас в Волгоградской области установлены 272 комплекса фото- и видеофиксации нарушений ПДД, а также 24 муляжа дорожных камер. Работают эти комплексы денно и нощно, и за девять месяцев 2019 года водителям было выписано 1,8 млн штрафов. Если брать даже по минимальному размеру штрафа в 500 рублей, то сумма выписанных за 9 месяцев штрафов составляет 900 млн рублей. Наверняка по итогам всего года видеокамеры «разорили» волгоградских водителей более, чем на 1 млрд рублей.

— 85% нарушений ПДД, которые фиксируются в Волгоградской области, были обнаружены именно за счёт использования «радаров». Снимки нарушений, выявленных дорожными «фотоловушками», передаются по закрытым каналам связи на сервер, находящийся в здании УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, — сообщили корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе региональной полиции.

Затем в специальном центре автоматической фиксации административных нарушений (ЦАФАП) сотрудники отсматривают весь фото- и видеоматериал с камер, чтобы снизить риск необоснованных штрафов. Тем не менее, регулярно происходят случаи, когда водители получают штрафы за нарушения, которых не совершали. Например, бывшим собственникам транспортных средств приходят административные штрафы за нарушения, совершенные после продажи ими автомобиля недобросовестному покупателю, который затянул с обращением в регистрационное подразделение Госавтоинспекции и оформлением купленного им транспортного средства на себя. Случаются и настоящие курьезы.

— Курьезным можно назвать случай, когда КФВФ зафиксировал выезд транспортного средства за стоп-линию при запрещающем сигнале светофора, который произошел не по вине водителя этого транспортного средства, а по причине столкновения с ним другого транспортного средства, ехавшего за ним. Но постановление по делу об административном правонарушении в этом случае вынесено не было, — -сообщили корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе ГУ МВД региона.

До официального объявления конкурса по выбору концессионера все камеры находились в собственности и пользовании региона, и государственно-частное партнёрство в этой области не применялось. При этом отдельные коммерческие организации регулярно получали и получают контракты на обслуживание камер и имеют определённый процент с каждого штрафа. Организация, которая по итогам конкурса станет концессионером, будет работать по той же схеме — процент со штрафа, то есть, чем больше «писем счастья», тем больше прибыль частника.

Кому достанется столь лакомый кусочек, в который, однако, необходимо вложить нешуточные инвестиции, пока не ясно. Сам открытый конкурс планируется объявить только 13 января, тогда же будет представлена так называемая дорожная карта и официально утвержден регламент его проведения.

Основные условия конкурса известны уже сейчас. В объекты информационных технологий, которые сдадут в концессию, входит программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД — программа для ЭВМ, предназначенная для сбора, обработки, хранения и передачи зафиксированной информации, сервисного обслуживания и диагностики, мониторинга работы передвижных, стационарных и мобильных комплексов технических средств фотовидеофиксации нарушений ПДД. Таких комплексов насчитывается 82.

Концессионер будет следить за «радарами», обслуживать их и создавать необходимое программное обеспечение, получая прибыль с взимаемых штрафов, при этом сами камеры останутся в собственности региона. Договор с концессионером будет подписан на 7 лет. За это время он будет обязан осуществить инвестиции в создание объектов концессионного соглашения в размере не менее 274,9 млн рублей. Вероятно, именно это — невозможность бюджета «тянуть» дорогостоящие инвестиции и стало причиной передачи камер в концессии.

Отвечать за реализацию соглашения будет областной комитет информационных технологий и лично вице-губернатор Валерий Бахин. Заявленные цели концессионной сделки — «привлечение инвестиций в экономику Волгоградской области» и «обеспечение видеоконтроля дорожной ситуации». Судя по всему, планы по её реализации вынашивались как минимум с конца 2018 года, когда фотоловушки для автомобилистов были расставлены на десятках дорог и трассах по всей области, тогда же региональная казна начала выделять десятки миллионов рублей на обслуживание комплексов видеофиксации.

«Божье око» на волгоградских дорогах

В Волгограде установкой и обслуживанием нестационарных камер «КРИС-П» на дорогах занимаются ООО «Система» и АО «Цифровой регион». При ближайшем рассмотрении выяснилось, что обслуживание камер само по себе неплохой бизнес. С каждого штрафа по нарушению, зафиксированного нестационарной камерой, их операторы получают в среднем по 360 рублей. Еще более занятными выглядят факты необъяснимой удачливости одних и тех же фирм на региональных тендерах, когда государственная компания «Безопасный регион» заключает контракты на обслуживание.

Судите сами, в 2018 году ГКУ ВО «Безопасный регион» (оно официально владеет всеми дорожными камерами в Волгоградской области) заплатило почти 13 млн рублей за обслуживание передвижных систем фото- и видеофиксации компании ООО «Система». Спустя год, в 2019-м, та же организация выиграла аналогичный тендер — но уже на сумму в 17,7 млн рублей. Ещё 22,5 млн рублей на эксплуатацию дорожных камер получило от заказчика АО «Цифровой регион». Выяснилось, что обе компании взаимно аффилированны и связанны с РПЦ и рынком ритуальных услуг.

Как говорится, все мы под Богом ходим, но для волгоградских автомобилистов это выражение имеет дополнительное буквальное значение. Дело в том, конечный бенефициар ООО «Система» (микропредприятие с 5 штатными сотрудниками, 10 тыс. рублей уставного капитала) — Лаврентий Жебелев, сын настоятеля Казанского собора в Волгограде протоиерея Вячеслава Жебелева, который и получает основную выгоду с «фотоловушек». По итогам 2018 года у «Системы» выручка в размере 52,1 млн рублей, чистая прибыль почти 18,3 млн рублей и активы на 18,3 млн рублей. Компания показывает доходы в 52,4 млн рублей (более чем вдвое больше, чем в 2017 году, когда этот показатель составлял 21,2 млн рублей) и заплатила около 2,5 млн рублей налогов. Примечательно, что ООО «Система» выигрывает не только торги, связанные с обслуживанием передвижных камеры фото- и видеофиксации в Волгограде, но и получило минувшей осенью серьезный госконтракт на 53,8 млн рублей от ГБУ «Центр информационных технологий Волгоградской области». За столь солидную сумму компания предоставит заказчику импортозамещающие компьютеры в количестве четырёхсот штук.

Камеры бессмысленные и неуловимые

Как уже неоднократно отмечало в своих публикациях издание «НовостиВолгограда.ру», передвижные системы видеофиксации у волгоградских водителей вызывают исключительно негативное отношение. Дело в том, что об их наличии на дорогах закон даже не обязывает уведомлять. Камеры должны устанавливаться на самых опасных участках, но на практике, по утверждениям местных автомобилистов, они меняют место дислокации совершенно произвольным образом.

Показательно, что волгоградские единороссы во время выездной инспекции в середине сентября никаких нарушений в установке мигрирующих по волгоградским магистралям «фотоловушек» не нашли. Члены партии подошли к проверке ответственно и для объективности картины организовали инспекцию дорожных камер вместе с сотрудниками ГИБДД. Правда, та деталь, что участниками рейда стали также представители фирмы, обслуживающей передвижные «фотоловушки», широко не афишировалась. Поэтому совершенно не удивительно, что никаких нарушений единороссы в итоге не обнаружили. Напротив, это операторы камер фиксации пожаловались членам «партии власти» на негативное отношение со стороны автомобилистов, которые уверены, что нестационарные радары служат исключительно для обеспечения прибыли частным компаниям.

Многие волгоградские водители действительно уверены, что камеры устанавливают не только в аварийно опасных местах, но и там, где водителям проще всего списать штраф. С приходом концессий эта проблема может только усугубиться, и появление частных инвесторов в эту сферу может повлечь за собой нежелательные последствия для автомобилистов.

- Когда частник заключает договор, он рассчитывает иметь прибыль. А как ему получать прибыль, если он будет ставить камеры только в аварийно опасных местах? Люди, которые уже знают, что это аварийно опасные места, начинают ездить там спокойно, без нарушений. Соответственно, что надо сделать владельцам камер? Спровоцировать автомобилистов на обязательные нарушения! Но у частника своя выгода, и его мотивации еще как-то можно объяснить. А какая выгода у региональных властей, протаскивающих этот проект с концессиями? Президент в своем выступлении четко обозначил здесь все акценты, что цель — безопасность дорожного движения не должна подменяться обогащением. Однако в Волгоградской области мы видим обратное. Это аморальный подход, который свидетельствует только о низкой социальной ответственности председатель волгоградского регионального отделения ООД «Движение автомобилистов России»

Армен Оганесян не исключил ситуации, когда волгоградские водители после перехода камер в частные руки могут обнаружить, что им стало приходить больше штрафов за неочевидные нарушения. В связи с этим председатель областного отделения «Движения автомобилистов России» планирует дождаться поведения конкурса и уже по его итогам отправить в профильные комитеты государственной Думы соответствующее письмо о недопустимости сдачи камер видеофиксации в концессию.

Концессионный подход: плюсы и минусы

Однозначного ответа на этот вопрос - полезны или обременительны концессии для комфорта, а также кошелька рядового горожанина, не имеющего отношения к концессионным компаниям, нет. На примере Волгограда следует сказать, что частник справляется с арендуемым хозяйством с большой натугой, если справляется вообще.

Сейчас в областном центре в концессию уже переданы водоканал, теплосети, парк ЦПКиО и уличное освещение. В каком-то смысле концессией также можно считать договор с региональным оператором по обращению с отходами. Из волгоградских концессионеров (не считая регоператора по ТКО) ни один пока не показал готовности как должно вкладываться в модернизацию сетей и не добился значительных успехов в обновлении инфраструктуры.

«Концессии водоснабжения» и «Концессии теплоснабжения», у которых общий конечный бенефициар, несмотря на громкие релизы, отчеты и острых на язык пресс-секретарей так и не смогли улучшить качество услуг ЖКХ в Волгограде, хотя в их интересах были повышены коммунальные тарифы. Достижения «светового» концессионера также более чем скромны и сомнительны, а ООО «Парк», в чьё распоряжение передали ЦПКиО, и вовсе демонстрирует отрицательные финансовые показатели.

Так что в Волгограде «государственно-частное партнёрство» пока что неэффективно. Что же касается концессий камер- видеофиксации, то нет сомнений, что проект окажется прибыльным, вот только не для рядовых волгоградцев, а для тайных бенефициаров, которые на законных основаниях — в виде оплаты штрафов поживятся из кошелька автомобилистов.