Posted 11 апреля 2022,, 07:30

Published 11 апреля 2022,, 07:30

Modified 17 октября 2022,, 11:39

Updated 17 октября 2022,, 11:39

Что посеешь – то и пожнёшь: почему Волгоградской области не хватает семян овощей

11 апреля 2022, 07:30
На прошлой неделе губернатор Андрей Бочаров поручил разработать программу по селекции собственных сортов овощей в Волгоградской области. Сегодня регион – один из центров овощеводства в России, но местные аграрии критически зависят от импорта семян.

О том, почему Волгоградская область нуждается в собственных семенах овощей, сколько времени займёт селекция новых местных сортов и смогут ли волгоградские помидоры и огурцы конкурировать по качеству с «заморскими» – в материале «НовостиВолгограда.ру».

Нужны ли Волгоградской области свои семена?

30 марта губернатор Андрей Бочаров совершил рабочую поездку в Среднеахтубинский район: проверил готовность овощеводов к новому сельскохозяйственному сезону и посетил крупное местное КФХ. Во время этого визита глава региона сделал важное заявление – сообщил о начале работы над созданием «собственной семеноводческой индустрии». Точных сроков, когда в Волгоградской области должны будут появиться собственные сорта овощей, Андрей Бочаров не указал.

Волгоградская область традиционно считается одним из главных огородов страны (по итогам 2019 года регион лидировал по производству лука и моркови). Согласно данным областного комитета сельского хозяйства, в 2021 году Волгоградская область занимала девятое место в России по производству аграрной продукции с показателем в 215,6 млрд рублей в денежном выражении. За прошлый год в регионе произвели свыше 1,3 млн тонн подсолнечника и 824,5 тысячи тонн овощей открытого грунта – это втрое выше собственной потребности, то есть основная часть урожая ушла на экспорт. Ещё 77 тысяч тонн овощей вырастили в волгоградских теплицах. Но есть нюанс: почти вся эта продукция выращена из импортных семян.

По данным Облкомсельхоза, сегодня 85% семян подсолнечника в регионе – импортные. В целом по масличным культурам «привозной» семенной материал составляет 35%, но речь идёт преимущественно о технических сортах, а не о продовольственных. Об успехах в импортозамещении семян овощей комитет сообщает лишь, что в 2020 году в Среднеахтубинском районе ввели в эксплуатацию 29 гектаров площадей для выращивания овощной рассады в РК «Росток». Это пока что единственный в России профессиональный рассадный комплекс, позволяющий выращивать 290 млн корней рассады. Статистики по овощам открытого грунта из местных семян нет.

Проблема импортозамещения овощных семян – не новая. Её обсуждали ещё несколько лет назад, когда выяснилось, что волгоградские аграрии научились выращивать собственный подсолнечник, но по качеству он заметно хуже импортных сортов. Практически ушли в прошлое и знаменитые быковские арбузы – известный сорт «Холодок» сейчас холят и лелеют как один из немногих сохранившихся.

Трудности с семенами сохраняются уже много лет, просто о них пришлось срочно вспомнить на фоне экономических проблем, указывает известный волгоградский фермер Андрей Прошаков. Он напоминает, что ещё в 2009 году Минсельхоз выделял 330 млрд рублей на развитие семеноводства. На эти деньги чиновники разработали четыре программы и шесть дорожных карт. Этим развитие, по словам фермера, и ограничилось. Сегодня волгоградские хозяйства критически зависят от импорта по большинству культур – и по свёкле, и по картофелю, и по подсолнечнику.

Доля импортных семян по сахарной свёкле у нас под 90%, по овощам и подсолнечнику – 70%. Картофелем своим мы можем сейчас всё засеять, если абы что засунем в землю, но урожай-то какой будет? Полноценных отечественных семян, к сожалению, нет, – констатирует Андрей Прошаков. – А ведь это уже четвёртая программа по импортозамещению за двадцать лет! Беда в том, что народные деньги, которые мы платим из налогов, опять выделены тем же самым людям.

Куда делись волгоградские семена?

Для СПК «Престиж» в Ленинском районе Волгоградской области овощеводство – главное направление деятельности. Кооператив выращивает лук, морковь, свёклу, картофель и огурцы. Все семена – зарубежные. Аллям Юмагулов, председатель кооператива, оценивает зависимость овощеводов Волгоградской области от импорта семян в 90%. В ближайшее время, по его оценкам, почти весь семенной материал будет закупаться в странах, которые не присоединились к международным санкциям против России.

Да, раньше было у нас семеноводство. В советские времена семян было в избытке, и качество было хорошее. Но чтобы семена производить, нужны конвейеры, линии, а всего этого уже нет. Сейчас в нашем хозяйстве семена все импортные – мы успели закупиться. Пока семена есть, а на будущий год, думаю, Китай и Турция подсуетятся, – говорит Аллям Юмагулов. – Без семян мы не останемся. Конечно, нужно бы на свои переходить, чтобы ни от кого не зависеть, но это долгий процесс.

Волгоградские фермеры рассказывают, что регион практически полностью растерял свой семенной фонд в конце 1990-х – сказались экономические кризисы и потрясения. Селекция новых сортов остановилась, оборудование распродали. Единственное направление, по которому ситуация обстоит хорошо, – зерновые. Традиции селекции яровых и озимых культур в регионе сохраняются ещё с советских времён.

В Волгоградской области давно существует и развивается селекционное направление озимых зерновых культур, а также кормовых культур. Сорта, разработанные волгоградскими селекционерами, – линейка озимой пшеницы «Камышанка», сорта ячменя, проса, сорго, горчицы и так далее – давно известны сельскохозяйственным товаропроизводителям и пользуются спросом, – сообщили в комитете сельского хозяйства Волгоградской области.

С овощами всё сложнее. Зависимость от импортных семян крайне велика, и ситуация осложняется тем, что почти все крупные хозяйства выращивают гибриды. В России разводят собственные сорта картофеля, томатов, подсолнечника, но они проигрывают конкуренцию импортным.

Облкомсельхоз приводит в пример несколько площадок, на которых ведётся селекция семян для волгоградских аграриев, в том числе Центр экологического испытания и селекции овощных культур при Волгоградском государственном аграрном университете и Быковскую бахчевую селекционную опытную станцию. По данным комитета, кукурузу в регионе выводят на базе ООО «Лидер» в Николаевском районе, подсолнечник – на базе ООО «Солнечная страна» в Новоаннинском районе. Но речь идёт преимущественно о воспроизведении существующих отечественных сортов, а не о селекции новых.

Кто создаёт новые сорта овощей в Волгограде?

Созданием новых сортов овощей активно занимаются учёные из Центра экологического испытания и селекции овощных культур при ВолГАУ. Сегодня это одна из главных селекционных площадок в регионе. Руководит работой центра кандидат сельскохозяйственных наук Татьяна Константинова, доцент кафедры агроэкологии и защиты растений. Волгоградские учёные разводят местные сорта томатов – их возрождением центр занимается с 2016 года. За шесть лет работы центра в нём прошли экологические испытания около ста сортов и гибридов овощей, 42 гибрида отобраны для разведения.

Всего в Волгограде вывели восемь местных сортов помидоров: «Новичок», «Новичок розовый», «Волгоградец», «Подарочный», «Волгоградский 5/95», «Финиш», «Победитель» и «Дар Заволжья». Для их выращивания учёным выделили орошаемый участок в УНПЦ «Горная поляна», с 2017 года у центра есть собственная линия по переработке томатов и выделению семенного материала. Семена продают всем желающим – от местных дачников до сельхозпредприятий из других регионов.

Нами восстановлены восемь сортов томатов волгоградской селекции. На данный момент у нас на складе есть 175 килограммов семян. С января этого года мы продали где-то 130 килограммов. Это достаточно хороший показатель, особенно по сравнению с пандемийными 2020-м и 2021 годом, – говорит кандидат сельскохозяйственных наук Татьяна Константинова.

Оптом селекционеры продают семена томатов по 10-15 тысяч рублей за килограмм, в розницу – по 40 рублей за пакетик весом 0,4 грамма (в нём 80-90 семян). Комплект из семян всех восьми сортов можно купить за 250 рублей. Семенной материал для выращивания волгоградских томатов пользуется наибольшим спросом на Ставрополье, в Ростовской области и Краснодарском крае. Местные агропредприятия, как ни странно, почти не приобретают семена у селекционеров ВолГАУ. Внутри региона есть спрос со стороны дачников, но крупных заказов от фермеров практически не поступает.

Не сотрудничает центр и с такими крупными местными предприятиями, как тепличный комплекс «Ботаника» Юрия Сударева. Причина проста: все сорта, которые разводят волгоградские селекционеры, полевые. Они предназначены для выращивания в открытом грунте, а не в теплицах. «Ботанике», которая производит 47 тысяч тонн овощей в год и располагает 68 гектарами теплиц, нужен совсем другой семенной материал. Потребность в семенах для закрытого грунта должны обеспечить научно-исследовательские центры в других регионах России и вышеупомянутый РК «Росток».

Разведением других овощей центр селекции при ВолГАУ пока не занимается. Учёные выращивают в Волгограде перцы и баклажаны, выведенные в других регионах России, но речь идёт не о селекции новых сортов, а о воспроизведении семян. Основные усилия сосредоточены на улучшении ранее выведенных сортов томатов.

Те сорта, которые у нас выведены, ориентированы на переработку. В чём их преимущество? В них очень высокое содержание сахара, пектина, других питательных веществ, хорошие вкусовые качества. Одна беда – они не настолько транспортабельны, как гибриды голландской селекции, которые могут долго храниться. Сейчас мы работаем над этой проблемой, занимаемся улучшением наших сортов.Татьяна Константинова, руководитель Центра экологического испытания и селекции овощных культур ВолГАУ

Волгоградские фермеры соглашаются, что местные томаты всегда были «вкусными, но не сильно транспортабельными». Овощеводы положительно отзываются о таких сортах, как «Волгоградец», которые хорошо приспособлены к машинной уборке. Но качество томатов, которые разводят в Волгограде сейчас, их не устраивает. Аграрии жалуются, что в погоне за одними преимуществами селекционеры потеряли другие.

Раньше волгоградские помидоры были вкусные и урожайные. Урожай очень хороший был, мы их не успевали собирать с куста. А сейчас в Волгограде какие-то резиновые помидоры. Может быть, это с облегчением транспортировки связано, – предполагает председатель СПК «Престиж» Аллям Юмагулов.

Волгоградские фермеры поминают селекционеров ВолГАУ добрым словом, но указывают, что их сегодняшние успехи довольно скромны по сравнению с былыми временами. Раньше, вспоминают аграрии, в регионе были собственные сорта капусты, бахчеводы постоянно совершенствовали вкусовые качества знаменитых быковских арбузов, а на базе колхоза имени Ленина выращивали и продавали собственную морковь. Сейчас всего этого больше нет.

Сколько времени займёт импортозамещение?

Селекция «идеального» сорта – процесс сложный. Внедряя и усиливая один ген, учёные рискуют потерять другой: помидор может быть либо вкусным, либо лёжким. Сейчас волгоградские селекционеры стремятся повысить транспортабельность местных томатов и при этом не допустить ухудшения показателей по питательным веществам. Это амбициозная задача, но создать абсолютно новый сорт ещё сложнее.

Существуют несколько способов селекции. Есть классическая, когда скрещиваются два сорта или же на пыльник наносится пыльца искусственно с помощью кисточки. Есть и более высокотехнологичные биомолекулярные методы, но они достаточно сложны. Геном раскрыт, но результат не всегда получается таким, как мы хотим. На один сорт может уйти вся жизнь, – говорит Татьяна Константинова. – При должном научно-техническом обеспечении срок от получения сорта или гибрида до его регистрации можно сократить до пяти лет.

Быстрого и полного импортозамещения в этой сфере не получится, предупреждают волгоградские аграрии. Новые сорта всегда проходят «обкатку»: например, сейчас в ряде хозяйств Волгоградской области выращивают подсолнечник из семян, выведенных в других регионах, вплоть до Алтая. Если фермерам понравится результат, они расширят посевные площади. Но чтобы начать выращивать ту или иную культуру не в рамках эксперимента, а в промышленных масштабах, должно пройти не менее трёх-пяти лет.

Фермеры не верят, что без серьёзных финансовых вливаний местные селекционеры достигнут существенных успехов. Андрей Прошаков замечает, что томатами, которые сейчас разводят в Центре экологического испытания и селекции овощных культур ВолГАУ, волгоградские учёные «хвастались ещё при Шабунине», и с начала 2000-х работа по созданию совершенно новых сортов овощей существенно не продвинулась. Фермер полагает, что виной тому некорректные и непрозрачные схемы финансирования, из-за которых деньги в итоге достаются не учёным, а распределяются между чиновниками и крупными аграрными магнатами.

Как только я увижу, что студентам нашей сельхозакадемии выдают гранты на развитие семеноводства, вот тогда я во что-то поверю. А так – опять миллиарды вбухают, а ничего не изменится. Вы говорите: губернатор поручил. Но губернатор же человек военный, он не может не понимать, что нельзя людей бросать в атаку, не выдав им патроны! Нужны специалисты, нужно оборудование, а ничего этого нет.Андрей Прошаков, волгоградский фермер

Чтобы в дальнейшем Волгоградской области никогда не угрожал продовольственный кризис, региону необходимо создавать собственный семенной фонд. И для этого потребуются не абстрактные декларации о намерениях, которых было немало за последние двадцать лет, а годы тщательной совместной работы учёных, властей и представителей сельскохозяйственной отрасли.

"