Posted 27 мая 2022, 14:30
Published 27 мая 2022, 14:30
Modified 24 декабря 2022, 19:41
Updated 24 декабря 2022, 19:41
Как рассказывало «НовостиВолгограда.ру», панно «Люди в белых халатах» считалось одним из наиболее известных произведений заслуженного художника-монументалиста Геннадия Черноскутова. Оно было создано в 1977 году по заказу Самуила Фишера, основателя больницы. Мозаики Черноскутова – неотъемлемая часть визуального стиля Волжского. Более сорока лет «Люди в белых халатах» встречали работников и пациентов больницы, пока в 2019 году в медучреждении не начался капитальный ремонт.
Поскольку мозаику по каким-то причинам не внесли в реестр объектов культурного наследия, в проекте по капремонту не было предусмотрено её сохранение. Группа волжских общественников обратилась в областной комитет по охране памятников, чтобы панно всё-таки признали предметом охраны. Но ещё до того, как обращение успели рассмотреть, мозаику демонтировали.
— Было подано заявление на выявление признаков ОКН. Но, несмотря на это, мозаику разобрали и сложили в мешки. Куда эти мешки делись, я не знаю. В общем, панно было уничтожено, – вспоминает Валерий Котельников, председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Г-н Котельников указывает, что уничтожение мозаики в больнице им. Фишера было лишь одним из проявлений сомнительной политики, которую в то время проводил региональный комитет по охране памятников под председательством Алексея Ломова. Сейчас, по словам общественника, новое руководство комитета проявляет намного большую адекватность в оценке культурного наследия. Возможно, если бы два с половиной года назад за решение этого вопроса отвечал другой чиновник, мозаику удалось бы сохранить.
В администрации Волгоградской области утверждали, что с подрядчиком якобы договорились об «аккуратном демонтаже» панно и его переносе в другое место. Волжские активисты предлагали компромиссные варианты – например, убрать мозаику под стеклянные панели. На практике то, что осталось от «Людей в белых халатах», исчезло в неизвестном направлении. Известный блогер Илья Варламов назвал утрату мозаики одной из главных архитектурных потерь России в 2019 году.
В администрации Волжского сообщили, что панно «Люди в белых халатах» Геннадия Черноскутова не передавалось в городскую казну. Никаких обращений о его передаче в муниципальную собственность также не поступало.
По всей видимости, фрагменты уничтоженного панно выбросили вместе со строительным мусором. Для Волжского это серьёзная утрата – хотя «Люди в белых халатах» и не являлись объектом культурного наследия, мозаика являлась важной частью исторического облика города. На фоне засилья уродливых современных «памятников», которое возмущает волжан, история с уничтожением панно воспринимается горожанами особенно болезненно.
Интерес к «Людям в белых халатах» возродился в 2022 году – после того, как авторы сериала «Нулевой пациент» использовали отдельные элементы панно для создания декораций. Цветовая гамма и некоторые фрагменты мозаики были скопированы почти полностью. Создатели «Нулевого пациента» признали, что работа Геннадия Черноскутова стала для них одним из главных источников вдохновения. Сын художника Олег Черноскутов выразил надежду, что имя его отца хотя бы упомянут в титрах.
Для «Нулевого пациента» декораторы изготовили мозаику из 25 тысяч деревянных фрагментов. И сразу же возник вопрос: если кинематографисты нашли время и силы для воссоздания панно, почему в реальности нельзя сделать копию утраченной работы Черноскутова?
Волжский фотограф Александр Баранов, который ещё в 2019 году боролся за сохранение «Людей в белых халатах», скептически оценивает возможность восстановления мозаики. По его словам, реставрационные работы обойдутся как минимум в 30 млн рублей, а такие расходы городская казна Волжского позволить себе не может. Кроме того, мозаика создавалась под конкретное помещение, вне которого просто не будет воплощать авторский замысел.
- Воссоздать можно лишь мираж. Может быть, какие-то мониторы, проекторы – вот это, наверное, реально, – пояснил г-н Баранов в комментарии нашему изданию.
Однако в Волжском уже есть пример успешного восстановления мозаичного панно советских времён. Другую известную работу Геннадия Черноскутова, мозаику «Связь», удалось отреставрировать с использованием тех же материалов, которые использовались при её создании: колотой смальты и рыбного клея. Часть панно, утраченную из-за разрушения штукатурки, воссоздали за счёт бюджетных средств. Это позволяет надеяться, что и «Люди в белых халатах» возродятся из небытия не только в кино.
— Ничего невозможного нет. Насколько я знаю, мозаику фотографировали. Как панно «Люди в белых халатах» выглядело, известно, и восстановить его можно в любом варианте – и в виде мозаики, и просто нарисовать, – уверен известный волгоградский краевед Роман Шкода. – Для этого не обязательно воспринимать эту мозаику как ОКН: это просто интересный элемент городского наследия Волжского, и вполне можно найти подрядчика, который займётся его воссозданием.
Председатель областного отделения ВООПИиК Валерий Котельников также полагает, что технически восстановить «Людей в белых халатах» возможно. Вопрос состоит только в том, какой вид примет это воссоздание и кто будет им заниматься. Пока что ни областной комитет по охране памятников, ни администрация Волжского не изъявили такого желания.
— Существует такое понятие, как воссоздание объекта культурного наследия (или, в данном случае, объекта, обладающего признаками ОКН). В принципе, воссоздать «Людей в белых халатах» можно. Есть много фотографий и прочих документов, по которым это можно было бы сделать, – считает Валерий Котельников.
По словам Романа Шкоды, интерес к возможному восстановлению «Людей в белых халатах» – это хороший знак. Волгоградской области давно не хватает специальной программы по сохранению значимых архитектурных объектов советской эпохи, среди которых мозаичные панно занимают особое место.
— Тема сохранения старой советской монументальной мозаики для нашего региона актуальна, и хорошо было бы вообще этот вопрос поднять. В Волгограде есть шедевры, выполненные в этой технике, которые сейчас практически забыты. В области есть совершенно недооцененные мозаики – настоящие сокровища, разбросанные где-то по автобусным остановкам. Поэтому было бы хорошо и «Людей в белых халатах» восстановить, и в целом создать какую-то программу защиты мозаик, чтобы поддерживать их сохранение и по возможности реставрировать, – говорит Роман Шкода.
Даже если «Людей в белых халатах» удастся восстановить только в электронной версии, это станет позитивным примером заботы об архитектурном облике Волжского. Например, панно в больнице им. Фишера можно было бы воссоздать в качестве объекта дополненной реальности. Насколько вероятно воплощение таких замыслов на практике, пока сложно судить. Но теперь, когда память об утраченной работе Геннадия Черноскутова ожила хотя бы в сериале, у волжан появилась надежда, что история «Людей в белых халатах» не завершена.