Posted 15 февраля 2022,, 13:44

Published 15 февраля 2022,, 13:44

Modified 17 октября 2022,, 11:44

Updated 17 октября 2022,, 11:44

«Распад неминуем»: что сулит волгоградскому штабу ЛДПР болезнь Жириновского

15 февраля 2022, 13:44
Бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский госпитализирован с двусторонней пневмонией. 9 февраля 75-летний политик был подключён к аппарату ИВЛ, и хотя Минздрав утверждает, что состояние Жириновского стабильно, слухи о критическом характере его болезни продолжают множиться.

14 февраля сын Владимира Жириновского Игорь Лебедев опубликовал тревожный пост в Facebook. «Только живи!», — написал он. В тот же день пресс-служба ЛДПР опровергла информацию о том, что у госпитализированного политика начались воспалительные процессы в головном мозге. Есть основания полагать, что болезнь лидера ЛДПР проходит не так стабильно, как пытаются представить его приближённые. Не исключено, что партия, для которой Владимир Жириновский остаётся единственным и неповторимым кумиром, очень скоро может столкнуться с кризисом лидерства.

О том, что ждёт ЛДПР в целом и волгоградское отделение партии в частности, если Владимир Жириновский станет недееспособен или скончается, — в материале «НовостиВолгограда.ру».

Царицын, Сталинград, Жириновск

С Волгоградом у Владимира Жириновского особые отношения. Лидер ЛДПР неоднократно использовал богатое прошлое города-героя для привлечения внимания к собственной персоне — это стандартная тактика для политика, получившего известность за счёт громких заявлений. Переименовать Волгоград Жириновский предлагал так часто, что в итоге начал путаться в показаниях. В 2017 году он сначала заявил, что областному центру нужно вернуть имя Сталинград, но очень быстро передумал и выступил за историческое название Царицын; в 2018 году говорил, что его устроили бы оба варианта переименования; в 2020 году вновь вернулся к «царицынской» версии. Во всех случаях волгоградцы на эти заявления реагировали иронически.

Волгоградскую область лидер ЛДПР вообще вспоминал в основном именно в контексте переименования разных объектов. Например, однажды он всерьёз потребовал назвать Павелецкий вокзал в Москве Урюпинским вокзалом — чтобы жители Урюпинска «получили очередной глоток вдохновения». В Волгоградской области даже мог бы появиться город Жириновск — представители ЛДПР просили переименовать Жирновск в честь своего бессменного лидера.

Владимир Жириновский лично приезжал в Волгоград несколько раз. Во время последнего своего визита в 2018 году он выступил с лекцией для студентов ВГСПУ — рассказал им о правильном питании и необходимых президенту качествах (на своём примере, разумеется). Но никаких громких политических заявлений в Волгограде он в последние годы не делал.

Лидер есть — партии нет

У Жириновского не было особых причин проявлять интерес к Волгограду. В те времена, когда Волгоградская область находилась в «красном поясе», популярность его партии в регионе была невелика. Ситуация начала меняться на рубеже 90-х и 2000-х, когда отделение ЛДПР в регионе возглавил молодой перспективный политик — будущий мэр Волгограда Евгений Ищенко. Партия сформировала собственную фракцию в областной Думе, и хотя её результаты на региональных выборах не впечатляли (например, в 2009 году ЛДПР получила на выборах в Волгоградскую областную Думу менее 10%, уступив даже «Справедливой России»), в ряде муниципалитетов ей удавалось демонстрировать неплохие показатели. Памятна скандальная история в Волжском, где ЛДПР в 2005 году выиграла муниципальные выборы в гордуму — в итоге большинство депутатов, прошедших в гордуму от партии Жириновского, вследствие тайных переговоров перешли в «Единую Россию». Такая соглашательская позиция оттолкнула новообретённый электорат ЛДПР, и следующие избирательные кампании складывались для партии неудачно.

Партийное отделение в регионе сотрясали громкие скандалы. Местные жириновцы так и не смогли поладить между собой. Конфликтующие группы плели друг против друга интриги и пытались привлечь лидера партии в качестве арбитра: например, в 2016 году волжские депутаты от ЛДПР жаловались Жириновскому на неправомерную процедуру избрания главы ячейки в Волжском. Но самый мощный удар волгоградское отделение ЛДПР получило в 2019 году, накануне губернаторских выборов.

Первым знамением локального апокалипсиса для областного штаба ЛДПР стал налёт вандалов на офис партии, который полиция расследовала с особым тщанием. У одного из хулиганов, исписавших фасад здания неприличными словами, при задержании нашли удостоверение помощника депутата облдумы от ЛДПР Юрия Чекалина: внутренние разборки местных партийцев стали достоянием гласности. Жириновский лично отреагировал на эту ситуацию, но стремительный полёт реготделения в пропасть было уже не остановить. Депутат облдумы Чекалин, публично признававшийся в симпатиях к «Единой России», поспешно сбежал из ЛДПР, резко раскритиковав своего тогдашнего соперника, лидера областного штаба жириновцев Сергея Попова.

Сам г-н Попов, впрочем, недолго оставался предводителем штаба ЛДПР в Волгограде. Он сделал ставку на депутата Госдумы Игоря Торощина, партийного куратора Волгоградской области, в качестве потенциального кандидата в губернаторы. Но Жириновский этот выбор не одобрил, а слухи о коррупции внутри отделения в конце концов привели к уходу Сергея Попова из партии (на выборы в облдуму он шёл уже как беспартийный). В итоге кандидатом в губернаторы от ЛДПР стал никому не известный Владимир Рублёв (настолько неяркая личность, что на агитационных плакатах отсутствовала его фамилия), а лицом партии в облдуме — присланный из Москвы Алексей Логинов. Политологи констатировали, что из-за внутренних разногласий и отсутствия интереса к Волгограду со стороны высшего руководства партии отделение ЛДПР в Волгограде фактически прекратило существование.

Бывший лидер волгоградских жириновцев Сергей Попов сегодня вспоминает эту историю с сожалением. Комментируя кризис в региональном отделении, он сдержанно отметил, что ему «посчастливилось дискутировать с Жириновским» по поводу будущего партии в Волгограде.

Сильную команду ЛДПР, которая могла конкурировать с «партией власти» в Волгоградской области, у нас полностью слили, — вспоминает Сергей Попов. — Слили депутата Госдумы Торощина, который мог бы побороться за место губернатора, слили дееспособных ребят. Как мы видим, сейчас в Волгоградской области партии ЛДПР просто нет, она существует только на бумаге.

После этого локального краха ЛДПР в Волгоградской области держится исключительно на многолетнем авторитете Владимира Жириновского — сравнимых по уровню фигур, которые могли бы привлечь электорат, на уровне региона просто нет. На выборах в Госдуму 2021 года партия набрала в Волгоградской области 11,12% голосов и провела в облдуму двух депутатов — результат приемлемый, но отнюдь не прорывной.

Поезд без локомотива

Учитывая тревожное состояние Владимира Жириновского, главный вопрос, которым сейчас задаются аналитики, — есть ли будущее у ЛДПР в случае утраты её бессменного лидера? Даже если политик оправится от болезни, есть риск, что из-за подорванного здоровья он надолго станет недееспособен, и ему придётся подыскивать замену. Некоторые источники не исключают и более мрачный вариант.

Политолог Александр Сайгин полагает, что потеря лидера станет катастрофой для ЛДПР. По его словам, без Жириновского партия ничего не будет собою представлять даже на федеральном уровне, не говоря уже о Волгоградской области.

Есть как минимум три сценария. Первый сценарий: сейчас в администрации президента пройдут смотрины потенциального нового руководителя ЛДПР, и кого-то назначат на место Жириновского сверху. Второй сценарий: всё-таки папа с сыном помирятся, и ЛДПР возглавит Игорь Лебедев. Правда, непонятно, насколько он потянет эту структуру, — рассуждает Александр Сайгин. — Третий сценарий — это неминуемый распад: сначала произойдёт внутренняя свалка, а потом люди просто начнут из ЛДПР откочёвывать. Кто-то подастся в КПРФ, кто-то в «Единую Россию», кто-то поймёт, что ему с «Новыми людьми» по пути. В этом случае партия тихо-мирно за пару лет угаснет полностью.

По мнению экспертов, ожидать какой-то перезагрузки ЛДПР без участия Жириновского бессмысленно, поскольку более чем за тридцать лет существования партия так и не выработала внятную идеологическую базу, оставаясь объединением вождистского типа с харизматичной персоной во главе. Если Владимир Жириновский уйдёт с политической арены, партия не сможет найти ему столь же яркого сменщика. «Я думаю, для лидерской партии, если невозможно заменить лидера — а Жириновский незаменим, он артефакт, то лучший выход — это коллегиальное руководство», — считает политолог Константин Калачёв.

Бывшие члены ЛДПР признают, что партия держится исключительно на харизме Жириновского, поэтому в случае утраты лидера ей грозит медленное угасание. Впрочем, они демонстрируют несколько больший оптимизм по поводу будущего ЛДПР, нежели другие спикеры.

Моё сугубо личное мнение: конечно, партия не сохранится. Я думаю, вряд ли она будет проходить 5-процентный порог. Владимир Вольфович — реально историческая личность: его можно любить или не любить, но именно на нём держится вся партия, — считает Сергей Попов, экс-депутат Волгоградской областной Думы и бывший руководитель отделения ЛДПР в Волгоградской области. — Владимир Вольфович всегда был тем локомотивом, который тащил партию на себе, затягивал её в Государственную Думу, в областную Думу, в муниципальные советы. Но я не стал бы списывать Владимира Вольфовича со счетов. Он очень сильная личность, а сильный человек привык бороться не только на политическом поле, но и в плане здоровья. Надеюсь, что он поправится. Рано хоронить ЛДПР и Жириновского.

Что будет дальше с ЛДПР, будет зависеть исключительно от искусства столичных врачей. Если Владимир Жириновский быстро оправится от болезни, партия сможет использовать испытанный стресс, чтобы ускорить внутренние реорганизационные процессы и как следует подготовиться к смене руководства, которая рано или поздно неизбежно должна произойти. В противном случае утрата лидера-локомотива, без сомнения, отправит партийный поезд под откос — и политический ландшафт в России изменится раз и навсегда.

"