Posted 16 февраля, 18:21

Published 16 февраля, 18:21

Modified 20 февраля, 18:26

Updated 20 февраля, 18:26

К чему приводит буллинг в школе

Буллинг в школе: «вакцина» для понимания жизни или дорога к поломанной психике?

16 февраля 2024, 18:21
Фото: Freepik.com
К чему приводит буллинг в школе
Каждый третий ребенок в России подвергался травле в школе. Буллинг — наиболее частая причина детских самоубийств и склушутингов, отмечают эксперты. Но до сих пор этот термин отсутствует в правовом поле, и прописанных мер борьбы с ним нет. Разбираемся, как так получилось.

От буллинга до скулшутинга: новые проблемы России

В декабре минувшего года страну потрясла страшная трагедия: 14-летняя ученица гимназии №5 в Брянске расстреляла из принесенного в тубусе ружья своих одноклассников. Погибла одна девочка, четверо мальчиков получили тяжелые ранения. Сама нападавшая покончила с собой.

Выяснилось, что школьница подвергалась травле. Со слов знакомых, она была необщительная и «очень странная».

Это не первый случай, когда буллинг (от англ. bullying — запугивание) перерастает в острые формы агрессии. За последнее десятилетие случаи вооруженных нападений на образовательные учреждения существенно участились. Бич американского общества стал острой проблемой еще и России.

На слуху остаются трагедии в Казани, Перми, Керчи, Благовещенске и Ижевске — и это случаи только за последние пять лет. Нередко причиной или катализатором скулшуттингов (вооруженного нападения прим. ред.) становятся непринятие и травля со стороны сверстников.

Впрочем, чаще всего буллинг так и остается трагедией одного конкретного человека — жертвы. Травля влечет за собой психологические проблемы и психические расстройства, является наиболее частой причиной детских суицидов, а иногда приводит к ответной агрессии, в том числе в форме вооруженного нападения.

Каждый третий ребенок — жертва

Как сообщили «НовостиВолгограда.ру» в региональном главке МВД, никакой статистики по буллингу не ведется. Конкретные случаи физического насилия подводятся под соответствующие статьи и учитываются в общей статистике ведомства.

Исследованиями вопросов травли в российских школах занимаются независимые организации. По результатам последнего опроса агентства «Михайлов и Партнеры. Аналитика», каждый третий ребенок (37%) в возрасте 10-18 лет подвергался буллингу.

Схожие результаты получили аналитики «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). Свыше 40% респондентов подтвердили, что подвергались издевательствам в школе. Из них 6% — не только подвергались травле, но и сами выступали в роли агрессора.

Куда более страшные цифры приводит первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. По ее словам, с травлей в школе сталкиваются 57% учеников. При этом только 0,3% детей и родителей обращались в местные департаменты образования или правоохранительные органы.

Откуда берется травля

Травля — явление не новое, и в том или ином виде существовала всегда и во всех социальных группах. Но наиболее часто буллинг проявляет себя в школьные годы. Об этом, например, говорит исследование ВЦИОМа. По данным аналитического центра, большинство респондентов (38%) сталкивались с травлей во время обучения в школе. И чаще всего в возрасте 11-14 лет.

Детский психолог из Волгограда Наталья Тодорова объясняет такое явление пока еще нестабильной психикой подростка, на которую накладываются физиологические изменения организма.

— В подростковом возрасте человек сталкивается с множеством противоречивых внутренних состояний, вызванных как гормональной перестройкой организма, так и сложным положением — уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Возникают трудности в понимании своих границ. У ребёнка накапливается огромное внутреннее напряжение, которым он не умеет управлять, — объясняет Наталья Тодорова.

Накопленное напряжение требует разрядки и нередко школьниками избирается наиболее простой путь — агрессия по отношению к более слабым сверстникам. Это еще и способ самоутверждения на фоне собственных комплексов.

— Сильные, агрессивные, эмоционально не сдержанные подростки импульсивно выливают свою агрессию на более слабых, так как это проще всего и не надо дополнительно затрачивать свои силы на преодоление чужого сопротивления. Так происходит внутренняя разрядка, — отметила психолог.

Детский психолог Наталья Ускова подчеркивает, что от буллинга никто не застрахован. Агрессор может зацепиться за что угодно: социальный статус, этническую принадлежность, особенности внешности, поведения. Но чаще всего агрессоров привлекают психологически уязвимые люди, и в этом случае можно говорить о некоторых общих чертах жертв.

— У людей, подвергающихся травле, есть некоторые общие черты. Например, чувствительность. Все принимается близко к сердцу: критика, замечания. Есть ребята, которые избегают конфликтов. Они неагрессивные и не могут постоять за себя. Нередко такие подростки необщительны, не умеют выстраивать социальные контакты, тяжело заводят друзей. Конечно, могут быть проблемы с самооценкой, подросток может думать, что он хуже других, — рассказывает Наталья Ускова.

Травля, как правило, усугубляет внутреннее состояние таких людей: они закрываются, уходят в себя.

Буллинг — вакцина для понимания жизни?

В начале февраля во время выступления на радио Митрополит Рязанский и Михайловский Марк назвал буллинг в школе «вакциной», которая дает понимание, что жизнь — это испытание. Так священнослужитель ответил на вопрос местной жительницы о том, надо ли ей перевести на домашнее обучение ребёнка из-за травли в школе.

И хотя высказывание митрополита вызвало преимущественно негативную общественную реакцию, мнение о «полезности» травли, как своеобразной закалке, весьма распространенно.

Наталья Тодорова отмечает, что эффект буллинга на личность жертвы и агрессора может быть разным. Многое зависит от контекста.

— Хорошо/ плохо трудно определить. Зависит от того, как произошла развязка ситуации. Какой был нанесён ущерб личности пострадавшему подростку. Как отнеслись окружающие, в том числе значимые взрослые. Какие выводы были сделаны. Это очень важно. И самое главное, что эта ситуация опасна и вредна как для потерпевшего, так и для нападающего, — отмечает Наталья Тодорова.

Психолог Наталья Ускова отвечает на вопрос о «полезности» буллинга однозначно. Эксперт подчеркивает, что травля — это путь к поломанной психике. У таких людей нередко развивается социальная тревожность, депрессия, суицидальное поведение, ощущение бессилия. Жертвы начинают видеть искаженный образ себя, игнорировать свои сильные стороны, положительные черты.

— Буллинг — это травля, насилие, это акт агрессии. Что может быть в этом хорошего? Хорошее всегда созидает, создает, соединяет, строит. А насилие — разрушает, прерывает и останавливает. Буллинг — это не школа жизни. Он нам ничего не дает, а только забирает. О полезности травли можно говорить в том случае, если мы эту травлю оправдываем, — прокомментировала «НовостиВогограда.ру» Наталья Ускова.

Как буллинг влияет на его участников

Буллинг опасен для всех его участников, подчеркивают эксперты: и для жертвы, и для наблюдателей, и для агрессора.

Зачинщики травли понимают, что насилие сходит им с рук, и не учатся выстраивать отношения здоровым образом, объясняют специалисты проекта «Травли NET». Такой опыт огрубляет обидчика, закладывает в него деструктивные, асоциальные черты, которые могут повлиять на весь дальнейший ход его жизни.

Наблюдатели получают опыт бессилия, испытывают стыд за свою нерешительность из-за страха оказаться на месте жертвы. Постоянное созерцание насилия также ведет к ожесточению личности, учит человека отчуждению.

Прекратить насилие без вмешательства взрослых не удастся, подчеркивает Наталья Ускова. Родителям жертвы первым делом необходимо обратиться к классному руководителю с просьбой урегулировать ситуацию. Если понимания найти не удается — написать заявление в администрацию учебного заведения, управление образования и прокуратуру для установления всех обстоятельств.

Пострадавшему ребенку оказать всестороннюю поддержку и психологическую помощь, желательно профессиональную.

Родителям агрессора придется проявить сдержанность в общении с подростком, чтобы не усугубить ситуацию. В общении важно делать акцент не на личности ребенка, а на его поступках, чтобы не взращивать в нем деструктивные проростки.

— Родителям важно понимать, что у такого ребенка базово есть чувство страха, тревоги, бессилия, неуверенности в себе. И часто он этим стремлением к власти и контролю просто компенсирует свою неуверенность. Первым делом нужно загладить ущерб, извиниться перед пострадавшим. Как именно это сделать лучше обсудить с подростком. Нужно отделять самого ребенка от того, что он делал. И обсуждать именно его поступки. Усугублять эти деструктивные чувства руганью не нужно, — объясняет Наталья Ускова.

Психолог отмечает, что агрессия ребенка — это «звоночек» для взрослых, чтобы они обратили внимание на то, что происходит в их собственной семье.

Проблему привыкли не замечать

Буллинг — проблема мирового масштаба. В ряде стран, таких как Япония, США, Казахстан, Австралия, борьба с этим явлением ведется посредством социальных программ и законов. В России долгие годы проблему не замечали. Причем как на бытовом, так и на законодательном уровне.

Официальной статистики по буллингу не ведется, данный термин отсутствует в законодательстве РФ. До сих пор не существует госпрограмм по борьбе с травлей, не прописаны наказания для зачинщиков и тех, кто допускает такого рода насилие.

В обществе травля воспринимается как хоть и не приятное, но привычное явление. Во многих школах конфликты такого рода не стараются уладить «по-тихому», а если получается — вовсе не замечать.

Согласно исследованию «Травли NET» и проекта «Где мои дети», 48,7% респондентов заявили, что учителя предпочитали закрывать глаза на буллинг в их классе. Еще 28,9% отметили, что руководство школы не считало происходящее травлей. Лишь в 20% случаев педагоги вмешивались, и ситуацию удавалось урегулировать.

О том, что школы намеренно замалчивают проблемы, заявила первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Она отметила, что во многих учебных заведениях существует рейтинг эффективности, который может подпортить «лишняя шумиха». Впрочем, уже в скором времени за умалчивание фактов буллинга директоров школ могут начать наказывать рублем.

Вот уже два года в разработке находится межфракционный законопроект о профилактике травли. Прямо сейчас документ приобретает оконченный вид. Ожидается, что весной он поступит на рассмотрение в Госдуму.

В законе планируется прописать понятия буллинга, жертвы, организатора и наблюдателя. Документ будет содержать инструкции о порядке действий в случае выявления факта травли, а также ответственность за буллинг и его сокрытие.

Предлагается ввести наказание для родителей зачинщиков травли в виде штрафа. Однако не факт, что этот пункт останется в итоговой версии законопроекта. По словам Яны Лантратовой, сейчас вокруг этого предложения идут споры.

Дискуссия разразилась и по вопросу ответственности родителей за скулштуинг. Соавтор законопроекта, президент фонда «Юристы помогают детям» Виктория Дергунова отметила, что в случаях нападения компенсации пострадавшим выплачивает школа. А так как собственного бюджета у нее нет, фактически за это платит государство.

— Это сигнал для детей — за все, что вы делаете до 14 лет, платит государство, если вы делаете на территории школы. Ваши семьи не понесут ответственности, — подчеркнула Виктория Дергунова.

И хотя разработка законопроекта идет непросто, а сам документ содержит спорные нюансы, попытка законодательного регулирования вышедшей из-под контроля проблемы не может не радовать.

Не стоит питать ложных надежд об искоренении травли одним росчерком пера в документе. Тем не менее, внесение буллинга в правовое поле даст гражданам дополнительные инструменты для защиты себя и своих детей. А установление ответственности за подобные деяния может стать отрезвляющей пощечиной для зачинщиков и их покрывателей.

"