Издание «НовостиВолгограда.ру» уже рассказывало, как владельцы таунхаусов в «Белой даче» пытаются спасти своё единственное жильё. Среди них — пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, многие покупали дома в ипотеку. В попытках привлечь внимание к своей проблеме они уже обратились к президенту. Камень преткновения в этой ситуации — статус Волго-Ахтубинской поймы: прокуратура настаивает, что дома «Белой дачи» возводились на территории природного парка без разрешения.
История с «Белой дачей» привлекла внимание общественности лишь недавно, но на самом деле судебные процессы о демонтаже самовольных построек тянутся ещё с 2013 года. Из материалов по этим делам можно понять, каким образом реализовывалась схема по строительству домов в особо охраняемой природной зоне. И создаётся устойчивое впечатление, что десятки семей, купивших жильё в таунхаусах, оказались попросту обмануты недобросовестными предпринимателями.
Ключевой участник этой запутанной истории — жилищно-строительный кооператив «Белая дача», который был зарегистрирован в 2012 году и прекратил свою деятельность в 2019-м. По состоянию на 2016 год (более свежих данных в открытом доступе нет) финансовые вложения в кооператив оценивались в 56,5 млн рублей. У организации было четверо учредителей — и три фамилии из четырёх постоянно всплывают в судебных исках о сносе самовольных построек. Люди, стоявшие за «Белой дачей», — уроженец Читы Анатолий Девятайкин, его постоянный бизнес-партнёр Андрей Корчинский и выходец из Судана Эль Сарраж Эль Тахир Мучтаба — давно вели совместный бизнес; единственным волгоградцем в руководстве кооператива был местный предприниматель Дмитрий Решетников (он же выступал в качестве председателя правления).
Учредителей «Белой дачи» объединяют давние и прочные деловые связи. Жилищно-строительные кооперативы — их слабость: сейчас Девятайкин, Корчинский и Эль Тахир Мучтаба числятся соучредителями ЖСК «Берёзовая роща» и ЖСК «Южный» в Ростове-на-Дону, а также ЖСК «Эко Парк» в Азове. Принадлежавший им же ЖСК «Солнечный» в Воронеже находится в состоянии ликвидации, а ЖСК «Волга» в Нижнем Новгороде уже ликвидирован по решению ФНС. Некоторое время среди учредителей «Белой дачи» фигурировал ещё один хороший знакомый Девятайкина, Корчинского и Мучтабы — некий Олег Никитченко, но затем он разорвал с бывшими партнёрами все деловые связи.
ЖСК «Белая дача» формально не строил дома в Волго-Ахтубинской пойме — вместо него этим занималось ООО «РМК» («Ростовский малоэтажный квартал»). В 2015 году ООО «РМК» отсудило у «Белой дачи» 19,8 млн рублей из-за того, что кооператив якобы не выполнял свои обязательства по договору. Строители отчитались о выполнении работ по возведению коттеджей на 71,8 млн рублей, получили в качестве оплаты намного меньшую сумму, а недостающие деньги взыскали через суд. Вишенка на торте в этой истории — имена владельцев и руководителей ООО «РМК». Среди учредителей компании, которая сейчас также находится в состоянии ликвидации, фигурируют уже знакомые нам имена: Анатолий Девятайкин, Андрей Корчинский и Эль Сарраж Эль Тахир Мучтаба, а директором фирмы являлась некая Татьяна Анатольевна Девятайкина из Читы (она же, кстати, вместе с вышеперечисленными предпринимателями входит в число учредителей ростовского ЖСК «Южный»). Таким образом, основатели «Белой дачи» демонстративно судились сами с собой, перекладывая полученные от волгоградцев деньги из одного кармана в другой. Куда в итоге делись те самые 19,8 млн рублей, осталось загадкой.
Ответ на этот вопрос предельно прост: строить «Белую дачу» в том виде, в каком она существует сейчас, никто не разрешал. Представители ЖСК уверенно убеждали тех, кто покупал у них дома, что таунхаусы якобы построены в соответствии с законом. На самом деле они знали, что это не так.
Исходя из материалов судебных решений по «Белой даче», можно сделать вывод, что строительство домов в особо охраняемой природной зоне велось по «серой» схеме — не оформлялись заключения органа местного самоуправления, отсутствовали разрешения на ввод таунхаусов в эксплуатацию, не проводилась экологическая экспертиза. Постройки оформлялись как дачные дома и возводились с грубыми нарушениями проекта, который ещё в 2011 году разрабатывался компанией ОАО «Энергожилиндустрпроект». На тот момент Волго-Ахтубинская пойма уже была признана биосферным резерватом ЮНЕСКО, и для строительства жилья в ней требовалась целая гора разрешительных документов, получением которых жилищно-строительный кооператив не озаботился.
С 2010 года в Волгоградской области действует положение о статусе Волго-Ахтубинской поймы, согласно которому на всей территории природного парка запрещается «строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, не предусмотренных документами территориального планирования, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на природный парк, и с обеспечением функционирования населённых пунктов, расположенных в границах природного парка; создание новых и расширение существующих населённых пунктов, а также создание новых садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан». Застройщик «Белой дачи» нарушил практически каждый из вышеперечисленных подпунктов. Отвечать за его недобросовестность теперь приходится простым волгоградцам, которых когда-то обрадовала возможность приобрести дешёвое загородное жильё.
Строители «Белой дачи» воспользовались лазейкой в региональном законодательстве — до принятия положения о статусе поймы администрация Фрунзенского сельского поселения действительно разрешила использовать участки, где был построен посёлок, для размещения дачных домов. Это произошло в 2009–2010 годах. Впоследствии сельская администрация аннулировала собственные постановления, поскольку они вступали в явное противоречие с региональным и федеральным законодательством о статусе поймы.
В 2011-м территорию, где впоследствии выросла «Белая дача», разбили на 171 участок с присвоением отдельных адресов. При этом на земле, которая была предназначена для строительства дачных домиков, в итоге возвели жилые здания блокированного типа. Строительные нормативы для них — совсем другие. Ни разработанный проект, ни постановления местной администрации не предусматривали, что вместо скромных дачных домиков в пойме появятся объекты блокированной застройки. Строители посёлка определённо отдавали себе в этом отчёт, но всё равно продавали коттеджи — благо, желающих купить загородную недвижимость по невысокой цене хватало.
Сначала ЖСК «Белая дача» заключало договор с собственным представителем о передаче в собственность объекта недвижимости — в качестве владельца назначался один из учредителей кооператива. Затем председатель правления «Белой дачи» подавал в Росреестр заявление о регистрации права собственности. Новый собственник (как правило, в этом качестве выступал Эль Сарраж Эль Тахир Мучтаба) после этого передавал дома конкретным участникам кооператива, заключая с ними соответствующие договоры. Таким образом, крайними оставались волгоградские семьи, приобретавшие жильё у представителя кооператива — и сейчас именно они добиваются справедливости, доказывая, что ничего не знали о незаконных схемах при строительстве своих коттеджей.
Сейчас сноса всех построек в посёлке «Белая дача» активно добивается прокуратура Среднеахтубинского района — во всех исках подчёркивается, что она действует «в интересах Волгоградской области» и неопределённого круга лиц. Формально надзорное ведомство действительно поступает правильно. Однако это не значит, что отвечать за все те манипуляции, на которые шёл застройщик коттеджного посёлка ради извлечения прибыли, должны граждане, приобретавшие бюджетное жильё.
Редакция «НовостиВолгограда.ру» полагает, что факты, указанные в данной публикации и подтверждаемые судебными решениями, могут стать основанием для реакции Генеральной прокуратуры и для исков о возмещении материального ущерба со стороны владельцев домов в посёлке «Белая дача» против лиц, причастных к незаконному строительству в Волго-Ахтубинской пойме.