«НовостиВолгограда.ру» вспоминает, как «Красный Октябрь» стал банкротом — и рассказывает, что происходит на одном из старейших предприятий города год спустя.
Говорить о том, что финансовые проблемы у «Красного Октября» начались в ноябре 2018 года, было бы некорректно. На тот момент предприятие уже давно испытывало трудности с деньгами — их основной причиной были сомнительные действия собственника, и задолженность перед ФНС, которая стала поводом для иска, оказалась просто «последней каплей».
Год назад «Красный Октябрь» наряду с несколькими другими промышленными организациями находился под контролем Дмитрия Герасименко — бывшего профессионального баскетболиста, который в настоящее время скрывается на Кипре от российских правоохранительных органов. Герасименко заочно арестован и находится в международном розыске по обвинению в хищении кредита от банка ВТБ на сумму в 65 млн долларов, а также по подозрению в незаконном выводе за рубеж 6,2 млрд долларов. Следователи считают, что эти средства бизнесмен фактически отбирал у собственных предприятий. Документы, найденные на «Красном Октябре» после того, как комбинат перешёл под управление временной администрации, позволяют предположить, что тогдашнее руководство комбината намеренно проводило невыгодные закупки и сбывало продукцию по заниженной стоимости.
Именно Герасименко, которому статус обвиняемого по громкому уголовному делу ничуть не мешал руководить «Красным Октябрём» дистанционно, фактически инициировал процедуру наблюдения в отношении предприятия. С помощью других своих компаний, в том числе зарегистрированных за рубежом, он пытался вывести с завода те немногие средства, которыми тот ещё располагал. Действия беглого олигарха привели к задержкам по выплате зарплаты рабочим и к массовым протестам, из-за которых предприятие не могло выполнять государственный оборонный заказ. Если бы Герасименко удалось организовать банкротство «Красного Октября» по той схеме, на которую он рассчитывал, сегодня одного из старейших заводов Волгограда, по всей видимости, просто не существовало бы. Однако Арбитражный суд, почуяв неладное, дал ход другому иску — от налоговой инспекции, которой предприятие на тот момент задолжало 130 млн рублей. В итоге 8 ноября 2018 года комбинат признали финансово несостоятельным.
Сразу после того, как решение Арбитража получило огласку, ВМК «Красный Октябрь» остановил производство. На завод срочно прибыли с инспекцией представители областной администрации во главе с губернатором Андреем Бочаровым. Впервые за несколько лет на территорию комбината удалось попасть журналистам, которые своими глазами увидели, до какого состояния предприятие довела команда Герасименко.
В ноябре прошлого года мы уже подробно описывали, как выглядел «Красный Октябрь» на следующий день после банкротства. В крыше единственного работавшего на тот момент цеха ЭСПЦ-2 зияла дыра: кровлю разобрали ещё в мае 2018-го для плановых ремонтных работ, но из-за финансовых проблем предприятия завершить её восстановление удалось только в марте 2019 года. Всю осень и зиму площадь в пять тысяч квадратных метров находилась под открытым небом, а часть производственного оборудования простаивала. Бытовки рабочих и вовсе напоминали декорации к малобюджетному фильму ужасов — на момент объявления комбината банкротом они даже не отапливались. В пустых цехах гулял ветер, многие здания на территории предприятия превратились в руины. У надзорных ведомств было порядка шестисот неснятых замечаний к комбинату — они касались в основном соблюдения природоохранных норм и требований охраны труда.
«Завод находится в критическом положении и по состоянию оборудования, и по долгам, и по экологии — это наследие девяностых во всех отношениях», — констатировал губернатор Андрей Бочаров в ходе своей рабочей поездки на «Красный Октябрь» на следующий день после официального банкротства комбината.
Благодаря срочному вмешательству властей «Красный Октябрь» спустя пять дней всё-таки возобновил работу — хотя сталь, необходимая для строительства подводных лодок и самолётов, плавилась в одном-единственном цеху под наполовину разобранной крышей.
У администрации Волгоградской области не было иного выхода, кроме как в экстренном порядке заняться спасением предприятия. Пристальное внимание властей к ситуации вокруг «Красного Октября» было обусловлено не только важностью комбината для экономики региона, но и более деликатным фактором: администрация стремилась свести к минимуму имиджевые риски и предотвратить панику среди представителей крупного бизнеса, которых банкротство крупной промышленной организации, разумеется, сильно обеспокоило.
— Хотя к Герасименко действительно было очень много вопросов, ситуация вокруг «Красного Октября» негативно влияла на имидж губернаторской команды, — признаёт политолог Дмитрий Фетисов, директор консалтингового агенства «NPR Group». — Не могу судить, как на предприятии сейчас обстоят дела в экономическом плане, но если говорить про имиджевую составляющую, всё происходящее выглядело достаточно скандально и не усиливало желание крупного бизнеса работать в Волгограде.
Несмотря на репутационные издержки, которые в ситуации с экономическим крахом крупного предприятия были неизбежными, администрация Волгоградской области оперативно отреагировала на проблему и обеспечила возобновление работы «Красного Октября». Отчасти это произошло благодаря тому, что у властей было время отработать практику адресного взаимодействия с предприятиями, попавшими в трудное финансовое положение. Ранее в Волгограде успешно восстановил и нарастил объёмы производства алюминиевый завод, в Камышине начал возрождаться крановый завод, а на базе бывшего «Химпрома» российские и японские инвесторы сейчас совместно реализуют проект по производству метанола. Поэтому администрация представляла себе, как нужно действовать в сложившейся ситуации. Губернатор несколько раз посещал обанкротившийся комбинат с рабочими поездками, встречался с трудовым коллективом завода и вёл переговоры с федеральным центром, чтобы обеспечить дальнейшее существование «Красного Октября».
— После введения на предприятии конкурсного производства перед управляющим стояла задача не просто сохранить производственную базу, но и поддерживать её в работоспособном состоянии, а также нивелировать негативные последствия неэффективных управленческих решений прежних собственников завода. Выполнить это позволило активное участие региона в судьбе металлургического комбината — по просьбе конкурсного управляющего Сергея Харченко администрация Волгоградской области включилась в комплексную работу, — вспоминает вице-губернатор Роман Беков, председатель регионального комитета промышленности и торговли.
Чтобы поддержать предприятие, власти региона добились предоставления «Красному Октябрю» государственного оборонного заказа — уже в начале 2019 года завод начал производить сталь для нужд «оборонки». Прибыль от её реализации позволила комбинату поддерживать оборудование в рабочем состоянии, погасить задолженность по зарплате перед рабочими и постепенно возвращать долги. Сейчас администрация региона при содействии профильных департаментов Минпроторга по-прежнему помогает «Красному Октябрю» поддерживать сотрудничество с крупными госкорпорациями, работающими в сферах транспортного, судостроительного и авиационного машиностроения, а также в ОПК.
— До введения конкурсного производства на комбинате были нарушения выполнения Гособоронзаказа — просрочка доходила до года. Сегодня предприятие полностью справляется с выполнением оборонзаказа без каких-либо просрочек, — сообщили «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе ВМК «Красный Октябрь».
Невзирая на поддержку региональной администрации, говорить о том, что у «Красного Октября» больше нет никаких проблем, рано. Многочисленные судебные решения, согласно которым комбинат выплачивает кредиторам огромные суммы, наводят на мысли о том, что возвращать долги предприятию придётся долго. Основным кредитором является ФНС, но и коммерческие организации предъявляют к «Красному Октябрю» массу финансовых претензий.
Одному лишь ООО «Энергосбытовая компания „Лидер“» (которое само находится в состоянии банкротства) «Красный Октябрь» по решению суда недавно отдал полмиллиарда рублей. Многомиллионные судебные иски к комбинату подавали «Концессии водоснабжения», «Русмет», группа «Магнезит» и многие другие организации. У завода требовали не только денег: в списке имущества, которое кредиторы хотели отобрать у предприятия, фигурировали столь неожиданные пункты, как гимнастические маты, музыкальный центр, микроволновые печи, бейсболки и даже сценический костюм сталевара. Сейчас на предприятии проводится инвентаризация задолженности и прилагаются усилия для того, чтобы обеспечить сохранность имущества, но на вопрос о том, когда «Красному Октябрю» удастся отдать все долги, руководство комбината отвечать не готово.
Нельзя игнорировать и негативное влияние прежнего собственника. Бывший владелец предприятия Дмитрий Герасименко окончательно утратил контроль над «Красным Октябрём» только в июле 2019 года и до сих пор не оставляет попыток наложить руку на его средства — весь год организации, подконтрольные беглому олигарху, буквально бомбардировали предприятие судебными исками. «Златоустовский электрометаллургический завод», принадлежащий к структурам Герасименко, даже выкупал права на взыскание долгов у ресурсоснабжающих компаний и в итоге выигрывал иски в Арбитражном суде.
Завод находится в сложной ситуации, проходит процедуру банкротства, идёт очень серьёзное противодействие восстановлению плановой системы работы предприятия, но мы выполняем наши договорённости.Андрей Бочаров, губернатор Волгоградской области (апрель 2019)https://novostivolgograda.ru/news/city/25-04-2019/gubernator-pobyval-na-obankrochennom-zavode-krasnyy-oktyabr-v-volgograde
Впрочем, в Облпромторге уверены, что комбинат успешно справится с выплатой накопившейся задолженности перед кредиторами, хотя быстрым этот процесс не будет.
— Конкурсный управляющий комбината в рамках действующего законодательства выполняет комплекс мер, направленный на погашение долгов предприятия, в том числе осуществляет взыскание задолженности третьих лиц с целью максимального погашения в последующем кредиторской задолженности, а также проводит инвентаризацию и оценку имущества комбината, — сообщил «НовостиВолгограда.ру» вице-губернатор Роман Беков. — Предприятие в полном объёме обеспечено энергоресурсами, обязательства по погашению за их использование благодаря текущей производственной деятельности выполняются комбинатом своевременно. Осуществляются отчисления в бюджеты всех уровней с учётом текущего статуса предприятия. Расчёты с кредиторами будут осуществляться в рамках действующего законодательства.
Банкротство «Красного Октября» обеспокоило не только областных чиновников — в первую очередь оно вызвало волнение у сотрудников комбината. По данным пресс-службы завода, на момент объявления предприятия банкротом его трудовой коллектив составлял 2684 человека; ещё более 1,8 тысячи рабочих уволили до того, как предприятие было признано финансово несостоятельным.
На следующий день после того, как завод объявили банкротом, тогдашний и.о. исполнительного директора ВМК «Красный Октябрь» Валерий Явецкий заверил, что это не приведёт к массовым сокращениям, и даже анонсировал расширение штата. Временное руководство предприятия гарантировало, что сотрудники комбината продолжат получать зарплату на прежних основаниях. Губернатор Андрей Бочаров также дал слово, что трудовой коллектив «Красного Октября» не оставят без поддержки в сложной ситуации.
В итоге массовых сокращений на «Красном Октябре» удалось избежать. Сейчас на комбинате официально числятся 3272 сотрудника — больше, чем на момент объявления о банкротстве. Проблем с выплатой зарплаты не наблюдается, а её средний размер даже увеличился. Простые рабочие от ситуации, связанной с банкротством, не пострадали — а вот отдельных управленцев, назначенных прежним собственником, отстранили от исполнения их обязанностей. Наведение порядка в финансовой деятельности комбината привело к увольнению нескольких членов команды Герасименко, уличённых в непрофессионализме и подозрительных махинациях.
— В соответствии с поручениями межведомственной рабочей группы, созданной при Минпромторге России, в администрацию региона и федеральное профильное ведомство регулярно поступает информация о текущей ситуации на заводе. Благодаря совместным усилиям федерального центра, администрации региона и нового руководства предприятия удалось возобновить его производственную деятельность, восстановить подачу всех необходимых энергоресурсов, сохранить численность работников и в полном объёме погасить задолженность по заработной плате, которая сформировалась при предыдущем руководстве, — подчеркнул вице-губернатор Роман Беков.
Поскольку Трудовой кодекс не запрещает предприятиям, которые находятся в состоянии конкурсного производства, нанимать новых сотрудников, «Красный Октябрь» в обычном режиме открывает вакансии. Комбинат даже планирует присоединиться к программам промышленного туризма, чтобы привлечь потенциальных работников. Сейчас заводу требуются экскаваторщики, машинисты мостовых кранов и другие специалисты, которым обещают стабильную заработную плату.
За год на «Красном Октябре» произошли заметные перемены к лучшему в плане восстановления и развития производства, а также создания комфортных условий для сотрудников. В мае на предприятии вновь заработала печь №5 — «сердце» цеха ЭСПЦ-2, простаивавшее целый год; в июле заново открылся ледовый цех, а совсем недавно на заводе впервые за пять лет прочистили систему шламовой канализации. «Кошмарные» бытовки рабочих, год назад напугавшие до полусмерти волгоградских журналистов, также были капитально отремонтированы впервые за тридцать лет. Производственные показатели значительно улучшились: если на момент введения конкурсного производства «Красный Октябрь» производил 4,4 тысячи тонн жидкой стали, то к октябрю 2019-го завод выплавил более 25 тысяч тонн стали специального назначения.
«Красный Октябрь» уверенно наращивает производственные объёмы. С начала 2019 года объём производства жидкой стали вырос почти втрое, а по объёму производства нержавеющего проката комбинат вышел на докризисный уровень. Рост объёма производства обусловлен увеличением числа заказов и расширением возможностей для их выполнения, в том числе по линии государственного оборонного заказа.Роман Беков, заместитель губернатора Волгоградской области
По данным пресс-службы «Красного Октября», сегодня на комбинате полноценно работают семь основных цехов — электросталеплавильные (ЭСПЦ-2 и ЭСПЦ-3), фасонного литья (ЦФЛ), обжимной крупносортный, листопрокатный, цех отделки металлопроката и копровый. Кроме того, функционируют десять вспомогательных цехов, где ремонтируют оборудование, производят известь и так далее. После единственного пятидневного простоя в ноябре 2018 года предприятие больше ни разу не прерывало производственный процесс.
Параллельно решается вопрос с газоочисткой, по поводу которой к комбинату возникали вопросы у Росприроднадзора. В рамках инвентаризации руководство «Красного Октября» изучает, при каких обстоятельствах завод приобретал оборудование. Чтобы предприятие могло завершить строительство системы сухой газоочистки, надзорные ведомства продлили срок действия разрешений.
— В настоящий момент на предприятии функционирует система мокрой газоочистки, проводятся природоохранные мероприятия, предусмотренные действующими нормами и правилами и предписанные законом. На днях завершился ремонт шламовой канализации системы мокрой газоочистки, благодаря чему эффективность установки выросла в несколько раз, — пояснили в пресс-службе комбината.
Разумеется, банкротство крупного завода сложно назвать позитивным событием, но за прошедший год волгоградский металлургический комбинат показал, что способен успешно преодолеть кризис — пусть и не без посторонней помощи. Пожалуй, сегодняшнюю ситуацию с «Красным Октябрём» нагляднее всего символизирует тот образ, который предприятие продемонстрировало на недавней выставке «МеталлЭКСПО» в Москве — практически обнажённая девушка с боди-артом в корпоративных цветах на всё тело. С одной стороны, обанкротившийся завод продолжает сталкиваться с претензиями кредиторов, которые так и норовят «раздеть» его до нитки. С другой стороны, что может выражать оптимизм и надежду на светлое будущее лучше, чем голая женщина?