Posted 25 октября 2019, 19:05
Published 25 октября 2019, 19:05
Modified 17 октября 2022, 10:11
Updated 17 октября 2022, 10:11
По уровню освещённости улиц Волгограде явно проигрывает другим крупным городам страны, таким как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и прочие региональные столицы, не говоря уже о Москве. В этом отношении город-герой немногим превосходит Ульяновск, который недавно признали самым тёмным из российских областных центров.
В 2018 году власти Волгограда отдали всю городскую систему уличного освещения в концессию — в надежде, что частная компания сумеет вывести областной центр из сумрака. Однако почти за два года никаких существенных изменений в уровне освещённости волгоградцы не заметили — город остаётся тёмным пятном на карте России. Корреспондент «НовостиВолгограда.ру» решил разобраться, чего успел добиться «световой» концессионер и почему горожане не ощущают реального эффекта от его деятельности.
Проблемы с уличным освещением в Волгограде возникли далеко не вчера. Ещё в середине 1990-х средства на его модернизацию в городском бюджете иссякли, и с тех пор задачей-максимум для властей было не увеличить число светоточек, а хотя бы сохранить уже существующие. По примерным оценкам мэрии, к началу 2018 года 65% уличной осветительной сети в Волгограде находились в крайне изношенном состоянии, а на 20% улиц фонарей вообще никогда не было. В целом по региону, согласно данным территориального подразделения Росстата, уровень освещённости составляет всего 64%, то есть каждая третья улица в городах области — «тёмная».
— Насчёт трасс говорить не приходится — взять что проспект Ленина, что Вторую и Третью Продольную, там ситуация с освещением всегда была относительно нормальной. Речь надо вести о дворовых территориях и внутриквартальных дорогах, о частном секторе. Там качество освещения — это серьёзная проблема. В частном секторе Волгограда улицы освещаются либо фонарями, которые люди себе на дома вешают, либо там вообще нет освещения. Проблема есть, она действительно существенная. Город надо освещать, надо создавать максимально комфортные условия для жителей, — рассуждает волгоградский общественный активист Алексей Ульянов. — Ведь в первую очередь тёмные закоулки и дворы — это криминал, который всегда существовал и однозначно существует сейчас. И я бы не сказал, что с ним хорошо борются. Когда во дворе появляется свет, оттуда исчезают алкаши, закладчики и так далее. В освещённом месте проблем меньше, и вероятность, что там случится что-то криминальное, гораздо ниже.
Предыдущие попытки найти выход из этой ситуации эффекта не дали. В конце 2000-х муниципальные власти разработали масштабный проект по развитию системы освещения: целевая программа «Светлый город» предполагала ремонт и модернизацию нескольких тысяч светоточек. Однако реализация этой идеи вскоре застопорилась, и неуклюжие попытки реанимировать проект в середине 2010-х годов также оказались малоуспешными.
— Ещё в 2007-2008 году разрабатывалась целая программа «Светлый город» по развитию освещения в Волгограде. Были созданы проекты освещения почти всех улиц, дворовых территорий и так далее. Эта программа действительно была серьёзной, и город вложил в неё огромные деньги, чтобы разработать дополнительные линии электропередач, повесить светильники и так далее, — говорит Алексей Ульянов. — Но эти проекты до сих пор лежат на полках, у них уже просрочены все разрешительные документы. Восстановление этой документации потребует достаточно существенных затрат.
В поиске решения возникших трудностей муниципалитет обратился к простому и не требующему большой изобретательности варианту: чиновники решили отдать освещение на откуп концессионеру. Поручив светоточки и электросети заботам коммерческой организации, мэрия надеялась снять со своих плеч часть ответственности — тем более что к тому моменту по аналогичной схеме «государственно-частного партнёрства» власти Волгограда уже уступили частным фирмам контроль над системами водо- и теплоснабжения.
— Большинство опор, светильников и кабелей, используемых в Волгограде, было установлено ещё в советские годы. Львиную долю оборудования необходимо было менять либо повышать его энергоэффективность путём внедрения современных технологий: ламп нового поколения и «умных» систем освещения. Муниципально-частное партнёрство позволит решить проблему комплексно — в рамках реализации инвестиционного соглашения работы по модернизации и строительству линий наружного освещения будут проведены за первые четыре года, — заявили в пресс-службе администрации Волгограда.
В самом начале 2018 года в Волгограде состоялся конкурс на определение «светового» концессионера. Единственным участником торгов стало ООО «Светосервис-Волгоград»; оно и получило право в течение пятнадцати лет обслуживать всю систему уличного освещения в городе, пообещав вложить в её развитие 1 млрд рублей. В феврале 2018-го соответствующее соглашение было подписано официально.
За компанией «Светосервис-Волгоград», созданной в марте 2017 года с уставным капиталом в 50 тысяч рублей, стоит бывший депутат Госдумы и экс-губернатор Калининградской области, а ныне преуспевающий бизнесмен Георгий Боос — именно он является её единственным учредителем. Должность гендиректора фирмы с марта 2018 года занимает Александр Воцко, который одновременно числится сопредседателем регионального штаба ОНФ и возглавляет ПАО «Волгоградоблэлектро». Он приходится братом Сергею Воцко — руководителю исполнительной дирекции администрации Волгоградской области; не вызывает сомнений, что кандидатура «главного по свету» предварительно обсуждалась и согласовывалась с властями региона.
Депутат Волгоградской городской Думы Дмитрий Крылов, последовательно критикующий концессионную модель модернизации сферы ЖКХ, был одним из немногих, кому идея отдать систему уличного освещения «под крыло» частной конторы с самого начала не показалась блестящей. Когда вопрос о заключении соглашения вынесли на обсуждение членов горсовета, он был единственным, кто активно выступал против этой сделки, но к его доводам тогда мало кто прислушался.
— Депутатов Волгоградской гордумы убеждали, что эта компания владеет заводом по производству светоточек и необходимого оборудования, поэтому её интерес — в том, чтобы просто по себестоимости его устанавливать, реализовывать свою продукцию, — вспоминает депутат гордумы Дмитрий Крылов. — Я тогда выразил свои сомнения: я категорически против любой концессии, потому что ещё ни в одном городе и регионе такая практика себя не оправдала. Жизнь людей не стала от этого легче, а качество услуги не стало лучше. И, самое главное, не стало дешевле, ведь никому не нужен убыточный бизнес. На тот момент, когда вся система уличного освещения в Волгограде была муниципальной, она не была прибыльной для города. Но ни Конституция РФ, ни федеральные законы не требуют, чтобы муниципалитет зарабатывал деньги! Есть такое понятие, как социальная услуга — она не может давать прибыль.
Городу деятельность концессионера прибыли, возможно, и не приносит, но сама компания определённо не бедствует. Согласно данным из открытых источников, выручка ООО «Светосервис-Волгоград» за 2017 год, то есть на момент подписания концессионного соглашения, составляла сравнительно скромные 7,4 млн рублей, а чистая прибыль — 950 тысяч рублей за год. Стоимость активов организации оценивалась тогда в 1 млн рублей. Сейчас, вероятно, доходы компании выросли — на сегодняшний день она получила уже полсотни госконтрактов от органов власти Волгоградской области и Волгограда на общую сумму около 140 млн рублей.
Обеспечивать себе дополнительный заработок, помимо выполнения выгодных госконтрактов, концессионер рассчитывал за счёт предоставления световых опор в аренду для размещения интернет-кабелей. Городские власти перед заключением соглашения со «Светосервисом-Волгоград» пообещали, что это не повлияет на стоимость услуг провайдеров — и, похоже, в этом не обманули, поскольку резкого роста цен на услуги компаний, предоставляющих доступ в Интернет, в Волгограде за последние два года не произошло.
Все попытки пообщаться с представителями ООО «Светосервис-Волгоград» и узнать их точку зрения по поводу ситуации с уличным освещением в областном центре оказались безуспешными. Гендиректор компании-концессионера Александр Воцко не стал рассказывать о деятельности предприятия, сославшись на занятость, и рекомендовал обратиться к директору Дмитрию Комлеву. Г-н Комлев, в свою очередь, отказался общаться с редакцией как в устной, так и в письменной форме, переадресовав все вопросы пресс-службе администрации Волгограда. Судя по всему, в компании со штатом в 116 человек нет ни одного сотрудника, ответственного за связи с общественностью и СМИ, а информацию о своей деятельности организация озвучивает исключительно через мэрию.
Согласно информации, размещённой на сайте ГК «Светосервис», на сегодняшний день компания «Светосервис-Волгоград» обслуживает 45,7 тысячи светоточек, более 1,3 тысячи километров линий электропередач и 753 щита управления наружным освещением. Своими задачами предприятие называет обеспечение надёжной и рациональной эксплуатации сетей уличного освещения, а также «улучшение её качества за счёт применения новых технологий и световой техники».
Для сравнения, в начале 2018 года, когда за свет на улицах областного центра ещё отвечало МУП «Волгоградгорсвет», на балансе муниципального предприятия находились около 44 тысяч светоточек. Нетрудно подсчитать, что эта цифра увеличилась менее чем на 2 тысячи — и это в целом согласуется с прошлогодними утверждениями мэрии о том, что «в ближайшие годы» в Волгограде появятся около 2,5 тысячи новых фонарей. Впрочем, сейчас администрация утверждает, что менее чем за два года работы концессионер обустроил около 4,7 тысячи светоточек. Видимо, речь идёт не только о вновь установленных точках, но и о замене уже существовавших.
— Одновременно со строительством новых фонарей компания проводит модернизацию существующих линий: только за последний месяц обновлены фонари на улицах Рудной и Шелковичной, переулке Залесском в Кировском районе, а также на улице Дымченко в Центральном районе. За 2018-2019 годы модернизировано порядка 2270 светоточек, ещё на 400 объектах выполнен капитальный ремонт. Всего в рамках соглашения предусмотрена реконструкция не менее 2,5 тысяч светильников и 100 километров сетей, — сообщили «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе мэрии Волгограда. — В текущем году работы по строительству новых линий также ведутся во всех районах Волгограда.
В присланном мэрией перечне улиц, где концессионер должен ввести в эксплуатацию новые линии освещения до конца текущего года — семнадцать пунктов: от протяжённой улицы Шурухина на севере города до сравнительно коротких Котлубанской и Мачтозаводской. Этот список уточняется и пополняется. Пресс-служба администрации периодически рапортует об установке новых фонарей на второстепенных и малозначительных улицах, но по её скупым релизам сложно судить об истинных масштабах работы «Светосервиса-Волгоград». По словам общественников, горожанам реальная деятельность концессионера пока не видна.
— Сказать, что в городе за последний год стало заметно светлее, нельзя. Я даже не слышал, чтобы об этом говорили — соответственно, если об этом не говорят, и мы ничего грандиозного и сверхъестественного не видим, этого нет. Поэтому я думаю, что если компания «Светосервис» намеревается двигаться в сторону улучшения ситуации с освещением в городе Волгограде, ей надо двигаться более заметно и понятно для людей. Чтобы тебя было видно, надо что-то делать, и чтобы люди действительно это видели. А я не слышал ни об одном серьёзном проекте, который концессионер по свету у нас сегодня реализует. Поэтому я считаю, что этих проектов нет, и пускай они говорят, что хотят, — говорит общественный активист Алексей Ульянов. — Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Взялся делать свет — давай людям свет, чтобы они его видели и говорили спасибо, а не задавали вопросы, когда же у нас осветят тот или иной участок. А вопросы эти до сих пор существуют. Сейчас говорить пока не о чем, но у компании есть время реабилитироваться, сделать лучше и начать работать. Главное — чтобы были результаты.
Зато Дмитрию Крылову результаты работы ООО «Светосервис-Волгоград» видны — правда, не те, на которые рассчитывает мэрия. По мнению депутата, пока что главным следствием передачи городской системы освещения под управление концессионера стало возросшее число бюрократических процедур, связанных с исполнением федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Последствия заметны в том, что усугубляется сама процедура — она стала гораздо более длительной. С положительной точки зрения, конечно, ничего не меняется. Мало того, что город не стал светлее, так ещё и возникают споры, когда идёт речь о реализации 131-ФЗ. По этому закону мы просто обязаны обеспечивать внутриквартальные дороги и дворовые территории освещением, но ничего в этом направлении не проводится, и я полагаю, что ситуация будет только ухудшаться.Дмитрий Крылов, депутат Волгоградской городской Думы
Другим побочным эффектом концессионирования стала фактическая неспособность властей Волгограда повлиять на текущую деятельность инвестора. Заключив соглашение с компанией, за которой стоит влиятельный бизнесмен с обширными связями, мэрия, по сути, лишила себя права как-либо вмешиваться в её работу. А учитывая крайнюю непрозрачность ООО «Светосервис-Волгоград», которая проявляется в том числе в нежелании общаться с журналистами, это тревожная тенденция.
— У мэрии нет никаких возможностей повлиять на концессионера — и быть не может, потому что вся эта тема спускается сверху. Это делается в интересах людей, которые имеют куда более серьёзные властные полномочия, — убеждён депутат Дмитрий Крылов. — Ничего хорошего для простых волгоградцев они делать не будут, у них другие цели и задачи. Частная структура не должна отчитываться о достигнутых результатах.
Приходится констатировать, что ООО «Светосервис-Волгоград» почти за два года работы в качестве концессионера не добилось никаких выдающихся и достойных упоминания успехов. Возможно, в будущем компания будет проявлять себя более активно, и улиц, где можно ходить по вечерам без боязни сломать ногу, в областном центре станет больше. Кстати, некоторые планы по модернизации городских сетей освещения инвестор всё же озвучил — правда, устами сотрудников мэрии.
— В настоящее время идёт формирование перечня территорий, на которых в 2020 году планируется выполнение мероприятий, предусмотренных программой модернизации. В будущем году специалисты ООО «Светосервис-Волгоград» должны провести реконструкцию порядка 1500 светоточек, возвести порядка 1700 объектов, проложив около 100 километров линий наружного освещения, — сообщили в пресс-службе администрации Волгограда в ответ на запрос «НовостиВолгограда.ру».
Остаётся лишь запомнить эти цифры и поймать на слове чиновников мэрии и представителей компании «Светосервис-Волгоград». Если в следующем году инвестор справится с задачами, которые сам же себе поставил, и сделает жизнь горожан хоть немного светлее, можно будет подтвердить, что он работает не зря, — а пока этого не случилось, в целесообразности перевода городской системы освещения на концессионные рельсы существуют значительные сомнения.