Posted 18 декабря 2019,, 11:45

Published 18 декабря 2019,, 11:45

Modified 17 октября 2022,, 08:41

Updated 17 октября 2022,, 08:41

Политологи: высказывание Ирины Гусевой нанесло ущерб имиджу «Единой России»

18 декабря 2019, 11:45
Заявление депутата Госдумы от Волгоградской области Ирины Гусевой, которая на заседании профильного парламентского комитета допустила некорректное сравнение малообеспеченных россиян с бывшими заключёнными, нанесло ущерб имиджу «Единой России».

Политологи считают, что сама Гусева не рассчитывала на такой результат, но не сумела грамотно выразить свою мысль и теперь сталкивается с последствиями.

Как ранее сообщало «НовостиВолгограда.ру», в Сети распространяется видеозапись, на которой Ирина Гусева выступает против введения прогрессивной шкалы НДФЛ. По словам депутата от Волгоградской области, малоимущие россияне, которых предлагалось освободить от налогов, «ни одного дня могли не работать, сидеть в тюрьме, где мы их охраняли, кормили и так далее». Высказывание г-жи Гусевой вызвало настоящий шквал негодования. Тем не менее представители «Единой России» позже заявили, что слова депутата якобы были вырваны из контекста и «передёрнуты». Партийная комиссия по этике не нашла в реплике Ирины Гусевой нарушения этических норм.

Политологи, чья работа отчасти заключается в том, чтобы считывать истинные намерения власть имущих и выяснять, что они имеют в виду на самом деле, склонны полагать, что г-жа Гусева изначально не собиралась сравнивать малообеспеченных россиян с бывшими зэками — но из-за неумения выбирать слова и отсутствия ораторского таланта оказалась в центре скандала. В результате она не только не сумела донести до своих коллег ту мысль, которую пыталась выразить, но и нанесла ущерб имиджу «Единой России».

Ирина Гусева пыталась выразить мысль, с которой я принципиально согласен: есть разные категории малоимущих граждан. Есть люди, которые трудились всю свою жизнь, у них была постоянная работа, но потом в результате слома экономической модели и перехода от плановой экономики к рыночной для них всё в одночасье рухнуло. Они оказались в числе малообеспеченных, и этих людей, несомненно, надо поддерживать. Но есть и другая категория граждан, которых раньше называли тунеядцами, куда относятся и ранее судимые, — пояснил корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» политтехнолог Марат Баширов, вице-президент партнёрства «Национальной ассоциации специалистов по связям с органами государственной власти». — Они не трудились на предприятиях, не являлись законопослушными гражданами; известно, что у нас огромное количество людей, которые совершали уголовные преступления и отсидели долгие сроки — они потом выходят на свободу и тоже оказываются в числе малообеспеченных. По-видимому, Ирина Гусева хотела сказать, что это две разные категории граждан, которые нужно разделить с точки зрения госпомощи. Но, конечно, по форме это было сказано косноязычно.

Самое интересное в этой истории — то, что г-жа Гусева допустила своё «косноязычное» высказывание именно в процессе обсуждения прогрессивной шкалы НДФЛ. Таким образом, депутат от Волгоградской области протестовала против того, чтобы бедные россияне были освобождены от подоходного налога (или имели возможность получать льготы при его уплате), а наиболее богатые стали платить больше. Для депутата, задекларировавшего доход в 4,7 млн рублей за 2018 год, это понятная позиция, но политологи указывают, что в целом идея прогрессивной шкалы НДФЛ разумна. Вопрос в том, кто должен быть освобождён от уплаты налога на доходы.

Лично я за введение прогрессивной шкалы налогообложения и против того, чтобы НДФЛ взимался с граждан, получающих меньше минимальной заработной платы. Нерационально, что государство тратит больше денег на взыскание этих выплат, нежели получает. Есть примеры, когда налоговики присылают письма о задолженности в пятьдесят копеек или в рубль — а затраты на информирование человека об этом долге достигают 200-300 рублей. Крупные компании получают колоссальные налоговые льготы, но в то же время с бедных мы почему-то НДФЛ снять не готовы — хотя компании выводят деньги за рубеж, а бедные россияне свои деньги никуда спрятать не смогут, они их будут тратить в родной экономике. С этой точки зрения, конечно, вопрос социальной справедливости стоит достаточно остро, — говорит волгоградский политолог Александр Сайгин, заместитель директора Фонда прикладного анализа Института региональных исследований ЮФО. — Возможно, Ирина Гусева в силу определённого изменения взглядов со временем (вспомним, что в своё время она состояла в КПРФ) перешла на более либертарианские позиции — в духе Айн Рэнд с её романом «Атлант расправил плечи», которая считала, что социальной защиты быть не должно, а вместо неё надо дать всем неограниченные возможности для зарабатывания денег. Но тогда нужно ставить следующий вопрос — о том, что фискальная политика должна быть действительно одинаковой для всех. Надеюсь, что Ирина Михайловна дальше будет говорить и о том, что нужно минимальную зарплату повышать — тогда и НДФЛ будет не так страшен.

В любом случае, речь г-жи Гусевой определённо не пошла на пользу репутации Госдумы, «Единой России» и действующей власти в целом. Даже если допустить, что представительница Волгоградской области в федеральном парламенте действительно пыталась донести до коллег совсем иную идею, в итоге она озвучила мысль, вызвавшую у избирателей ярость. Это говорит о том, что за все годы, проведённые в политике, бывшая учительница Ирина Гусева так и не научилась выражаться чётко и понятно. Или же, наоборот, она ненароком высказала то, о чём думала на самом деле — что ещё хуже.

С точки зрения нанесения ущерба имиджу власти и «Единой России» Ирину Гусеву можно упрекнуть в том, что она, не подумав, высказалась открыто. Лучше было бы взять карандаш или набрать текст на компьютере, перечитать десять раз и подумать, как эти слова могут быть интерпретированы. Вся суть в выборе слов и разъяснении своей мысли. Мысль верна, но то, как она была выражена, — абсолютно неверно. Это нужно иметь в виду любому публичному политику в нынешних условиях, потому что всегда найдутся люди, которые любую ошибку будут умножать на десять. Опровергать всегда хуже, чем в самом начале сказать всё правильно, — указывает политтехнолог Марат Баширов. — Я думаю, что внутри партии Ирине Гусевой, конечно, всё объяснят. Но это уже не может нивелировать тот ущерб, который она нанесла своим неудачным высказыванием. Тем не менее публично «Единая Россия» будет демонстрировать консолидацию и защищать её.

Впрочем, ударит ли очередной скандал по позициям единороссов в Волгоградской области, пока говорить рано. До г-жи Гусевой громкими «непарламентскими» высказываниями уже отметились её менее высокопоставленные коллеги — депутаты облдумы Гасан Набиев и Александр Осипов, причём если первый из-за необдуманных слов вынужден был сложить полномочия, то второй без особых затруднений переизбрался в новый созыв. Да и в целом многочисленные выходки единороссов не помешали «партии власти» снова получить большинство голосов на выборах в Волгоградской области. Сейчас буря, вызванная репликой г-жи Гусевой, бушует только в Telegram-каналах и соцсетях: ни петиций, ни митингов за отставку парламентария пока не наблюдается. Реальные последствия могут ждать депутата позднее, на выборах в Госдуму, если скандал выйдет за рамки интернет-пространства.

Думаю, что на имидж Ирины Гусевой и партии эта история не повлияет — раз уж даже пенсионная реформа не поколебала рейтинг «Единой России». Ирина Гусева выразила вслух не самую радикальную идею из тех, что бродят среди депутатов. Если посмотреть на вносимые в Госдуму инициативы, Гусева в этом плане весьма «травоядный» депутат — никаких античеловеческих законов, вроде того же «Закона Димы Яковлева», она, слава богу, не предлагает, — признаёт политолог Александр Сайгин. — Но слова её, конечно, прозвучали резко. Надеюсь, что Ирина Михайловна найдёт в себе мужество публично объяснить свою позицию обычным избирателям. Ведь, по сути, единственное наказание, которое может её ждать — это если за неё не проголосуют в 2021 году.

"