Posted 27 июня 2019,, 13:57

Published 27 июня 2019,, 13:57

Modified 17 октября 2022,, 09:03

Updated 17 октября 2022,, 09:03

«Кнопки для голосования»: Волгоградская облдума за пять лет успела разочаровать всех

27 июня 2019, 13:57
Работа пятого созыва Волгоградской областной Думы приближается к своему логическому завершению. В сентябре, после выборов, состав регионального парламента обновится — а пока этого не произошло, действующие депутаты в надежде сохранить мандаты активно отчитываются о своих реальных или мнимых успехах.

Журналистам и экспертам остаётся лишь оценивать ту работу, которую Волгоградская областная Дума проделала за последние пять лет. Чтобы составить объективную картину деятельности регионального парламента, редакция «НовостиВолгограда.ру» провела собственный опрос среди политологов и общественников. Свои мнения о качестве работы облдумы высказали и некоторые депутаты — причём, как ни странно, их оценки оказались не самыми положительными.

Парламент — не место для дискуссий

Отзывы о деятельности Волгоградской областной Думы в пятом созыве, мягко говоря, неоднозначны. Лишь очень немногие из опрошенных нами экспертов оценили работу Волгоградской областной Думы одобрительно. Даже те политологи, которые в целом остались удовлетворены деятельностью регионального парламента, в своих оценках проявили сдержанность.

Если говорить в целом об оценке деятельности Волгоградской областной Думы, то её можно назвать, как в старые советские времена, удовлетворительной. Если оценивать по пятибалльной шкале, то я бы поставил ей «три с плюсом».Константин Глушенок, политолог, активист штаба ОНФ в Волгоградской области

Критические отзывы экспертов в первую очередь связаны с законотворческой работой депутатов — точнее, с её практически полным отсутствием. За время работы пятого созыва Волгоградская областная Дума окончательно утратила законодательную инициативу: на один правовой акт, принятый с подачи депутатов, приходилось по семь-восемь проектов, разработанных в администрации региона. Фактически роль парламента свелась к одобрению тех законов, которые предлагали органы исполнительной власти. Инициативы самой облдумы были редкими, малозаметными и в основном сводились к внесению технических поправок в уже принятые законодательные акты. Нет ничего удивительного в том, что излишняя солидарность с областной администрацией, отсутствие собственной воли и отказ от ярких политических дискуссий в пользу молчаливого соглашательства обеспечили пятому созыву областной Думы преимущественно негативные отзывы экспертов.

Если быть объективным, то последняя пятилетка жизни областной Думы, если бы не ряд скандалов, пронеслась бы вообще незаметно для людей. Роль регионального парламента в его нынешнем формате во многом непонятна, так как во многом у него отсутствует самостоятельность. Законодательная и исполнительная власть работают одной командой, и это мешает эффективной работе [облдумы]. В своё время Борис Грызлов сказал, что «парламент — не место для дискуссий», а когда нет дискуссий, нет и хорошего результата, — считает Эдгар Петросян, активист регионального штаба ОНФ.

Практически все эксперты, опрошенные корреспондентом «НовостиВолгограда.ру», признают, что в пятом созыве продолжилась постепенная деградация Волгоградской областной Думы как органа законодательной власти. Времена, когда в парламенте региона кипели по-настоящему бурные споры и присутствовала реальная оппозиция, прошли — немногочисленные коммунисты во главе с харизматичным депутатом Таранцовым пытались вносить некое оживление в работу Думы, но никаких существенных успехов не добились.

Я за работой Волгоградской областной Думы пристально не наблюдал, и мне деятельность её текущего созыва ничем не запомнилась. В основном депутаты выполняли откровенную роль кнопок для голосования, полностью и без обсуждений принимая те установки, которые им спускала администрация области.Дмитрий Фетисов, политолог, директор консалтингового агентства «NPR Group»

Некоторые политологи и вовсе оказались категоричны в суждениях, отказывая Волгоградской областной Думе даже в праве называться субъектом законодательной власти.

Как можно комментировать то, чего не существует? — задаётся риторическим вопросом политолог Александр Сайгин, заместитель директора Фонда прикладного анализа Института региональных исследований ЮФО. — Даже имитации бурной деятельности нет, люди по звонку собираются на заседания и голосуют за ту повестку, которую им спускают из областной администрации. Разве были случаи, когда сами депутаты вносили какую-то законотворческую инициативу в областную Думу? Субъектом законотворческой инициативы в Волгоградской областной Думе является администрация Волгоградской области. Пока в областной Думе настолько широкое представительство «Единой России» и нет её оппонентов, — тот же самый [депутат от ЛДПР Юрий] Чекалин признавал, что всегда поддерживает «Единую Россию», — никто ничего делать не будет.

В то же время отдельные эксперты отмечают, что сокращение полномочий депутатов и постепенное снижение роли законодательных органов в общественно-политической жизни происходило повсеместно ещё с начала 2010-х годов, если не раньше. Волгоградская область в этом плане не стала уникальным регионом — аналогичные процессы наблюдались по всей России и на всех уровнях власти, вплоть до Госдумы.

— Волгоградская областная Дума не работала, а правильнее сказать — существовала так, как в последние годы существовали все законодательные органы власти любого уровня, то есть в условиях, когда их роль не просто сведена к минимуму — а можно считать, что её нет вообще. В нынешнем виде её функции свелись к утверждению решений и предложений исполнительной власти. Наша областная Дума в этом плане ничем не отличалась от законодательных органов в других регионах и Государственной Думы, — указывает политконсультант консалтинговой группы ImТес Вячеслав Кузьменко. — При этом нельзя сказать, что все депутаты у нас плохие — [в пятом созыве] есть нормальные люди, которые в разных сферах имеют опыт, но депутатские функции в каком-то объёме выполнял, наверное, только Михаил Таранцов. Все остальные депутаты были этаким приложением к исполнительной власти. Непонятно, зачем вообще на законодательную власть тратятся деньги — по-хорошему, её следовало бы либо совсем убрать, либо, если мы хотим формально соблюдать конституцию и принцип разделения властей, десять депутатов оставить, не более. Было бы меньше бюджетных трат, учитывая, что у нас регион не самый богатый.

На отсутствие реальной работы по совершенствованию регионального законодательства и превращение Думы в лишённый собственной воли придаток областной администрации жалуются в том числе и сами депутаты, заседавшие в парламенте региона последние пять лет. Некоторые из них ощутили последствия этого процесса на себе. Например, единоросс Владимир Попов (редкий представитель «партии власти», который имеет смелость открыто отстаивать собственную позицию и публично высказывать нелицеприятные суждения) из-за критики областной казны в 2017 году лишился должности зампредседателя в комитете по бюджету и налогам. Депутат, имеющий степень кандидата экономических наук, полагает, что нынешнее состояние областной Думы отчасти способствовало ухудшению делового климата в регионе.

Я считаю, что было мало инициативы от депутатов, и депутаты очень опасались спорить с администрацией [Волгоградской области] по любым вопросам. Я думаю, что это неправильно. Это вредило делу и привело к тому, что у нас начался отток предпринимателей, начался переход даже крупных бизнес-структур на регистрацию в другие регионы. На мой взгляд, слишком соглашательская и безынициативная позиция Думы по отношению к обладминистрации привела к этому оттоку, — говорит депутат Владимир Попов. — Я практически закончил и сейчас вычитываю очень серьёзную работу по анализу развития всех регионов России за последние одиннадцать лет. И пять последних лет, — это как раз работа нашего созыва, — характеризуются для нашей области спадом по очень многим показателям. Если мы берём рейтинг нашего региона, то, допустим, по численности населения мы находимся на 22-м месте, а по валовому региональному продукту за пять лет потеряли две позиции. По доходам населения мы потеряли гораздо больше. Рейтинг наш падает. Если мы берём бюджет в пересчёте на [количество] жителей, то мы даже не во втором и не в третьем десятке, а в седьмом. Это очень плохо, причём за пять лет мы упали, наверное, позиций на восемь-десять. В этом плане и Дума, и администрация сработали очень плохо, и основной причиной я вижу соглашательскую позицию большинства депутатов областной Думы — боязнь спорить, боязнь проводить открытые публичные выступления, дебаты, круглые столы с малым бизнесом и так далее.

Ещё менее позитивно воспринимает итоги работы своих коллег единственный активный оппозиционер Волгоградской областной Думы, представитель КПРФ Михаил Таранцов. Он относится к числу немногих депутатов, которые в пятом созыве действительно предлагали собственные законопроекты и поправки, однако практически все его инициативы оказались заблокированы «Единой Россией».

Моё критическое отношение к власти и конкретно к «Единой России» основано на итогах той работы, которая уже завершается — пятилетний срок полномочий практически истёк, Волгоградской областной Думе осталось максимум одно заседание. Я считаю, что Дума не выполнила своих обязанностей и не оправдала тех надежд, которые на неё возлагали волгоградцы, когда в 2014 году избирали этот состав депутатского корпуса. За всё время работы созыва происходил постепенный отказ от полномочий областной Думы и депутатского корпуса в пользу чиновников областной администрации, — подчёркивает Михаил Таранцов. — Назову только пару примеров. Ещё в 2017 году был принят закон о новом порядке распоряжения собственностью, передававший полномочия депутатов областной власти — я выступал против него, предлагал поправки, говорил, что это неправильно с точки зрения управленческой деятельности, разделения властей и интересов нашего населения. Ещё пример — решение, принятое в конце прошлого года по тарифам на капремонт. Волгоградская область была одним из тех регионов России, где тарифы на капитальный ремонт ежегодно утверждали депутаты областной Думы. Это позволяло нам, даже если большинство депутатов принадлежали к «Единой России», осуществлять контроль над этим вопросом, позволяло хотя бы не каждый год увеличивать тарифы на капремонт. Однако в конце 2018 года это право было передано исполнительной власти. Первое, что сделала исполнительная власть, — подняла тарифы. Двух примеров, я думаю, достаточно, чтобы понять, почему итоги нашей пятилетней работы я воспринимаю с большим знаком «минус».

Парламент — место для скандала

Если законотворческая работа областной Думы, которая вообще-то должна являться её основной деятельностью, оставалась практически незамеченной, — как со стороны экспертов, так и с точки зрения простых жителей Волгоградской области, — то громкие скандалы, вызванные необдуманными заявлениями отдельных депутатов, напротив, привлекали к региональному парламенту повышенное внимание. Два наиболее неприглядных пятна на репутации Думы оставили депутаты от «Единой России» Гасан Набиев и Александр Осипов.

Какую-либо субъектность областной парламент в этом созыве полностью растерял. Не было даже каких-то ярких оппозиционных депутатов, не было ярких дискуссий, однако произошёл ряд скандалов, вышедших на федеральный уровень — это и заявление депутата Осипова, и заявление депутата Набиева. Причём скандалы были громкие, и в целом этому созыву областной Думы за весь срок работы можно поставить большой «неуд», — отмечает политолог Дмитрий Фетисов, директор консалтингового агенства «NPR Group».

В марте 2019 года Гасан Набиев спровоцировал настоящую бурю негодования своими словами о том, что минимальные пенсии в размере 8 тысяч рублей получают только «тунеядцы и алкаши». Эмоциональная реплика, прозвучавшая из уст депутата, практически не появлявшегося на заседаниях Думы и при этом зарабатывавшего миллионы, вызвала крайне неодобрительную реакцию волгоградцев — за отставку Набиева собирали подписи, его осудили местные коммунисты и даже лично спикер Госдумы Вячеслав Володин. В конце концов необдуманные слова стоили Гасану Набиеву депутатского мандата и членства в «Единой России», однако оценить тот репутационный ущерб, который этот скандал нанёс облдуме в целом, не представляется возможным. Ситуацию осложнило то, что региональный парламент так и не выступил с официальным осуждением депутата, а некоторые коллеги Набиева, судя по видеозаписи, даже восприняли его пламенную речь со сдержанным одобрением. Всё это отнюдь не прибавило облдуме уважения со стороны избирателей.

Председатель думского комитета по культуре Александр Осипов также «отметился» неуместным поведением — но, в отличие от Гасана Набиева, свой мандат сохранил и уже готов принять участие в сентябрьских выборах. В июле 2018 года «народный избранник» на одном из заседаний парламента из-за избытка эмоций использовал в своей речи нецензурные восклицания, а также оскорбил своего коллегу по облдуме — коммуниста Михаила Таранцова. Комиссия по депутатской этике, рассматривавшая этот инцидент, долгое время просто не собиралась — поэтому за свои слова г-н Осипов извинился только в сентябре, признав, что его действия »нанесли ущерб репутации всей Волгоградской областной Думы».

Впрочем, сдержанности депутату Осипову хватило ненадолго: в июне 2019 года он вновь привлёк внимание к своей персоне, назвав кумира коммунистов Владимира Ленина «бесом». Это заявление не вызвало столь же широкого резонанса, но в очередной раз заставило общественность усомниться в том, что здание на Ленина, 9 может претендовать на звание дома высокой культуры. При этом ранее Александр Осипов активно выступал за ужесточение норм этики для депутатов Волгоградской областной Думы, что ему и припомнили некоторые эксперты.

Если само депутатское сообщество настолько себя не уважает, что не может в рамки загнать Осипова, который когда-то был хорошим журналистом, а теперь превратился в откровенно плохого депутата, о чём можно говорить? — недоумевает политолог Александр Сайгин. — Кстати, Осипов изменил регламент поведения депутатов, когда возглавлял думскую комиссию по этике. Депутаты сами дружно проголосовали за то, чтобы у них не было депутатских фондов, за ужесточение норм этики и за все прочие моменты, которые низвели их до состояния рабов.

По словам политологов, депутаты областной Думы не только не протестовали против урезания собственных полномочий, но и не пользовались теми возможностями, которые у них пока ещё остались. Например, они ни разу не пытались реализовать право на парламентское расследование даже в таких громких и резонансных ситуациях, как покушение на губернатора Андрея Бочарова в 2016 году и арест по связанному с ним делу генерал-лейтенанта СК Михаила Музраева в 2019-м. Такое безразличие к процессам, происходящим в регионе, не внушает избирателям доверия к депутатам — зато доказывает их полную безобидность по отношению к органам исполнительной власти.

В этом созыве Дума отметилась скандалами, которые вышли даже на федеральный уровень. Это и история с Набиевым и его заявлениями, это и оскорбление Таранцова Осиповым — всё это попало в крупные Telegram-каналы и даже в некоторые федеральные СМИ. Набиев поплатился за своё поведение, Осипов — не особенно. Это тоже общий тренд: точно такие же «косяки» бывают и у депутатов Государственной Думы, где уровень бреда порой вообще зашкаливает. Может быть, это связано с каким-то комплексом: возможно, депутаты понимают, что не могут делать то, чего хотят, и у них выплеск энергии происходит не туда, куда надо, — предполагает политконсультант Вячеслав Кузьменко.

Оппозиционные депутаты также подбросили свою вязанку дров в костёр, на котором сгорела репутация облдумы. Например, представитель ЛДПР Юрий Чекалин в пятом созыве парламента не запомнился бы совершенно ничем, если бы в самый неподходящий момент не признался, что совершенно искренне солидарен с «Единой Россией» по всем принципиальным вопросам. Из-за этого заявления г-н Чекалин был изгнан из ЛДПР и закономерным образом переметнулся под флаг «партии власти», а голосовавшие за него избиратели, должно быть, хорошенько призадумались о том, что на самом деле представляет собой так называемая «системная оппозиция».

С точки зрения репутации пятый созыв Волгоградской областной Думы также получает отрицательную оценку: депутаты за последние пять лет слишком часто компрометировали саму идею парламентаризма и слишком редко предоставляли позитивные инфоповоды, чтобы доказать волгоградцам свою реальную значимость.

В состоянии полупрозрачности

Неоднозначные мнения эксперты высказали по поводу прозрачности работы Волгоградской областной Думы. С одной стороны, некоторые политологи отметили относительную открытость деятельности парламента: пресс-служба облдумы в пятом созыве и впрямь работала усердно, хотя все неудобные эпизоды (такие как ситуации с репликами Набиева и Осипова) предсказуемо замалчивались. Поэтому информация о заседаниях парламента и принимаемых им решениях, пусть и не всегда полная, всегда была доступна как журналистам, так и широкой общественности.

В политическом пространстве региона информация о деятельности Волгоградской областной Думы, — о заседаниях, встречах, совместных решениях с губернатором или Общественной палатой Волгоградской области, — звучала. Её деятельность достаточно хорошо освещалась, Дума работала. Степень эффективности здесь достаточно сложно оценить, поскольку в основном это законотворческая деятельность. Она связана и с социальной, и с экономической политикой — сразу принимаемые решения не реализуются. Но сама работа депутатов была достаточно активна и заметна для населения, — отмечает профессор Сергей Панкратов, заведующий кафедрой политологии Волгоградского государственного университета.

Вместе с тем другие эксперты склонны полагать, что деятельность Думы освещалась слишком односторонне, что не позволяет говорить о полной открытости в работе регионального парламента. В частности, общественность далеко не всегда узнавала, кто на самом деле являлся инициатором законопроектов, которые рассматривались депутатами. Некоторые участники нашего опроса также отметили, что в информации о решениях Думы, доступной на её официальном сайте, даже подготовленному человеку ориентироваться зачастую нелегко.

Когда общество не может добиться от своих избранников, чтобы их деятельность была максимально прозрачной, мы не можем говорить об эффективности.Александр Сайгин, заместитель директора Фонда прикладного анализа Института региональных исследований ЮФО

С другой стороны, сами депутаты достаточно подробно освещали собственную работу — по крайней мере, в социальных сетях. В этом плане были активны, например, председатель комитета по экономической политике Руслан Шарифов и председатель комитета по образованию Николай Лукьяненко. Их законотворческая работа по большей части осталась окутана покровом тайны, но благодаря присутствию в онлайне парламентарии всё же имели возможность отчитываться перед избирателями.

Те депутаты, которые сопровождают свою деятельность освещением в социальных медиа, заметны, и видно, что на округах они пытаются отрабатывать свои задачи по мере сил. Мнение, что все они лентяи и никто из них не хочет работать, — неправда, это не так. Просто не депутаты такие, а жизнь такая сейчас. Выстроенная система государственной власти не позволяет им работать в полной мере, — с некоторым сочувствием к тяжкой доле волгоградских народных избранников отмечает Вячеслав Кузьменко.

Эпилог: всё будет ещё хуже?

В сентябре волгоградцев ожидают очередные выборы депутатов Волгоградской областной Думы. В числе тех, кто станет претендовать на мандаты, хватает бывших и действующих парламентариев: например, только от «Единой России» выдвинуты (среди прочих) такие персоны, как Александр Осипов, Владимир Ефимов, Татьяна Бухтина, Сергей Горняков и Руслан Шарифов. Есть все основания полагать, что они сохранят свои уютные кресла и полномочия на следующие пять лет.

Это значит, что в работе Волгоградской областной Думы, скорее всего, ничего не изменится: депутаты продолжат работать обслуживающим персоналом при органах исполнительной власти, периодически попадать в скандалы и вяло ругаться между собой в попытках куда-то деть накопившуюся потребность в реальной политической деятельности. Но нужна ли такая облдума жителям Волгоградской области? И захотят ли волгоградцы, которые в последнее время всё чаще задумываются о необходимости перемен в общественной жизни региона, поддержать тех кандидатов, которые за пять лет работы не достигли практически никаких успехов? Ответ мы, избиратели, узнаем только осенью — и далеко не факт, что он не разочарует нас ещё сильнее.