Posted 11 сентября 2017,, 13:56

Published 11 сентября 2017,, 13:56

Modified 17 октября 2022,, 05:39

Updated 17 октября 2022,, 05:39

Волгоградские политологи назвали прошедшие выборы скучными и предсказуемыми

11 сентября 2017, 13:56
Накануне в Волгоградской области прошли выборы в областные и местные органы власти. Основное внимание привлекала борьба за два вакантных места в облдуме, но по всему региону также шло голосование за депутатов городских и сельских советов.
Сюжет
Выборы

Как ранее сообщало ИА «НовостиВолгограда.ру», предварительные итоги выборов уже известны. В Дзержинском одномандатном округе победу одержал директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин, в Среднеахтубинском — гендиректор Волжской птицефабрики Михаил Струк. Оба они представляют «Единую Россию».

«Партия власти» убедительно лидирует и на большинстве локальных выборов: её члены получили сорок один из сорока шести мандатов глав сельских поселений, большинство в городской Думе Михайловки и практически во всех сельских советах. При этом жители Волгоградской области не проявили к голосованию особого интереса — явка оказалась низкой почти по всему региону. Волгоградские политологи уверены: это свидетельствует о падении интереса электората к заведомо предсказуемым и лишённым интриги «демократическим процедурам».

Выборы в Волгоградской области прошли с рекордно низкой явкой. Население к ним интереса не проявило, и это понятно, поскольку оппозиционные партии не вели практически никакой работы с населением. Даже «Единая Россия» не делала почти ничего для мобилизации электората... На выборах депутатов городской Думы в Михайловке явка была более высокой, но всё равно эта кампания показала, что партийная система в регионе фактически разрушена.Александр Сайгин, заместитель директора Фонда прикладного анализа Института региональных исследований ЮФО

Поскольку «Единая Россия» выставила на выборы больше всего кандидатов, — примерно половину от общего числа претендентов на мандаты, — другие парламентские партии попросту не сумели ничего ей противопоставить. В пользу единороссов сыграли и многочисленные проблемы их конкурентов, в первую очередь представителей КПРФ. Коммунисты, которые когда-то считались значимой политической силой в регионе, из-за внутренних разногласий и смены лидера обкома оказались не в состоянии соперничать с партией власти.

Для «Единой России» победа на выборах в Волгоградской области была очень предсказуемой, тем более что КПРФ на этот раз полностью провалила свою избирательную кампанию. Из-за «дела Паршина» и перестановок, связанных с выборами нового первого секретаря, коммунисты упустили возможность составить единороссам конкуренцию на выборах и, как следствие, показали очень слабые результаты. Исход этих выборов был заведомо известен и предопределён с самого начала. Отсюда — банальная избирательная кампания, низкий интерес населения к голосованию и, как следствие, низкая явка.Дмитрий Фетисов, политолог, директор консалтингового агентства «NPR Group»

В то же время другие политологи полагают, что ожидать высокой явки на локальных выборах, дата проведения которых к тому же совпала с празднованием Дня города, не стоило изначально. Поскольку результаты голосования было несложно предсказать заранее, рядовые граждане его просто проигнорировали; ни масштаб выборов, ни личности кандидатов, ни фактическое отсутствие серьёзной конкурентной борьбы в принципе не располагали к тому, чтобы жители региона выстраивались в очереди возле избирательных участков. Немного активнее вели себя разве что селяне, которым предстоит лично взаимодействовать со своими «народными избранниками» и главами поселений.

Вообще выборы в Волгоградской области были очень предсказуемы, а их результаты — очень ожидаемы. Что касается низкой явки, то она не должна никого смущать: это локальные выборы небольшого масштаба. Широкой агитационной кампании тоже никто не ждал, поскольку довыборы в двух одномандатных округах не предполагают какой-то особой истории. В общем-то, картина ясна: кто долгое время вытаптывал политическую поляну, тот своих целей и добился.Константин Глушенок, политолог, представитель регионального штаба ОНФ

Однако, по словам профессора ВолГУ и председателя Общественного экспертного совета при облизбиркоме, политолога Сергея Панкратова, катастрофически низкой явка в Волгоградской области всё же не была. Во многих регионах этот показатель оказался ещё хуже. «По сравнению с выборами в других субъектах РФ у нас «золотая середина»: явка невысокая, но и не слишком низкая», — отметил Сергей Панкратов в интервью нашему изданию.

Большинство экспертов описывают свои ощущения от минувшей избирательной кампании с плохо скрываемым раздражением, однако в ней можно найти и положительные стороны. Так, почти все собеседники ИА «НовостиВолгограда.ру» отметили, что при всей предсказуемости выборы прошли практически без нарушений, не оставив повода для протестов ни коммунистам, которые ещё за несколько суток до дня голосования готовились оспаривать его итоги, ни активистам штаба Навального, которых, — похоже, вопреки их собственным надеждам, — допустили на участки в качестве наблюдателей.

Нужно отметить высокий уровень открытости избирательного процесса: на многих участках присутствовали наблюдатели не только от тех политических сил, чьи кандидаты участвовали в выборах, но и от непарламентских партий — «Яблока», «Парнаса». Доступ никому не ограничивали, и такая прозрачность не может не радовать.Сергей Панкратов, доктор политических наук, заведующий кафедрой международных отношений, политологии и регионоведения ВолГУ

Тем не менее практически все волгоградские политологи сходятся во мнении, что прошедшие выборы даже по местным меркам оказались скучными, предсказуемыми и лишёнными интриги. Использование современных технологий наподобие QR-кода и отсутствие препятствий для доступа наблюдателей на участки (в сущности, нормальные элементы избирательного процесса в любом развитом демократическом государстве) — незначительная компенсация за фактическое отсутствие реальной конкуренции и видных политических фигур, которые могли бы вернуть жителям региона веру в то, что их голоса хоть что-нибудь решают. В таких условиях нет ничего удивительного в том, что люди не доверяют институту выборов и не приходят на участки.

"