Автобусная империя «Волгабас» оказалась бессильна перед коронавирусом и кредиторами

20 марта 2020, 16:32
Автобусный завод «Бакулин Моторс Групп» во Владимирской области, находящийся под контролем экс-депутата Волжской гордумы Алексея Бакулина, стал первым предприятием в РФ, которое остановило производство из-за коронавируса. Но это не единственная проблема волжских «автобусных королей»: группа компаний уже давно больна.

«НовостиВолгограда.ру» рассказывает, как эпидемия коронавируса подкосила автобусное производство семьи Бакулиных и почему заводы «Волгабаса» могут сменить владельцев на фоне споров вокруг банка «Восточный».

Голые короли мнимого импортозамещения

Выпуском автобусов под брендом «Волгабас» занимается целая сеть компаний, объединённых в холдинг под контролем семьи Бакулиных. Её история началась ещё в далёком 1993-м, с создания Анатолием Бакулиным ВАП «Волжанин», однако в последние годы «Волгабас» прославился в основном многочисленными судебными разбирательствами и низким качеством своей продукции, из-за которого эти разбирательства возникают. Более подробно об истории группы компаний можно прочесть здесь, а основные организации, входящие в состав холдинга, представлены в таблице ниже.

Ещё месяц назад стороннему наблюдателю могло бы показаться, что «Волгабас» живёт припеваючи и будет продолжать действовать в своём стиле – торговать посредственными автобусами по завышенным ценам и выпрашивать у государства деньги на несбыточные проекты. Но в марте эпидемия коронавируса, из-за которой машиностроительные предприятия по всему миру столкнулись со значительными проблемами, внезапно нанесла холдингу «Бакулин Моторс Групп» сокрушительный удар.

Алексей Бакулин неоднократно заявлял об импортозамещающей миссии своих компаний – именно этот довод он приводил, когда обосновывал необходимость производства беспилотных автобусов «Матрёшка» (проект, презентованный Дмитрию Медведеву в 2016 году, «не взлетел» и ныне благополучно забыт) и рекламировал на Петербургском международном экономическом форуме вездеход «Сноубас» (его судьба остаётся неопределённой). Перед открытием завода «Бакулин Моторс Групп» во Владимирской области он обещал руководству региона, что 80% деталей для сборки автобусов будут закупаться у местных поставщиков.

На практике, как вскоре выяснилось, «король импортозамещения» оказался голым: самые необходимые детали приобретались в Китае, а производственная площадка под Владимиром даже не была самодостаточной. Готовые автобусы всё равно собирались в Волжском. Именно это стало главной причиной, по которой «Волгабас» пал жертвой коронавируса.

Прекращение поставок деталей из Китая на фоне эпидемии привело к тому, что 4 марта производство на заводе НПК «Волгабас Владимир» (юрлицо – ООО «Бакулин Моторс Групп») было остановлено. В простой ушли 365 рабочих – им пообещали компенсировать две трети заработка, хотя, по информации владимирских СМИ, на предприятии с начала года возникают перебои с выплатой зарплаты. Пресс-служба «Волгабаса» уверяла, что производственная площадка во Владимирской области вновь заработает 14 марта, после доставки из КНР партии двигателей Yuchai и другого оборудования.

Эти обещания оказались пустыми словами: сначала сроки возобновления работы завода сдвинулись на 16 марта, а затем стало известно, что предприятие не может заново запустить производство. 17 марта о продлении простоя на владимирском заводе «Волгабаса» сообщили местные СМИ. На данный момент официально объявлено, что предприятие заработает после 22 марта, но многие его сотрудники уже начали увольняться, не дожидаясь окончательного краха «автобусной империи».

Vostok – дело тонкое

То, что автобусное производство холдинга «Бакулин Моторс Групп» вовсю чихает и кашляет, уже ни для кого не является секретом, но одного лишь коронавируса мало, чтобы окончательно уложить империю Бакулиных под аппарат ИВЛ. Добить больного человека волгоградской промышленности могут многомиллионные долги.

В тот же день, когда владимирский завод «Волгабаса» должен был возобновить работу, стало известно, что в отношении восьми компаний, находящихся под контролем семьи Бакулиных, выдвинут иск на общую сумму более 914 млн рублей. С претензиями к волжским производителям автобусов выступило ПАО «Восточный Экспресс Банк», дело будет рассматриваться в столичном Арбитраже.

По имеющейся информации, требования банка «Восточный» связаны с кредитами, которые щедро выдавались предприятиям холдинга и неоправданно подверглись реструктуризации. Ответчиками по иску выступают ключевые компании «автобусной империи», в том числе ООО «Бакулин Моторс Групп», ООО «Бакулин Бас Групп Русь», ООО «Волгабас Робо Лаб» и ООО «Волгабас». Значительная часть имущества этих предприятий, в том числе заводов по производству транспорта в Волжском и Владимирской области, находится у банка «Восточный» в залоге.

Особое место в этой картине занимает ООО «Волгабас», которое на данный момент номинально не управляется Алексеем Бакулиным, однако фактически входит в состав его группы компаний. Сейчас следственные органы расследуют уголовное дело в отношении бывшего директора ООО «Волгабас» (он подозревается в неуплате 69 млн рублей налогов); ранее компания дважды становилась фигурантом банкротных производств, которые были прекращены. Сейчас в списке соучредителей организации числятся ООО «Восток Капитал» и ПАО «КБ Восточный», совокупно владеющие 18,2% её активов.

По неофициальным данным, холдинг Бакулиных оказался под прицелом не только из-за долгов и коронавирусной паники, но и из-за борьбы вокруг банка «Восточный» между одним из ключевых акционеров Артёмом Аветисяном и фондом “Baring Vostok” американского инвестора Майкла Калви.

«Бакулины выживали только за счёт кредитов, выданных их другом Артёмом Аветисяном. Тем самым, который добился уголовного преследования Майкла Калви в рамках их спора об объединении «Восточного» и «Юниаструмбанка». Общая сумма кредитов группы «Волгабас» достигла 6 млрд рублей ещё к началу прошлого года. Долг, по информации компетентных источников, неоправданно реструктуризировался», – утверждает влиятельный Telegram-канал «Территория здравого смысла». – «Когда Центробанк заинтересовался качеством обеспечения выданных кредитов, он пришёл к выводу о необходимости для «Восточного» доначислить резервы по причине негативной оценки перспектив автобусного производства группы Бакулиных. По этой причине Аветисян вынужден предъявить семье Бакулиных иски».

На данный момент исковые претензии по всем активным арбитражным делам к ООО «Волгабас» составляют почти 1,5 млрд рублей, к ООО «Бакулин Моторс Групп» – 1,3 млрд рублей, к ООО «Бакулин Бас Групп Русь» – 1,1 млрд рублей, к ООО «Волгабас Волжский» – 242,8 млн рублей. Есть существенные сомнения, что компании смогут расплатиться с такими солидными долгами.

Хорошая мина под худым кошельком

Остановка производства из-за коронавируса и серьёзные финансовые проблемы группы предприятий «Волгабас» закономерно стали топливом для слухов о скорой смене собственника «автобусной империи». Несколько источников разной степени надёжности одновременно заявили, что в условиях экономического краха семья Бакулиных собирается избавиться от предприятий и ведёт переговоры о продаже как минимум одного из них. Первым кандидатом на смену владельца считается ООО «Волгабас», как самое проблемное.

В качестве потенциального покупателя ООО «Волгабас» источники называют ОАО «СТМ» («Синара – Транспортные машины», входит в группу «Синара» Дмитрия Пумпянского). По неофициальной информации, соответствующие переговоры уже проведены, и предварительное соглашение о смене собственника достигнуто. Пока что эти сведения не подтверждают ни представители холдинга «Бакулин Моторс Групп», ни администрация региона, однако в местных Telegram-каналах о сделке пишут как о решённом вопросе. Ответственность за экономический провал «Волгабаса» при этом возлагают на Алексея Бакулина.

«Заводы, производящие автобусы «Волжанин», могут сменить собственника. Ходят активные слухи о том, что бизнес купила компания «СТМ» Пумпянского. Ранее появилась информация, что из-за долгов и сбоя в поставках деталей из Китая предприятия оказались на грани банкротства», – отмечает Telegram-канал «Сталингумрак». – «В этой части особенно жаль Бакулина-старшего, ведь это его детище. Но, как это часто бывает, мажористые дети не в состоянии вести бизнес в современных условиях. Об этом надо было думать заранее».

Источник «НовостиВолгограда.ру» в администрации Волгоградской области не подтвердил, но и не опроверг факт переговоров о продаже одного из предприятий, входящих в холдинг. По информации источника, руководство «Волгабаса» отчаянно делает хорошую мину при плохой игре и предпочитает не озвучивать свои истинные финансовые показатели. Тем не менее возможность смены собственников в сложной экономической ситуации реальна.

Наше издание продолжит внимательно следить за ситуацией вокруг предприятий холдинга «Бакулин Моторс Групп». Мы направили соответствующий запрос в пресс-службу холдинга и готовы предоставить предприятию возможность рассказать о своем видении ситуации.

#Эксклюзив #Волжский #Страшные истории о «Волгабасе» #Никита Дробны #Аналитика #Промышленность #Автобусы #Владимирская область #Коронавирус #Волгабас #Бакулин Моторс Групп
Подпишитесь