Posted 10 февраля, 05:35

Published 10 февраля, 05:35

Modified 15 февраля, 16:41

Updated 15 февраля, 16:41

Почему учителя подвергаются травле и что с этим делать

Из кумира в жертву буллинга: почему учителя подвергаются травле и что с этим делать

10 февраля 2024, 05:35
Фото: Freepik.com
Почему учителя подвергаются травле и что с этим делать

Почему дети травят учителей и как с этим бороться

Около 70% российских учителей в той или иной форме подвергались буллингу, говорят аналитики. Эксперты связывают это с падением авторитета педагога в обществе и эволюцией гаджетов. Игнорировать проблему не в состоянии и власти, которые вовсю ищут законодательные пути защиты учителей.

Страшная тенденция: учителя — жертвы буллинга

Соцсети пестрят видеороликами, на которых учителя или оскорбляют, или даже физически наказывают учеников. Каждая такая история становится не просто достоянием общественности, но и причиной служебных и прокурорских проверок, а иногда и судебных разбирательств. И это, безусловно, адекватная реакция на вопиющий инцидент.

Но если школьники оперативно реагируют на несправедливость по отношению к себе и фиксируют все на смартфон, то травля по отношению к учителю часто остается «за кадром».

В декабре 2023 года жителей Обнинска возмутило видео с издевками над 80-летним учителем физики. Ученики 7-го класса школы №1 всячески тыкали, толкали и подшучивали над пожилым преподавателем. Если бы не снятое ими видео, инцидент так и остался бы замолчанным.

Похожая ситуация в октябре минувшего года произошла в одной из школ Калачевского района Волгоградской области. Старшеклассник демонстративно преподнес учителю на профессиональный праздник две гвоздики с черной ленточкой. Свою оскорбительную выходку школьники также засняли на камеру и выложили в сеть.

В январе 2024 года в сети завирусилось сомнительные видео, снятое в Сосновоборске Красноярского края. На них восьмиклассники читают рэп, начиненный оскорблениями в адрес преподавателей и угрозами сексуального характера.

Иногда издевки перерастают в физическое насилие. Подобный вопиющий случай произошел в 2022 году в Архангельской области. Школьник избил учительницу за просьбу сесть на последнюю парту. Подросток наносил удары по животу и лицу, сорвал очки и растоптал их на виду у всего класса. После инцидента женщина была вынуждена пройти курс лечения у невропатолога. История попала в публичное поле после того, как педагог обратилась в суд.

Буллинг учителей в цифрах

Исследованием проблемы травли учителей занялись аналитики Высшей школы экономики. Результаты говорят сами за себя: минимум 70% педагогов подвергались издевательствам в школе.

С кибербуллингом (оскорбительные посты, комментарии, фото и видео в соцсетях, угрозы на электронную почту) сталкивались 42% педагогов. Об угрозах в свою сторону заявил каждый второй педагог. Самой жесткой формой травли — физическим насилием — сталкивались хотя бы раз в жизни 15% учителей.

Но чаще всего педагоги подвергаются скрытой травле: игнорированием со стороны учеников, демонстрацией презрения через жесты или взгляды, отказы выполнять требования преподавателей. Нередко ученики придумывают педагогу прозвища, комментируют его внешний вид или личную жизнь.

23% учителей, подвергающихся буллингу, предпочитают замалчивать проблему. 31% и 35% педагогов рассказывают о нападках членам семьи и коллегам по работе. 13% — прорабатывают проблему с психологом.

Травля приводит к профессиональному выгоранию, что снижает качество преподавания, делают вывод исследователи ВШЭ. В конечном итоге психологическое истощение может вылиться в ответную агрессию к ученикам.

Кризис авторитета: новое место учителя в обществе

Буллинг по отношению к учителю явление не новое. Но в условиях, когда существовавшая столетиями иерархия «учитель-ученик» рушится, а формы буллинга эволюционируют — проблема выходит на совершенно иной уровень.

Депутат волгоградской областной Думы и профессор Алексей Буров уверен, что росту случаев открытой агрессии служит планомерное снижение авторитета учителя в обществе. За 30 лет статус педагога деградировал с «неоспоримого авторитета» до «поставщика образовательных услуг». Последняя формулировка, к слову, до недавнего времени была закреплена законом «Об образовании».

— В моем детстве учитель воспринимался, как некая недосягаемая фигура. Его слово значило для учеников многое. Но вместе с развалом Советского Союза поменялись и установки в обществе. Появилась всеобъемлющая свобода, которая, к сожалению, размыла авторитет учителя и превратила его в поставщика услуг. Сейчас многие живут по принципу «мне никто не авторитет», «что хочу, то ворочу». Конечно, так быть не должно. Педагог — это не обслуга, это воспитатель. Если низвергнуть его на такой низкий уровень, то и образование, и воспитание будут соответствующими, — отмечает Алексей Буров.

Конфликты в школе, перерастающие в буллинг с той или другой стороны, — это прежде всего вопрос поколенческого разрыва. Поколения школьников сменяют друг друга, в то время как педагогический состав обновляется крайне неторопливо, и основную его массу по-прежнему составляют представители «советской школы».

В информационную эпоху, когда в несколько секунд можно получить доступ к любой информации, учитель более не воспринимается, как единственный источник знаний. А сами подростки нередко считают себя если и не умнее, то куда более продвинутыми и просвещенными, что болезненно воспринимается педагогами старой закалки.

Заслуженный учитель РСФСР и РФ Виталий Грозный отмечает, что за минувшие десятилетия российское общество претерпело серьезные внутренние изменения: поменялись представления о здоровом взаимодействии внутри образовательного процесса, роли и функциях учителя, трансформировалось само понятие «авторитета» и свойственных ему атрибутов.

— Школа — это наше общество в миниатюре. И в данном случае взаимоотношение между учениками и учителем — это отражение уклада общества, его идеалов, установок. Если мы видим такие негативные тенденции, вроде той же травли, то это означает, что аналогичные процессы идут за пределами школьных стен, — объясняет Виталий Грозный.

При этом педагог также отмечает, что взаимоотношения с учениками во многом зависят от самого преподавателя, того, как он поставит себя в классе.

— Мы должны понимать, что и учитель должен быть достоин звания учителя. Авторитет не может исходить только извне. Сам педагог должен его утвердить в классе. Он должен быть в меру строгим, и в меру мягким. Нельзя заигрывать с учениками, иначе все кончится провалом. Нужно добиться того, чтобы тебя не просто слушали, но и слышали. Это тяжелая работа, требующая постоянного совершенствования своих коммуникативных и иных навыков, — подчеркивает Виталий Грозный.

Авторитет педагога неразрывно связан с престижем самой профессии. Согласно исследованию сервиса SuperJob от 2021 года, профессию учителя назвали престижной менее половины (40%) опрошенных. Респонденты ВЦИОМ престижность профессии оценили на 3,19 баллов из 5 возможных.

В обоих случаях число тех, кто считает профессию престижной, за последние 5-10 лет увеличилось. Тем не менее, результаты опросов все еще скромные и свидетельствуют о наличии проблемы.

И Виталий Грозный, и Алексей Буров сходятся во мнении, что изменить ситуацию иначе, как поднятием зарплат педагогам нельзя. Но пока все попытки утвердить единую, справедливую и прозрачную систему оплаты труда учителей буксуют.

Как пытаются защитить учителей

Законотворческую работу по повышению авторитета педагога начали с изменения формулировок. В июле 2022 года из закона «Об образовании» исключили понятие «образовательная услуга». Такая формулировка, отмечали законотворцы, ставила знак равенства между педагогической деятельностью и коммерческой услугой, что негативно сказывалось на авторитете преподавателей.

Но на языковых новшествах власти не остановились и вплотную занялись проблемой буллинга учителей. В частности, в декабре минувшего года Владимир Путин подписал закон о запрете использования телефонов на занятиях. В понимании авторов документа, смартфон — это не только отвлекающий от уроков фактор, но и инструмент травли: ведь нередко школьники без разрешения учителя делают фото и видео, которые затем используют для кибербуллинга.

Кроме прочего, новый закон предоставляет учителям гарантии защиты от оскорблений. В конфликтных ситуациях педагоги могут обратиться в комиссию по урегулированию споров или к руководству образовательной организации. Последние обязуются реагировать на соответствующие обращения и предпринимать меры.

При этом право отбирать у учеников смартфоны в случае нарушения запрета в законе не прописано. Юристы отмечают, что изъять личную собственность по действующему законодательству нельзя. То есть ожидается лишь добровольное следование учениками правил дисциплины. В противном случае учеников ждет дисциплинарное взыскание — по сути, единственная мера воздействия, прописанная в законе.

В декабре 2023 года президент Владимир Путин провел встречу с членами Совета по правам человека (СПЧ), где, в частности, обсуждалась проблема буллинга учителей. Уполномоченный по правам ребенка Ульяновской области Екатерина Сморода заявила, что сегодня «кто угодно может вылить грязь на любого учителя в соцсети или СМИ».

Она предложила призывать к ответственности за распространение информации, подрывающей статус учителя, по аналогии с наказанием за дискредитацию армии РФ. Отметим, согласно закону, за публикацию порочащей Вооруженные силы информацию, полагается штраф от 30 до 50 тысяч для граждан, от 100 до 200 для должностных лиц, и от 300 до 500 тысяч для юрлиц. Как на практике должна выглядеть такая мера в случае с учителями неясно: или это будет всеобъемлющий репрессивный инструмент, или очередной неработающий механизм.

Президент прислушался к мнению и уже поручил Правительству и СПЧ до 1 июля представить предложения по защите чести, достоинства и репутации учителей от нападок в интернете. Как будет выглядеть этот механизм, предстоит узнать позже.

Параллельно для педагогов предложено создать служебную памятку об основах ведения социальных сетей и виртуального общения с учениками. Такое предложение направил министру образования председатель Ассоциации производителей детских товаров, работ и услуг Михаил Ветров.

Он подчеркнул, что многие педагоги не владеют даже базовыми навыками пользования интернетом и не представляют, как противодействовать кибербуллингу. Памятка должна компенсировать эти пробелы.

Хотя в уже принятом законе есть нюансы, а разрабатываемые законодательные механизмы до конца неясны — это лишь начало большой законодательной работы по восстановлению авторитета учителя и защиты его от травли, отмечает депутат и профессор Алексей Буров.

— Это только первый шаг. Принятие подобных законов продиктовано необходимостью, это нужно понимать. Надо было защитить педагогов от съемок на телефон — приняли соответствующий документ. А дальше он будет дорабатываться на основе практики. Но хочу отметить, что я не сторонник репрессивных мер, запугиваний наказанием. Самый лучший способ управления — это воспитание. Нужно в первую очередь убедить учеников, что так или иначе поступать нельзя. И я надеюсь, что разрабатываемые законодательные меры будут этому способствовать, — отметил Алексей Буров.

А вот заслуженный учитель России Виталий Грозный относится к попыткам поднять авторитет учителя законодательными методами с долей скептицизма.

— Уже предпринимались неоднократные потуги повысить престиж учительской профессии, повысить авторитет. Но это на словах, а на деле каких-то глобальных сдвигов нет: пришли вот к травле. Прошлый год был Годом педагога и наставника, и чем он закончился? Поставили педагогов на какую-то новую высоту? Зарплату серьезно повысили? Я согласен с тем, что престиж отчасти исходит «сверху». Если государство заинтересовано, то оно платит и соответствующую зарплату, и уделяет соответствующее внимание. Видимо, это не тот случай. Пусть принимают законы, но я не уверен, что такие робкие шаги как-то серьезно повлияют на положение учителей, — считает Виталий Грозный.

Перед законотворцами и Правительством стоит крайне непростая задача разобраться с тем ворохом проблем, который накапливался десятилетиями. Тот факт, что на ситуацию наконец обратили внимание, внушает осторожный оптимизм. Однако многое зависит от глубины проработки законодательных механизмов, готовности властей заняться еще и экономическим положением учителей. Только за счет всестороннего, комплексного подхода можно укрепить авторитет педагога и минимизировать случаи проявления буллинга по отношению к нему.

"