Posted 19 февраля 2021,, 15:36

Published 19 февраля 2021,, 15:36

Modified 17 октября 2022,, 11:12

Updated 17 октября 2022,, 11:12

Решения ЕСПЧ: от защиты прав человека до поддержки гей-пропаганды

19 февраля 2021, 15:36
Решения Европейского суда по правам человека против России власти нашей страны исполняют неохотно. Какие-то решения действительно направлены на защиту интересов граждан, как в случае с наркополицейским из Волгограда, а некоторые решения у многих россиян порой вызывают недоумение.

Осенью 2017 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал несправедливым приговор Алексею Навальному по делу «Ив Роше». Верховный суд России отказался отменить решение предыдущей инстанции. 2 февраля 2020 Симоновский суд Москвы отменил условное осуждение Навального по делу «Ив Роше» и назначил ему наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима.

Своё новое слово представитель ЕСПЧ сказал 17 февраля и потребовал от России освободить блогера Алексея Навального.

— Очень плохо, что все-таки удалось политикам вот так унизить Европейский суд, заставить его решать сиюминутные текущие проблемы, — заявил адвокат Дмитрий Аграновский Российскому агентству правовой и судебной информации.

По его мнению, такое решение обострит отношения между Россией, ЕСПЧ и ЕС и повредит тысячам российских граждан, которые ждут решения Европейского суда. Эксперт считает вполне реальной перспективу выхода России из-под юрисдикции Европейского суда. А этот шаг грозит обернуться тысячами жалоб россиян, которые останутся без рассмотрения.

Тем не менее, Аграновский считает, что у Навального нет никаких оснований для применения правила 39 на которое ссылается ЕСПЧ. Так, как его жизни и здоровью ничего не угрожает.

Аграновский также считает, что далеко не все страны готовы были поддержать решение в отношении Навального. «Перевесили, скорее всего, Латвия и Литва, которые полностью находятся под контролем США», — сказал он.

В Минюсте РФ в свою очередь заявили, что Россия не сможет освободить Навального по требованию ЕС поскольку рассматривает подобные заявления как необоснованное и грубое вмешательство в работу судебной системы суверенного государства.

Важную роль ЕСПЧ сыграл в судьбе волгоградского наркополицейского Павла Степаненко. Это дело имело серьезный общественный резонанс. В 2015 году Дзержинский районный суд Волгограда признал наркополицейского виновным в получении взятки и отправил за решётку на 7,5 года со штрафом в 150 млн рублей, однако этот приговор оказался вынесен с таким множеством грубых нарушений, что был отменён.

В 2017 году уже Тракторозаводский суд вынес Павлу Степаненко ещё более суровое наказание: 14,5 года колонии строгого режима. Год спустя областной суд оправдал подсудимого по ряду недоказанных эпизодов, сократил ему срок до 8,5 лет и снизил штраф до 4,5 млн рублей.

Однако родственники наркополицейского продолжали настаивать на его полном оправдании, проводили одиночные пикеты и утверждали, что Степаненко стал жертвой произвола со стороны некогда всесильного руководителя областного СУ СКР Михаила Музраева. Они утверждали, что Музраев лично угрожал сотруднику ФСКН и обещал, что тот «сдохнет в тюрьме».

Именно в Европейском суде по правам человека супруга Павла Степаненко добилась поддержки. ЕСПЧ признал содержание бывшего наркополицейского под стражей незаконным. Однако даже с учетом мнения ЕСПЧ дело Степаненко двинулось в сторону пересмотра только после задержания Михаила Музраева.

Суд сначала смягчил бывшему наркополицейскому наказание, а в ноябре 2020 года окончательно отпустил заключенного на свободу. Экс-сотрудник наркоконтроля обещал продолжать борьбу за свои права, честное имя и добиться реабилитации.

Если в случае со Степаненко решение ЕСПЧ кажется вполне законным и даже провидческим (ряд недоказанных эпизодов Степаненко отменили после вердикта ЕСПЧ), то другие решения данного судебного органа, мягко говоря, спорные.

Буквально накануне ЕСПЧ оправдал Германию за авиаудар в Афганистане 11 лет назад, когда погибли несколько десятков афганских мирных жителей. В той громкой истории Бундесвер «немного промахнулся» при подрыве двух душманских бензовозов. Точнее удар получился точным, однако произошло это в тот момент, когда рядом было несколько сотен мирных жителей. 150 из них пострадали, не менее 90 погибли.

Было и откровенно провокационное в контексте российского менталитета решение ЕСПЧ. Так в июне 2017 года там признали дискриминационным закон РФ о запрете «гей-пропаганды» среди лиц, не достигших 18 лет.

По мнению ЕСПЧ, данный российский закон нарушает статьи 10 и 14 Конвенции (о свободе выражения мнения и запрете дискриминации). В качестве мотивировки указана такая деталь, что пределы законодательных норм в законе РФ не достаточно чётко определены, а значит, их применение может носить произвольный характер.

Минюст РФ отреагировал мгновенно, выразив несогласие с постановлением и пообещав добиться пересмотра дела. Однако ЕСПЧ на попятную не пошел. В результате Коституционный суд напрямую не блокировал это решение ЕСПЧ, поскольку в 2014 году уже был аналогичный прецедент. Тогда в рамках другой жалобы, схожей с решением ЕСПЧ, один из российских судов постановил, что закон о запрете «гей-пропаганды» полностью соответствует Конституции и его нельзя называть дискриминационным.

"