Редакция «НовостиВолгограда.ру» решила узнать, почему долгие майские праздники не пришлись по нраву ни простым горожанам, ни предпринимателям – и выяснила, что для подавляющего большинства волгоградцев дополнительные нерабочие дни совершенно ничего не изменят.
О том, что с 1 по 10 мая россияне официально не будут работать, президент Владимир Путин объявил 23 апреля. Дать населению дополнительное время для отдыха попросила глава Роспотребнадзора Анна Попова – она считает, что непрерывные выходные снизят риск дальнейшего распространения коронавируса. По любопытному стечению обстоятельств, заявление президента совпало по времени с известием о том, что Россия и Египет договорились о возобновлении чартерных авиарейсов.
Казалось бы, волгоградцы должны радоваться «длинным праздникам» и вместе со всей страной наслаждаться традиционными выходными на природе. Однако жители региона устраивать недельный пикник не желают – напротив, хотят работать и зарабатывать. Те горожане, чьи кошельки за время «коронакризиса» изрядно похудели, выражают бурное недовольство: «Если зарплата зависит от трудодней, какая тут радость?» Студенты волгоградских вузов также восприняли новость без особого энтузиазма – многие из них по-прежнему будут учиться, разве что в дистанционном режиме.
Если простые волгоградцы просто не поняли, какой смысл для них в длинных праздниках, то их работодатели восприняли эту идею с плохо скрываемым раздражением. Опрос, проведённый компанией Headhunter (его итоги приводит РИА Новости), показал, что против продления майских выходных выступили 38% респондентов по всей России. Ещё 23% высказали «в целом отрицательное» отношение к решению президента.
Те волгоградские коммерсанты, которые всё-таки отпустят сотрудников на незапланированный отдых с сохранением заработной платы, жалуются, что об их интересах никто не подумал. Никаких послаблений по аренде или налогам предприниматели на сей раз не получат. «Я банкрот из-за такого популизма», – честно признаётся один из них, комментируя опрос о нерабочих днях в соцсетях. Другие представители малого бизнеса, которым мы задавали вопрос о работе в майские праздники, в ответ просто пожимают плечами: организации сферы услуг и большинство магазинов и так открыты каждый день. «Мы на себя работаем. Издержки нам никто не компенсирует. Для нас это обычные будние дни», – лаконично сообщили в одном из местных ИП.
— Мне как владельцу бара грех жаловаться на долгие майские. Но в целом, опять же, вопрос – за чей счёт отдыхаем? С государственными и муниципальными учреждениями понятно, а вот владельцам частного бизнеса, где сотрудники на окладе, опять придётся раскошелиться. Там же, где можно будет людям не платить за лишние выходные, конечно, никто платить не будет. Непонятен сам смысл происходящего, – считает волгоградский предприниматель и автор Telegram-канала «Пивной путч» Вячеслав Кузьменко.
Эксперты-экономисты солидарны с предпринимателями: по их словам, на многих частных компаниях вынужденный простой сказался бы губительно. Поэтому реальный эффект «долгих праздников» будет сравним с посленовогодним затишьем. Бизнес-активность сохранится, хотя и станет гораздо более вялой.
— Любой простой для бизнеса чреват убытками, и особенно остро это прочувствует малый и средний бизнес, который ещё не успел оправиться после «коронакризиса» и до сих пор чувствует на себе давление просевшего спроса, вызванного снижающимися доходами населения. В этих условиях тормозить работу, терять в производительности труда, а значит и в прибыли, никто не хочет. Точнее, не может себе позволить. Реальный же эффект влияния длинных выходных на экономику в мае можно сравнить с затяжными новогодними каникулами, когда закрыты больше половины организаций, а производства с непрерывным циклом работают в ограниченном режиме. Такой простой стоит экономике порядка 120-150 млрд рублей в день, что составляет 1,2-1,5% месячного ВВП за десять дней каникул, – говорит Анастасия Ускова, генеральный директор платформы для работы с самозанятыми «Рокет Ворк». – Что касается самозанятых, там, как правило, исполнители сами решают, работать им в выходные или нет, но есть ощущение, что долгие выходные повлияют на спрос и на их услуги. При этом у кого-то может быть больше заказов, если мы говорим про курьеров, таксистов, специалистов по ремонту и так далее, так как в выходные многие традиционно займутся ремонтом, станут чаще выбираться из дома, а те, кто сотрудничает с бизнесом – копирайтеры, дизайнеры и так далее, скорее всего, уйдут отдыхать вместе с заказчиками.
С другой стороны, если бизнес приложит усилия, чтобы не остаться внакладе, то указ президента о нерабочих днях никак не повлияет на его выручку. Работодатели найдут все возможные предлоги, чтобы не отпускать сотрудников в непредвиденные отпуска и не терять прибыль из-за дополнительных дней отдыха. Согласно разъяснениям Минтруда, нерабочие дни с 4 по 7 мая не являются выходными – те, кто до этого работал дистанционно, продолжат трудиться на «удалёнке», а предприятия вправе самостоятельно определять количество сотрудников, необходимое для их функционирования.
— Никто не ограничивает никакой пропорцией долю тех, кто должен работать в нерабочие дни. Под фразой «объявлены нерабочими с сохранением за работниками зарплаты» скрывается лишь факт того, что не надо платить двойную заработную плату тем, кого организации призовут работать в майские нерабочие дни. В связи с этим режим майских праздников нынешнего года не будет существенно отличаться от майских праздников прошлых лет. Первая декада мая в России исторически не сильно производительный период времени, как и первая декада января. Дополнительных проблем для малого бизнеса в связи с этим указом я не вижу, – отмечает кандидат экономических наук Виктор Молоканов, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС).
По словам экспертов, на реальное экономическое воздействие «долгих майских» окажет воздействие местная специфика. В частности, в регионах с большим количеством промышленных предприятий (к ним, с определёнными оговорками, можно отнести и Волгоградскую область) те заводы и фабрики, которые с 1 по 10 мая переведут сотрудников на ограниченный рабочий график, могут потерять в производительности порядка 15-20%. Зато розничная торговля никаких изменений не ощутит – а общепит даже мог бы выиграть от дополнительных нерабочих дней, если бы Волгоградская область была регионом с развитым въездным туризмом. Впрочем, местные рестораторы и отельеры всё-таки надеются на традиционный для города-героя приток гостей перед Днём Победы. Деньги туристов, приезжающих посмотреть на Мамаев курган, им бы очень пригодились.
Розница везде себя будет чувствовать одинаково хорошо, люди отправятся за покупками в период длинных выходных, и рост может достигать 30-50%. Кроме того, увеличиваются продажи туристических услуг, ресторанный и гостиничный бизнес, так что в регионах, где хорошо развит туризм, длинные выходные – это, наоборот, плюс.Анастасия Ускова, генеральный директор платформы «Рокет Ворк» (rocketwork.ru)
Туристическая отрасль и пассажирские перевозки – в числе немногих отраслей, которые выиграют от продления майских праздников. По данным туроператоров, спрос на майские путёвки уже вырос на 15-20%. Сразу после того, как стало известно о решении президента, продажи билетов на сайте РЖД подскочили так резко, что компании пришлось предупредить о возможных перебоях в работе своего онлайн-ресурса.
— Имея определённый опыт в торговле, могу предположить, что эти майские праздники безусловно сделают кассу тем предприятиям, которые занимаются загородным отдыхом, турами к морю, международным туризмом. Но в пределах нормы, с учётом коронавирусных ограничений и падения реальных доходов населения, – полагает экономист Виктор Молоканов. – Майские праздники – это время дачного отдыха. Не стоит ждать наплыва посетителей в магазины, торгующие непродовольственными товарами, в кино, в театры, в рестораны и кафе, находящиеся в черте города. В силу физического отсутствия клиентов в городе не будут пользоваться спросом и услуги – от строительных до косметологических. Ничего выдающегося в динамике и структуре потребительского поведения по отношению к прошлым майским праздникам ожидать не стоит. Но в туристическом секторе точно будет некоторый всплеск спроса.
Очевидно, определённую роль сыграет и возобновление авиасообщения с Египтом – часть туристов, которые не смогли улететь в Турцию, охотно воспользовались бы шансом провести нежданный отпуск за рубежом. Впрочем, сектор вряд ли успеет так быстро переориентироваться с одного направления на другое, а Международный аэропорт Волгограда так и не получил разрешения на вылет чартеров в Египет. Поэтому «египетский» манёвр не станет панацеей для местных турфирм.
Некоторое оживление туризма, как ни странно, может обеспечить прибыль и частным медицинским организациям. Предприниматель Вячеслав Кузьменко отмечает, что демонстративное открытие Египта для российских туристов на фоне обострения отношений с Турцией не очень-то хорошо согласуется со словами главы Роспотребнадзора об ограничении распространения COVID-19. И в этом он прав: многие волгоградские работодатели, опасаясь пресловутой «третьей волны» эпидемии, требуют от сотрудников, которые уйдут в отпуск на майские праздники, обязательно сдать тест на коронавирус перед выходом на работу. В первую очередь это касается тех, кто планирует покидать регион. Так что владельцы клиник, озолотившиеся благодаря платным тестам, потирают руки в расчёте на дополнительную выгоду.
Недоумение простых волгоградцев по поводу «долгих праздников» вполне понятно. Дело в том, что в подавляющем большинстве жители региона даже не почувствует, что им якобы дали выходные. Помимо уже упомянутых тестов на COVID-19, в арсенале у работодателей есть и другие методы удержать сотрудников в офисах даже в официально нерабочие дни.
В некоторых волгоградских компаниях желающим отдохнуть с 4 по 7 мая прозрачно намекают, что их премия будет напрямую зависеть от производительности и количества отработанных трудодней. Представители ряда профессий по долгу службы обязаны выходить на суточные дежурства или работать посменно. Наконец, есть среди волгоградцев и те, кто заранее взял отпуск именно на неделю с 3 по 9 мая. Для этих категорий продление майских праздников ровным счётом ничего не изменит.
— МСП, да и крупный бизнес, не хотят нести убытки. В секторе и без того дела идут неважно: проседающий спрос из-за снижающихся доходов населения, рост цен у поставщиков, рекордная закредитованность, отмена налоговых каникул. А теперь ещё и возможный простой с сохранением зарплаты. А денег, как обычно, нет, но держаться надо. Обычные же люди опасаются, что длинные праздники скажутся на зарплате. Для них Минтруду даже отдельно пришлось разъяснять, что выходные должны оплачиваться так, как если бы сотрудник работал, и что платить меньше в этом месяце нельзя. Но самое главное, что на деле многие работодатели вообще не выполнят указ президента, – объясняет Анастасия Ускова. – В новом указе все организации имеют возможность самостоятельно установить состав сотрудников, которые будут трудиться. Им ничего не мешает вывести на работу всех, так как ответственности за невыполнение указа, как это было во время апрельского локдауна прошлого года, нет. Платить лишнего тем, кто будет трудиться с 4 по 7 мая, тоже станут вряд ли, так как норма часов не меняется, а оплачивают сверху, только если работать предстоит сверх месячной нормы. Отпуск на период нерабочих дней также продлевать не обязательно – всё остаётся на усмотрение работодателя. Поэтому получается, что выходные как бы есть, но их как бы нет.
Так что в конечном счёте для большинства волгоградцев дни труда растянутся на весь период незапланированных майских каникул. Остаётся надеяться, что хотя бы для нескольких отраслей малого бизнеса, которые во время «коронакризиса» понесли серьёзные финансовые потери, долгие праздники станут ещё и днями победы.