Posted 18 сентября 2019, 13:51
Published 18 сентября 2019, 13:51
Modified 30 октября, 19:57
Updated 30 октября, 19:57
Достоянием общественности этот акт вандализма — другой эпитет в данном контексте подобрать сложно — стал после того, как о нем сообщили в соцсетях неравнодушные горожане.
Мозаичное панно «Люди в белых халатах» площадью более 100 квадратных метров Геннадий Черноскутов создал в 1977 году по заказу самого Самуила Фишера, возглавлявшего только что построенную в Волжском больницу. По словам специалистов, эту работу художника-монументалиста можно считать уникальной во многих отношениях.
- Есть 5 заключений искусствоведов, в которых отмечаются художественные достоинства этой мозаики, — рассказал корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» член инициативной группы Александр Баранов. — Авторы книги о мозаике юга России, которую сейчас готовят московские специалисты в области архитектуры и искусства, утверждают, что она не имеет аналогов. Но это не помешало ломами сбить панно со стен и расфасовать остатки мозаики по мешкам.
Сейчас Александр и его единомышленники — волжские художники, искусствоведы — пребывают в состоянии шока. То, как обошлись с наследием Черноскутова, буквально выбило их из колеи. Ведь с именем этого художника связано становление облика молодого Волжского, его работы украшают многие городские здания — знаменитый «тысячник» на проспекте Ленина, здание бывшего таксопарка, кинотеатр «Юность» и т. д. Черноскутов был одним из инициаторов создания в Волжском выставочного зала, где представляют свои работы местные художники, и который назван его именем.
- Мы узнали о планах убрать панно вскоре после того, как было объявлено о капитальном ремонте больницы Фишера, — говорит Александр Баранов. — Дело в том, что мозаика не была внесена в реестр объектов культурного наследия. Мы отправили в мае соответствующий запрос председателю облкомнаследия Алексею Ломову, срок его рассмотрения истекает в конце сентября. Но никто дожидаться не стал, мозаику просто уничтожили.
Как пояснили «НовостиВолгограда.ру» в облздраве, «в целях исполнения просьбы общественных активистов о недопущении безвозвратной потери мозаичного панно в бывшем административном входе, между администрацией учреждения и подрядчиками была достигнута устная договоренность об аккуратном демонтаже с возможностью дальнейшего перемещения мозаичного панно в другое место. На сегодняшний день все мозаичное покрытие поделено на сектора, каждый сектор сфотографирован, проводится демонтаж. Ориентировочная дата завершения демонтажа конец сентября. После завершения демонтажа учреждение готово передать фотосхему и мозаичный материал для переноса панно в новое место».
Ни о каком переносе речи не было, опровергает слова чиновников участник инициативной группы. Дело в том, объясняет Александр Баранов, что мозаика — это такое произведение искусства, которое делается раз и навсегда, под конкретные размеры, под конкретное помещение.
— Ее нельзя взять и перенести без потери художественной ценности, понимаете? — восклицает Александр. — Чтобы перенести, у нас нет ни оборудования, ни специалистов соответствующего уровня, и эти работы настолько затратны, что на них просто никто не даст денег.
Волжане предлагали другие способы сохранить панно — например, законсервировать или закрыть стеклянными панелями. Но чиновники решили по-своему: нет мозаики — нет проблем. Понятно, что ремонт больницы Фишера — дело назревшее и даже перезревшее, и инициативная группа совсем не против улучшения условий для пациентов. Но остаётся непонятным — как можно разрушать наследие художника, создавая новый приемный покой в больнице (по планам реконструкции, его планируется разместить в бывшем холле, а мозаика не вписывается туда по санитарным нормам)?
К слову, еще одно творение Черноскутова, ранее украшавшее фасад кинотеатра «Спутник», также давно и, видимо, безвозвратно утеряно для горожан. Речь идёт об алюминиевом рельефе «К звёздам» — после того, как здание выкупил владелец торговой сети «Радеж» Юрий Сударев, при реконструкции кинотеатра в развлекательный центр рельеф бесследно исчез, хотя первоначально оговаривалось, что этот элемент должен был остаться как историческая связь с прошлым Волжского.
Вопрос сохранности исторического наследия — это, в первую очередь, вопрос желания чиновников. Пример того же Волжского показывает, что при наличии такого желания все проблемы решаемы. Сохранили же при строительстве ТК «ПланетаЛето» мозаику Черноскутова, украшавшую часть старого здания таксопарка — эту часть стены удалось встроить в новый комплекс.
К сожалению, подобных примеров очень и очень мало. Гораздо больше противоположных. Так, в свое время в Волгограде демонтировали горельеф на Доме печати, бесследно исчезла торцевая чеканка на Доме связи, замурован фасад на здании бывшего завода «Аврора» с мозаиками волгоградского художника Глеба Вяткина.
Даже тогда, когда историческое наследие удается сохранить, бездумный подход к ремонту и реставрации просто шокирует специалистов. Так было, например, в случае с капитальным ремонтом дома № 3 по ул. Пугачёвской в Волгограде, который превратили в лубочный новодел.
А про скандальный ремонт памятника героям-связистам «Ролик» вообще узнала вся страна.
По словам руководителя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Валерия Котельникова, в Волгограде подобная некачественная реставрация стала уже обычным делом. Например, фасад мясного корпуса Центрального рынка вообще заштукатурили цементно-песчаным раствором, что категорически запрещено, причём проект прошёл согласование в комитете по охране объектов культурного наследия.
Если уж такое происходит с памятниками, внесенными в реестр охраняемых государством объектов, то чему удивляться, когда уничтожаются художественные произведения, в этот реестр не включённые?
В беседе с корреспондентом «НовостиВолгограда.ру» член инициативной группы волжан Александр Баранов сказал, что главная задача теперь — обеспечить сохранность других работ Геннадия Черноскутова, которые еще украшают улицы Волжского, но уже начинают разрушаться. Это касается, например, одного из панно на тысячеквартирном доме на пр. Ленина, 97, которое утрачено уже почти на треть.