Posted 3 января 2020, 08:37

Published 3 января 2020, 08:37

Modified 17 октября 2022, 09:35

Updated 17 октября 2022, 09:35

Концессионные камеры фиксации в Волгограде: к добру или к худу?

3 января 2020, 08:37
В Волгограде скоро станет на одного концессионера больше – частному инвестору отдадут под контроль камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Редакция «НовостиВолгограда.ру» вкратце напоминает читателям, как сейчас обстоят дела с дорожными камерами в областном центре.

1. Что за концессионное соглашение?

Согласно постановлению областной администрации, все дорожные камеры в регионе отдадут в распоряжение частного инвестора на основании открытого конкурса. Концессионер будет следить за «радарами», обслуживать их и создавать необходимое программное обеспечение, при этом сами камеры останутся в собственности региона. Отвечать за реализацию соглашения будет областной комитет информационных технологий и лично вице-губернатор Валерий Бахин, которого называют однокашником Андрея Бочарова. Заявленные цели концессионной сделки – «привлечение инвестиций в экономику Волгоградской области» и «обеспечение видеоконтроля дорожной ситуации». Судя по всему, планы по её реализации вынашивались как минимум с конца 2018 года.

2. Сколько сейчас камер в Волгограде?

По данным ГИБДД, сейчас в Волгоградской области установлены 272 комплекса фото- и видеофиксации нарушений ПДД, а также 24 муляжа дорожных камер. За девять месяцев 2019 года волгоградским водителям выписали 1,8 млн штрафов на основании информации с камер. 85% нарушений ПДД, которые фиксируются в Волгоградской области, были обнаружены именно за счёт использования «радаров». Снимки нарушений, выявленных дорожными «фотоловушками», передаются по закрытым каналам связи на сервер, находящийся в здании УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области. На сегодняшний день все камеры находятся в собственности региона, государственно-частное партнёрство пока не применяется. При этом отдельные коммерческие организации регулярно получают контракты на обслуживание камер и имеют определённый процент с каждого штрафа.

3. Кто зарабатывает на обслуживании камер?

Редакция «НовостиВолгограда.ру» ещё летом подробно рассказывала о том, кто зарабатывает на обслуживании дорожных камер в Волгограде. Мы выяснили, что выгодные госконтракты, связанные с «фотоловушками», регулярно получают две взаимосвязанные компании: АО «Цифровой регион» и ООО «Система». Обе эти организации контролирует Лаврентий Жебелев – сын протоиерея Вячеслава Жебелева, настоятеля Казанского собора в Волгограде. Лаврентий Жебелев – выходец из ритуального бизнеса и околоцерковных кругов, и его фирмы очень неплохо наживаются на обслуживании дорожных «радаров». В 2018 и 2019 годах ООО «Система» и АО «Цифровой регион» неоднократно получали миллионные контракты от ГКУ «Безопасный регион». Очень вероятно, что одна из этих компаний в итоге и станет концессионером.

4. Какие последствия ждут автомобилистов?

Волгоградские автомобилисты очень недовольны обилием передвижных камер фиксации и жалуются, что их устанавливают не только в аварийно опасных местах, но и там, где с водителей проще всего списать штраф. Правда, местные единороссы никаких нарушений в установке дорожных «фотоловушек» не нашли. Некоторые волгоградские общественники считают, что приход частных инвесторов в эту сферу может повлечь за собой нежелательные последствия для автомобилистов. «Когда частник заключает договор, он рассчитывает иметь прибыль. А как ему получать прибыль, если он будет ставить камеры только в аварийно опасных местах? Люди, которые уже знают, что это аварийно опасные места, начинают ездить там спокойно, без нарушений. Соответственно, что надо сделать [владельцам камер]? Спровоцировать автомобилистов на обязательные нарушения!», – говорил минувшим летом Армен Оганесян, председатель областного отделения «Движения автомобилистов России». Так что волгоградские водители после перехода камер в частные руки могут обнаружить, что им стало приходить больше штрафов за неочевидные нарушения. К тому же камеры, как и люди, порой ошибаются: в областном ГИБДД до сих пор вспоминают курьёзный случай, когда «фотоловушка» выписала водителю штраф за пересечение стоп-линии, когда в его автомобиль врезалась другая машина. Сейчас такие ошибки корректируются без проблем, но с приходом «частника» штрафы станет труднее оспаривать, поскольку каждый из них приносит прибыль оператору камер.

5. Концессия – это вообще хорошо или плохо?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но та практика, которая сложилась в Волгограде, показывает, что скорее плохо. Сейчас в областном центре в концессию уже переданы водоканал, теплосети, парк ЦПКиО и уличное освещение. В каком-то смысле концессией также можно считать договор с региональным оператором по обращению с отходами. Из волгоградских концессионеров (не считая регоператора по ТКО) ни один пока не добился значительных успехов в обновлении инфраструктуры. «Концессии водоснабжения» и «Концессии теплоснабжения», у которых общий конечный бенефициар, не смогли улучшить качество услуг ЖКХ в Волгограде, хотя в их интересах были повышены коммунальные тарифы. Достижения «светового» концессионера также более чем скромны, а ООО «Парк», в чьё распоряжение передали ЦПКиО, демонстрирует отрицательные финансовые показатели. Так что в Волгограде «государственно-частное партнёрство» пока что неэффективно.

Подпишитесь