Posted 11 марта 2022, 14:09

Published 11 марта 2022, 14:09

Modified 7 апреля 2023, 12:22

Updated 7 апреля 2023, 12:22

Растут только опасения: чего ждать волгоградским аграриям в условиях санкций?

Растут только опасения: чего ждать волгоградским аграриям в условиях санкций?

11 марта 2022, 14:09
Фото: novostivolgograda.ru.
Беспрецедентно жёсткие санкции против России прямо или косвенно затронули уже практически все сферы экономики. Сельское хозяйство, которым традиционно славится Волгоградская область, – не исключение. О том, насколько сильно аграрная сфера ощутит на себе санкционное давление, – в материале «НовостиВолгограда.ру».

Цены дали тройной урожай

Проблемы с поставками импортных запчастей для сельскохозяйственной техники и перебои с закупкой кормов для скота неизбежно вызовут затруднения у местных аграриев. Но сами сельхозпроизводители пока не рассматривают ситуацию как критическую. Качественных удобрений им хватает, а поставки импорта не остановлены полностью и вряд ли окончательно прекратятся – техника и корма продолжают продаваться через посредников. Другое дело, что это приведёт к непредвиденным расходам сельхозпроизводителей из-за резкого повышения наценок.

Представители аграрных компаний Волгоградской области, которые закупают запчасти для техники иностранного производства, сообщают, что цены уже ощутимо выросли. Детали для американских комбайнов, например, подорожали втрое. Растут в цене смазочные материалы. Аграрии вынуждены приобретать товар по той стоимости, которую им диктуют поставщики.

Неприятности будут, это понятно. Ценовая политика сейчас другая будет – эти поставки, скорее всего, всё равно будут идти через третьи страны, потому что на самом деле бизнесу их останавливать не выгодно. Производители ищут обходные пути, чтобы продолжать нам поставлять свою продукцию. Конечно, уже втридорога, но всё поставляться будет, – пояснил корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» Виктор Лёвкин, директор АО «Аксайское». – Бесследно это не пройдёт, но я уверен, что эту посевную кампанию, в том числе по овощам, в Волгоградской области проведут на уровне, как положено. По своему предприятию могу сказать, что мы на 60-70% уже все необходимые запчасти взяли, и уборку мы проведём. В целом будем переориентироваться на отечественную технику. В любом случае, с поставленными задачами справимся.

В перспективе выбор у волгоградских сельхозпредприятий невелик – либо продолжать закупать «санкционную» технику и запчасти через третьи руки, либо искать ей замену. В качестве аналогов рассматриваются либо российская и белорусская продукция, либо китайская: Китай научился производить приемлемые эквиваленты тех сельхозмашин, которые сейчас в основном ввозятся из США. Подспорьем для местных сельскохозяйственных компаний могут также стать целевые кредиты на закупку отечественной техники, которые можно оформить в ряде крупных банков.

Не весь парк сельскохозяйственной техники аграриям Волгоградской области удастся «импортозаместить» – по крайней мере, сразу. Однако, возможно, в этом и не будет насущной потребности: полного отказа от американской техники может не произойти. По словам представителей отрасли, пока что американский бизнес не желает терять прибыльный рынок и «меньше всего поддерживает собственные санкции». Поэтому не исключено, что предприимчивые иностранные поставщики найдут легальные лазейки для продолжения партнёрских отношений с волгоградскими компаниями.

Золотое семечко

Другая сложная, но решаемая проблема, с которой сталкиваются волгоградские аграрные предприятия в условиях жёстких санкций, – поставки импортного посевного материала. Зависимость российской сельскохозяйственной отрасли от зарубежных семян остаётся критически высокой, и в первую очередь это касается овощей. В целом по стране доля импортных семян картофеля оценивается в 80%, сахарной свёклы – до 98%. В Волгоградской области, где эти культуры почти не представлены, проблема стоит не столь остро, однако огурцы, томаты, кукуруза и многие другие культуры тоже выращиваются за счёт заграничных посевных запасов.

Большинство волгоградских сельхозпроизводителей успели закупиться семенным материалом по старым расценкам. Что они будут делать дальше – пока большой вопрос. Скорее всего, в ближайшее время аграрии начнут перераспределять каналы закупок, и это может напрямую повлиять на стоимость конечной продукции.

Очень много овощных культур покупались за рубежом. Это и голландские семена, и французские по кукурузе, и немецкая сахарная свёкла – нас это не касается, но касается, например, Краснодара, Воронежа, Тамбова. Много семян поставляет Турция. Я обзванивал своих коллег, которые овощами занимаются: на 80% они уже семенами обеспечены и знают, где остальные 20% взять. Не прекратят поставки Турция и Израиль, – говорит Виктор Лёвкин.

Можно ожидать, что санкции и перебои с поставками семян из-за границы подстегнут развитие проектов по селекции, которые реализуются в том числе в волгоградских научных институтах. Например, в Волгоградской области уже выращивают собственный «экспериментальный» подсолнечник и томаты, сорта которых выведены местными селекционерами. Но, как и с техникой, полного импортозамещения здесь в короткие сроки не добиться.

Хлеб без масла – ещё не бутерброд

По данным статистиков, дефицит хлеба Волгоградской области не грозит – запасы зерна в организациях региона за прошлый год даже увеличились (правда, всего на 0,4%). Регион располагает резервами пшеницы, ячменя, кукурузы, гречихи и прочих культур. Ведущие волгоградские аграрии сходятся во мнении: с хлебом и подсолнечным маслом в области проблем не будет. Но питаться только этими двумя продуктами население явно не сможет. Волгоградцам потребуются овощи, мясо, молочные продукты – и тут зависимость от импорта в аграрной сфере может проявиться весьма неприятным образом. Например, животноводческая отрасль помимо зарубежных кормов нуждается в заграничных ветеринарных препаратах.

Наиболее тяжело восполнить потери, возникающие из-за санкций, в текущих условиях будет не крупным агрохолдингам, а именно небольшим крестьянским хозяйствам. И если зерно в регионе производят прежде всего крупные агрохолдинги, то в сфере животноводства продовольственная безопасность Волгоградской области во многом зиждется на фермерах.

На этом фоне вновь возникает неудобный вопрос о том, кого на самом деле должно холить и лелеять государство – зерновых магнатов и владельцев птицефабрик, которые и без того не бедствуют, или же рядовых фермеров, которые нередко жалуются на слабую и неэффективную господдержку. Увеличение поголовья скота на частных подворьях может в ближайшие месяцы стать основным приоритетом для региональных властей, а предоставление фермерам льготных кредитов и субсидий – одним из главных векторов работы крупных банков.

«Сегодня по стране разлетелась молнией, наверное, единственная за последнее время радостная новость: Россия имеет достаточный запас сахара, зерна и гречки. Только вдумайтесь. За почти десять лет усиленного труда над обеспечением продовольственной безопасности и импортозамещения, за миллиарды народных рублей, вложенных в развитие агрохолдингов – это результат. То есть налогоплательщики, сделав агроолигархов долларовыми миллионерами и миллиардерами, сегодня достойны быть накормлены только гречкой, хлебом и сахаром», – эмоционально высказывается известный волгоградский фермер Андрей Прошаков.

Пока что сельхозпроизводители Волгоградской области в большинстве своём настроены оптимистично: техника у них есть, семена тоже, для новой посевной кампании в целом всё готово. Но в аграрной сфере традиционно не строят слишком далёкие планы. Масштабного сельскохозяйственного кризиса в регионе никто не ожидает – однако очевидно, что стандартные риски вроде летней засухи в условиях санкций, торговых ограничений и неразберихи с поставками будут восприниматься отраслью гораздо более болезненно, нежели раньше.

Подпишитесь