Posted 19 августа 2021, 09:54
Published 19 августа 2021, 09:54
Modified 17 октября 2022, 11:24
Updated 17 октября 2022, 11:24
Фотографии памятника Александру Невскому, который планируют установить в Волжском в честь 800-летия князя, опубликовал заслуженный художник России Сергей Щербаков. Известный волгоградский скульптор (кстати говоря, автор памятника Александру Невскому на площади Павших борцов) пришёл в ужас от внешнего вида и качества работы. По его словам, речь идёт о настоящем «скульптурном вандализме», причём в качестве вандала выступает сам автор памятника.
Судя по снимкам, скульптура действительно далека от идеала — как в плане эстетики, так и в отношении исторической достоверности. Особенно впечатляют искажённые пропорции лошади, на которой восседает князь, да и у самого цементного Александра с внешностью не всё гладко.
— Мне прислали эту фотографию, и я просто опешил. Этот памятник Александру Невскому собираются поставить в городе Волжском, где именно — точно не знаю. Лепили прямо из цемента: это примитивный приём, которым часто пользуются «народные мастера» без образования. Это уже не первая работа «скульптора» — в последнее время на Волжский обрушился целый град этих памятников, — рассказал Сергей Щербаков корреспонденту «НовостиВолгограда.ру». — Пример с Алёнкой из Воронежской области, к сожалению, никого ничему не научил. Уже пора тревогу бить: созданием памятников должны заниматься профессионалы. Представьте, что кто-то назовётся пластическим хирургом и начнёт делать операции направо и налево — так же и здесь. Любой называет себя скульптором, создаёт ИП — и вперёд. Эстетическое чувство граждан падает ниже плинтуса, так нельзя делать вообще.
Автором спорной скульптуры, по имеющейся информации, является Ризван Садыхов — волжские СМИ деликатно называют его «народным мастером». Среди других, не менее специфических творений Садыхова, — памятники Серафиму Саровскому с медведем в Серафимовском приходе и святителю Луке возле волжской больницы Фишера. Творчество «народного мастера» пользуется большим успехом у представителей РПЦ — скульптуры из цемента обходятся дешевле и изготавливаются быстрее, чем полноценные работы профессиональных скульпторов из мрамора или бронзы. Кроме того, Садыхову активно покровительствует депутат Волжской городской Думы Юрий Дудник (очевидно, член фракции «Единой России» полагает, что таким образом украшает город). А поскольку скульптуры достаются городу бесплатно, мэрия Волжского воздерживается от критики их эстетических качеств.
«У нас не смотрят в зубы ни подаренному коню, ни ишаку, ни Высоцкому с кривой рожей, ни какому-нибудь Винни-Пуху. Принцип один — раз подарено, пусть стоит. И по барабану, насколько это коряво и дёшево. Установка каждого памятника должна утверждаться на градостроительном совете с участием профессиональных художников. Да, есть определённая опасность лоббизма своих работ и затирания локтями конкурентов, но это всё равно лучше, чем разрешать, что попало», — отмечает волжский Telegram-канал «Полиграф34».
Примечательно, что появление аляповатых цементных скульптур в Волжском не согласовывалось ни с гражданами, ни с экспертным сообществом. В городе-спутнике, в отличие от Волгограда, нет специального совета, который оценивает внешний вид предлагаемых проектов и даёт рекомендации скульпторам и архитекторам. Сейчас законодательство практически никак не регулирует этот процесс, и в результате вместо профессионалов решения о том, как будет выглядеть город, принимают церковники.
Мне звонил один священник. Спрашивал, сколько будет стоить конный памятник Александру Невскому. Я ему всё рассказал — как это делается, сколько это стоит, какие материалы должны быть. Видимо, таких средств не нашли, но пройти мимо 800-летия Александра Невского не смогли — решили хоть что-то, но поставить.Сергей Щербаков, заслуженный художник России
По поводу странного подхода властей к «окультуриванию» городских пространств высказалась и вдова выдающегося художника Геннадия Черноскутова, который во многом создал современный облик Волжского. «Что-то странное творится с культурой в Волжском. Уничтожаются работы старых мастеров. А новые совершенно справедливо названы самодельными. Видимо, наступило время пересмотреть серьёзно отношение к вопросу культуры в городе», — отметила Зинаида Черноскутова.
У простых волжан фотографии «бетонного Невского» также не вызвали положительного отклика. В соцсетях многие горожане удивляются, что установку бетонных скульптур никто не обсуждает с жителями Волжского. Большинство комментариев ставят под сомнение эстетическую ценность цементной статуи. «Наверное, скульптор лошадку живую не видел», — иронизирует Александр Ф. «И где это чудо встанет? Я надеюсь, перед Высоцким! Я вижу эту композицию, коленопреклонённый Высоцкий стоит перед Невским с гитарой, снизу на князя смотрит суслик, а со скамейки — учёный кот», — шутит Фёдор Е., вспомнив в одном посте почти все спорные скульптуры, появившиеся в центре Волжского на площади Ленина за последние годы.
Администрация Волжского пока что тактично хранит молчание относительно лавины цементных художеств, захлестнувшей город-спутник. Возможно, чиновники просто не считают такие вопросы достойными своего внимания и относятся к местному «наивному искусству» как к неизбежному злу — вроде пресловутых лебедей из покрышек во дворах. Но памятников от «народного мастера» в Волжском уже столь много, что скоро властям придётся как-то решать назревающий конфликт между религиозностью и эстетикой.