Различного рода наземные беспилотники очень часто используются в тех сферах, где необходимо задействовать собственный транспорт на определённой территории. Например, только за минувшее лето роботы-тракторы обработали около 2,5 млн га полей по всей России. Беспилотные грузовики за последний год доставили 300 тыс. кубометров коммерческих грузов. А в Санкт-Петербурге и вовсе второй год курсируют беспилотные трамваи, которые за это время перевезли 40 млн человек.
Как отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, в Москве по МЦК ходит беспилотная «Ласточка», а по трассе М-11 курсируют беспилотные грузовики до Санкт-Петербурга. Используются беспилотники и в речных перевозках — паром «Генерал Черняховский» успешно катается от Усть-Луги Ленинградской области до Балтийска Калининградской.
Как признаются представители компаний, которые занимаются разработкой и обслуживанием беспилотного транспорта, у роботизированной техники есть много преимуществ перед человеком. Она не подвержена усталости, эмоциональным перепадам, вредным привычкам и всегда с заданной точностью выполняет все операции.
В общей сложности рынок наземных беспилотников в России сейчас включает около 80 компаний. Их можно разделить на 3 основные категории:
— производители беспилотников;
— производители бортового оборудования для них;
— производители элементов умной инфраструктуры дороги.
Из компаний первой категории уже есть те, чей транспорт уже зарекомендовал себя в деле. Например, беспилотные грузовики от «КамАЗа» и «Сбер Автотеха» или робот-такси от «Яндекса».
Одним из самых ярких представителей рынка является компания Cognitive Technologies, которая уже более 15 лет занимается беспилотниками. Её история начиналась в 90-е, тогда сотрудники осваивали технологию распознавания текста. Со временем её приобрели «Газпром» и «Норникель», а некоторые решения даже купили такие IT-гиганты, как Hewlett-Packard и Intel.
Особым потенциалом беспилотная техника пользуется в сфере АПК. Комбайны и тракторы под управлением искусственного интеллекта уже активно используются в России для посева, обработки почвы, уборки урожая. Более того, наметилась тенденция снижения числа специалистов, которые хотят пойти работать механизаторами и трактористами. Роботизация, по мнению экспертов, может стать хорошим выходом в этой ситуации.
Впрочем, совсем без помощи человека даже умная агротехника справиться не сможет. С одной стороны, техника может долгое время выполнять одну и ту же операцию, а человеку сложно несколько часов подряд удерживать высокую концентрацию внимания. Но если, к примеру, забьётся жатка, которую нужно будет почистить, тут техника окажется бессильна.
Поэтому пока беспилотные технологии только помогают фермерам, но не заменяют людей — человек в кабине, как правило, всё равно присутствует. Но экономия для хозяйства на топливе и ресурсах очень заметная, и многие компании стремятся внедрить подобную технику именно по этой причине.
Ещё один стремительно развивающийся сегмент в сфере наземных беспилотников — грузовые перевозки. Фуры без водителей с сентября этого года ездят по трассе М11 «Нева». На крайний случай человек в кабине всё равно присутствует, но на пассажирском месте.
Одна из главных проблем для эксплуатации таких машин — это оснащение дорог. Чтобы беспилотный транспорт безопасно перемещался по дороге, он должен не только понимать, куда ему ехать (этот вопрос решается за счёт спутников), но и оценивать ситуацию на дороге и реагировать на других участников движения. Для этого нужна система специальных датчиков и радаров, которые устанавливаются как внутри машины, так и рядом с дорогой.
— Необходимо создать инфраструктуры, чтобы грузовик во время движения по трассе мог «связываться» с дорогой и получать всю необходимую информацию обо всех происходящих изменениях, — рассказывает президент ТПП РФ Сергей Катырин.
В конечном счёте трасса, по которой могут ездить беспилотные автомобили, становится не просто дорогой с датчиками, а полноценной умной транспортной системой. При этом помимо информации о других участниках дорожного движения беспилотник с помощью такой системы также может получать данные о ситуации на дороге (аварии, пробки), а также о состоянии покрытия в разную погоду.
Неготовность дорог и инфраструктуры — не единственная проблема, которая тормозит развитие этого рынка в России. Эксперты также отмечают отсутствие элементарного регулирование в этой сфере в юридической плоскости. В этом направлении ещё предстоит проделать большую работу. И в Торгово-промышленной палате обещают приложить к этому все необходимые усилия.
— Бизнес беспокоит нормативно-правовая база на рынке беспилотников, — подчёркивает президент ТПП РФ Сергей Катырин. — Например, если беспилотный грузовик столкнётся с другой машиной, сейчас не очень понятно, кто за что отвечает, кто несёт ответственность и как всё это должно регулироваться.
Рынок беспилотников крайне перспективен — к 2030 году в России планируется охватить пригодными для беспилотников трассами 19,5 тыс. км федеральных дорог. А в долгосрочной перспективе есть планы сделать подобные перевозки международными. Плюс параллельно должно активно расти применение беспилотников и в других сферах, прежде всего промышленных. Это не только облегчит человеческий труд (особенно в плане рутинных монотонных задач), но и снизит издержки производства, а также откроет новые возможности для развития экономики.