Posted 28 мая 2019, 16:01
Published 28 мая 2019, 16:01
Modified 17 октября 2022, 10:51
Updated 17 октября 2022, 10:51
В первом материале цикла мы рассказали читателям о том, как предприятие под управлением волжского депутата выросло в полноценный холдинг. Вторая публикация была посвящена тесной и небескорыстной дружбе «Бакулин Моторс Групп» с чиновниками — как в Волгоградской области, так и в других регионах. Темами третьей истории стали нереализованные проекты холдинга и те суммы, которые «автобусная империя» привыкла запрашивать за свою продукцию. Пора поговорить о том, насколько качественные автобусы производятся под брендом «Волгабас» — и выяснить, стоят ли они таких денег.
«Волгабас» всегда использовал любую легальную возможность продать свою продукцию как можно дороже, и такое стремление вполне понятно: в конце концов, в этом и заключается суть предпринимательской деятельности. Однако к качеству автобусов, которые производили предприятия холдинга, неоднократно возникали претензии. Многие заказчики вполне резонно интересовались, с какой стати они должны платить повышенную цену за неисправный транспорт.
Учитывая, что с того времени предприятия холдинга «Бакулин Моторс Групп» могли обновить оборудование и внедрить новые технологии производства, мы не стали упоминать здесь эпизоды, имевшие место несколько лет назад. Вместо этого сконцентрируем внимание всего на двух скандалах, которые хорошо показывают, какую продукцию на самом деле производит «Волгабас».
В сентябре 2018 года Арбитражный суд Самарской области взыскал с волжской фирмы, входящей в состав холдинга, почти 1,3 млн рублей за поставку неисправного транспорта АО «Транснефть-Приволга». Компания получила от «Волгабаса» пассажирский автобус, который сломался менее чем через два месяца: выяснилось, что часть его деталей была бракованной. Машину вернули на завод для ремонта, причём на выполнение всех работ было предусмотрено 30 дней. Однако «Волгабас» ухитрился проигнорировать это требование и до последнего тянул с исполнением своих обязательств. Просрочка по гарантийному ремонту составила 118 дней — лишь по истечении этого срока волжская фирма наконец вернула заказчику автобус с устранёнными дефектами. Немудрено, что «Транснефть-Приволга» подала в суд на подрядчика и успешно взыскала с него крупную компенсацию.
Уже в этом году полномасштабный скандал, связанный с «Волгабасом», разразился в Перми. Власти города закупили в Волжском 85 автобусов (65 дизельных и 20 газомоторных); условия контракта предусматривали, что к 20 апреля компания «Бакулин Моторс групп» выполнит заказ полностью. На закупку транспорта из бюджета Пермского края было выделено более 800 млн рублей. Однако ООО «Бакулин Моторс групп» нарушило свои обязательства перед заказчиком и поставило под угрозу планы мэрии Перми по внедрению новой транспортной схемы.
В конце апреля поставщик доставил в Пермь только двадцать газомоторных автобусов. При этом часть машин (по неофициальным данным — половина) имела технические дефекты и внешние повреждения. Городская администрация приняла партию, но с условием, что «Бакулин Моторс групп» устранит все выявленные неполадки, а деньги получит лишь в случае исправной работы автобусов. Приёмка официально длится 45 дней; этот срок ещё не истёк. Пермская мэрия также пригрозила, что выставит поставщику штрафы, но продолжила ждать обещанной второй партии автобусов.
Ожидание затянулось. Представители «Бакулин Моторс групп» клятвенно заверяли, что компания выполнит обязательства по контракту до 10 мая, однако обещания не сдержали. К середине мая пермская мэрия получила только 54 автобуса из 85, в связи с чем местному перевозчику пришлось в экстренном порядке арендовать дополнительный транспорт для обеспечения нормальной работы. Последние десять машин подрядчик доставил в Пермь буквально накануне, причём из-за неисполнения контрактных обязательств со стороны «Бакулин Моторс групп» приём автобусов на баланс заказчика существенно затянулся. Общая сумма пени, которую придётся заплатить «автобусной империи» за фактический срыв исполнения контракта, составит 7,6 млн рублей.
Неисполнение обязательств по договору оказалось лишь частью проблемы, с которой столкнулись пермские власти в результате сотрудничества с холдингом семейства Бакулиных. Выяснилось, что для новеньких автобусов «Волгабас» выход на линию и выход из строя — почти что синонимы. Менее чем за месяц (в Перми транспорт от «Бакулин Моторс групп» начал ходить с 1 мая) очевидцы сообщили как минимум о четырёх инцидентах, связанных с этими машинами. Последний такой случай произошёл совсем недавно. Жители города жалуются, что из-за ненадёжности автобусов «Волгабас» Перми может угрожать транспортный коллапс.
«Поломки вместе с пробками создают коллапс. Пассажиры не успевают совершить бесплатную 40-минутную пересадку, введённую департаментом дорог и транспорта Перми. Движение транспорта вызывает беспокойство пермяков и активно обсуждается в соцсетях», — пишет пермское СМИ «Местное время».
Если верить письму от руководства пермского перевозчика «Пермгорэлектротранс» местному департаменту дорог и транспорта, которое частично цитируют отдельные региональные сайты, на претензии по качеству транспорта давали ответ представители сразу нескольких компаний «автобусной империи», хотя изначально контракт заключался с ООО «Бакулин Моторс групп».
«На территории троллейбусного депо были представители ООО «Волгабас Волжский» заместитель генерального директора по продажам Набиркин М.А., заместитель начальника отдела продаж ООО «Волгабас» Бурсов Д. С.; им были высказаны, в устной форме, замечания по данному факту, но в настоящее время ООО «Волгабас» не предпринимает никаких действий по устранению замечаний», — утверждается в письме.
Более того, некоторые пермские журналисты со ссылкой на собственные источники заявляют, что ни один из поставленных в Пермь автобусов «Волгабаса» не оснащён электроникой — системами учёта пассажиров, ГЛОНАСС, видеонаблюдением и так далее. Согласно контракту, всё это оборудование поставщик должен был установить заранее, оплатив соответствующие услуги субподрядчика. По данным информационно-аналитического портала «Солевар», ООО «Бакулин Моторс Групп» так и не заплатило за работу пермской фирме, которая должна была выполнить монтаж необходимых систем. Между тем установка всего «забытого» оборудования только на один автобус обойдётся как минимум в полмиллиона рублей.
«Представители «Волгабаса» попытались возложить ответственность за проблемы с дооснащением автобусов на подрядчика, пермскую компанию «Нави». Но, как оказалось, производители заплатили ей только аванс в 10%. По словам источника, близкого к руководству «Нави», «Волгабас» полностью сорвал график выплат», — утверждает «Солевар».
Вне зависимости от того, насколько обоснованными следует считать эти конкретные претензии, очевидно одно: поставщик фактически саботировал исполнение контракта и тем самым поставил под угрозу реализацию новой транспортной схемы в Перми. По самым приблизительным оценкам, из-за сделки с ООО «Бакулин Моторс групп» городская администрация потеряла никак не меньше 27 млн рублей.
«Автобусная империя», как обычно, не потеряла ничего.
Почти всю информацию, которая легла в основу этого материала, редакция «НовостиВолгограда.ру» получила из открытых источников. За исключением отдельных финансовых показателей, её можно отыскать и проверить. Мы не преследуем цель навредить деловой репутации холдинга «Бакулин Моторс групп» или отдельных его представителей, равно как и не пытаемся скомпрометировать бренд «Волгабас». Тем не менее редакция допускает, что все четыре части нашего цикла в долгосрочной перспективе могут заинтересовать правоохранительные и надзорные органы.