Как сообщает «НовостиВолгограда.ру», памятник Александру Невскому установили на пересечении улицы Дружбы с улицей Александрова. Рядом расположен военкомат – по утверждениям местных муниципальных СМИ, такой выбор места не случаен, поскольку «благоверный князь издавна считается покровителем русского воинства». Поблизости находятся парковая зона и церковь, которая тоже носит имя Александра Невского. По словам жителей Волжского, памятник «воткнули на отшибе» прямо перед густыми зарослями деревьев.
Скульптура Александра Невского – подарок Волжскому от скульптора-самоучки Ризвана Садыхова, которого местные СМИ деликатно называют «народным мастером». Памятник изготовлен из обычного цемента, покрытого краской, и водружён на постамент из металлоконструкций, облицованных дешёвой плиткой.
Качество материалов такое, что этот бытовой керамогранит, прикрученный к профилю для ГКЛ, рискует отвалиться при серьёзном воздействии непогоды или вандалов. Сейчас скульптура накрыта тканью, но по всем признакам это тот же самый памятник, по поводу которого ещё прошлым летом разгорелся крупный скандал.
Бетонный Александр Невский работы «народного мастера» Садыхова прославился в августе 2021-го, когда на его фотографии обратила внимание местная общественность. Низкое качество работы и её сомнительные художественные достоинства вызвали шквал негодования среди профессиональных скульпторов.
С резкой критикой «бетонного уродца» выступает заслуженный художник РФ Сергей Щербаков, в своё время изваявший памятник Александру Невскому на площади Павших борцов в Волгограде. Ещё в прошлом году он подчёркивал, что для контроля за установкой различных скульптур в городе необходимо создать специальный экспертный совет.
С доводами художника тогда согласилась Волжская городская Дума. Но с того момента, по словам г-на Щербакова, никакого совета так и не создали, а памятник работы Садыхова окольными путями всё-таки установили.
— Если автор решил сделать подарок городу, то пускай бы этот подарок и стоял у него на участке. Зачем навязывать свои непрофессиональные идеи обществу? Памятники – это серьёзное дело, предмет градостроительных задач, – говорит Сергей Щербаков. – Чтобы как-то решить эту проблему, необходима воля городской администрации, потому что сами мы ничего не добьёмся. Мы высказываемся, пишем письма, с нами соглашаются депутаты – и всё. После того обсуждения мне никто не звонил, я ни с кем не встречался больше. Всё осталось как было.
Художник уверен: установке любых памятников в городе должен предшествовать конкурс, по итогам которого власти и эксперты выберут лучший проект. Жители Волжского тоже должны иметь возможность высказать своё мнение. Сейчас решения о размещении скульптур принимаются за закрытыми дверями.
По-видимому, желание сэкономить на украшении города для властей важнее, чем реальная эстетическая ценность новых памятников. По неофициальной информации, «народного мастера» Садыхова активно спонсирует депутат Волжской гордумы Юрий Дудник, который искренне верит, что таким образом делает город красивее.
— Насколько я понимаю, политика нашей городской администрации такова, что любой подарок от меценатов ценен, поэтому у нас будет устанавливаться всё, что дадут. Чтобы как-то решить этот вопрос, должна постараться наша художественная общественность, тем более что у нас есть целые династии художников. Наша основная функция – в том, чтобы поднять эту тему, – говорит общественник Александр Дикарев, координатор сообщества неравнодушных горожан «Мне не всё равно! Волжский».
По словам Александра Дикарева, волжские художники уже давно недовольны засильем «кустарных» скульптур в городе, но люди искусства не привыкли отстаивать свои интересы в публичной плоскости. Это продемонстрировала ситуация с уничтожением знаменитой мозаики Геннадия Черноскутова «Люди в белых халатах» в 2019 году: чиновники просто проигнорировали протесты экспертов.
Общественное внимание к проблеме помогли привлечь местные активисты, и через три года уничтоженное панно стало одним из главных источников вдохновения для создания декораций к сериалу «Нулевой пациент». Работы признанных мастеров в Волжском уничтожаются, а вместо них появляются «самоделки» сомнительной ценности – и привлекать внимание к этому необходимо, уверен общественник.
Волжане солидарны с экспертами в оценке внешнего вида памятника. В соцсетях скульптуру уже окрестили «гномом на пони» из-за нарушенных пропорций и «монголом» из-за неудачно выполненных портретных черт. Пользователи соцсетей требуют, чтобы администрация Волжского предоставила заключение комиссии по архитектурному облику города, подтверждающей, что размещение памятника согласовано.
Некоторые горожане прямо обращаются к депутату Юрию Дуднику и просят его забрать памятник себе. Другие задаются вопросом, каким образом средневековый князь вообще связан с городом Волжским, основанным в 1951 году как посёлок гидростроителей.
«Я могу поставить памятник «первому волжскому блогеру», например? Я даже готов заказать его у «народного мастера», превратим город в мекку для трэш-туризма!», – иронизирует Александр Дикарев. «С чего у больницы Фишера памятник Николаю Чудотворцу? Поставьте памятник [Самуилу Яковлевичу] Фишеру! Памятник архиепископу Луке в больничном городке – ещё бы ладно, врач был выдающийся, но исполнение – это же кошмар. Хотя увековечить память [известного детского] доктора Инны Лазаревны Свяцкой было бы куда как уместнее. Про Невского – просто нет слов», – пишет волжанин Александр П.
Скульптор Сергей Щербаков отмечает, что ему непонятна позиция волжских служителей церкви, которые активно поддерживают установку работ Ризвана Садыхова. Обычно работа над изображениями святых тщательно согласуется с иконографическим каноном. Создателям памятников приходится консультироваться с представителями РПЦ, а храм Александра Невского в Волгограде, например, вообще расписывали исключительно воцерковленные художники. Но почему-то в данном случае делается исключение.
— Я бы ещё согласился, если бы это делал профессионал, член Союза художников, скульптор по образованию. Тогда ещё ладно – если это спонсорские деньги, не обязательно проводить конкурс, но автор уже себя проявил каким-то образом, его работы можно оценить. А «мастеров», которые из цемента что-то лепят, у нас уже развелось – пруд пруди, – рассуждает Сергей Щербаков. – На того же Луку Крымского просто невозможно смотреть, а теперь вот изуродовали святого благоверного князя.
Скульптор скептически оценивает будущее памятника: по его оценкам, бетонный князь простоит пару месяцев, после чего начнёт постепенно разрушаться. Жители Волжского также уверены, что «гном на пони» не впишется в городской пейзаж, а постамент из вентфасада, который «органично дополняет эту скульптуру», скоро развалится.
Местные власти ещё после прошлогоднего скандала признали, что с засильем уродливых арт-объектов в городе пора что-то делать. Почему дальше деклараций о намерениях дело не пошло, и город продолжает превращаться в цирк архитектурных уродов – вопрос, ответить на который следовало бы мэрии Волжского.