Впервые о вирусе Марбург стало известно в 1967 году, когда в Европе началась вспышка неизвестной болезни. Главные очаги были в двух городах Германии — Марбурге и Франкфурте-на-Майне, а также в Белграде (Югославия). Изначально заразились сотрудники лабораторий, которые работали с зелёными обезьянами, привезёнными из Уганды.
Как позже выяснилось, обезьяны уже были заражены новым вирусом. И именно от обезьян впервые заразились люди. То есть вирус Марбурга был завезён из Африки в Европу через зелёных обезьян, а вот как заразились сами животные, неизвестно. Но считается, что в природе вирус появился от летучих мышей.
Немецкий город Марбург стал одним из первых, где выявили этот вирус. Причём именно в Марбурге удалось выделить сам вирус и понять, что до этого человечество с ним не встречалось и это нечто новое.
Поэтому новый вирус назвали в честь города, где его впервые смогли обнаружить. Тогда в Марбурге было выявлено 25 случаев заражения людей от обезьян, и ещё шесть, когда заболевшие инфицировали других людей.
По своей структуре вирус Марбург очень похож на вирус Эболы, который бушевал в африканских странах в середине 2010-х годов. Более того, при рассмотрении в микроскоп эти два вируса почти не отличаются, но при этом у них разный набор белков, что вызывает разную реакцию иммунной системы. Вирус Марбурга вызывает выработку одних антител, а вирус Эболы — других.
Главная опасность вируса Марбург заключается в высоком проценте летальных случаев (порядка 30%). То есть по общей статистике за все годы в среднем почти каждый третий заболевший умирал.
Вирус Марбурга вызывает заболевание, которое сопровождается лихорадкой и поражением многих важнейших систем организма — печени, желудка, кишечника, центральной нервной системы, кровеносной и сердечно-сосудистой систем. Даже при благоприятном исходе болезни и полном выздоровлении, у человека остаются серьёзные последствия, поэтому заболевание считается опасным для здоровья.
Самый простой способ подхватить вирус Марбурга — быть в контакте с животными, обитающими (или обитавшими раньше) в Африке. В основном это обезьяны и летучие мыши.
От человека к человеку заболевание передаётся через кровь, слюну, половым путём, плюс есть риски заразиться при использовании общих предметов, особенно если вытираться одним и тем же полотенцем, пить из одной кружки или есть одними столовыми приборами.
Инкубационный период вируса Марбург составляет от двух дней до трех недель. Болезнь обычно развивается стремительно, появляется лихорадочное состояние с высокой температурой до 39-40 градусов, сильная интоксикация, головная боль, ломота в мышцах, сильная слабость. У больного также могут быть конъюнктивит и воспаление слизистых оболочек, в том числе язвочки в полости рта.
Примерно через 3-4 дня возникают приступы боли в животе, которые сопровождаются тошнотой, рвотой и диареей. Все эти симптомы довольно быстро приводят к обезвоживанию организма.
Ещё спустя несколько дней на теле появляется сыпь. Но одним из самых опасных последствий могут быть внутренние кровотечения. Бывает, что у пациентов начинаются судороги и случаи потери сознания.
Высокая температура и лихорадочное состояние могут держаться порядка двух недель, и даже когда больной идёт на поправку, у него ещё долго сохраняются последствия перенесённого заболевания, связанные с работой внутренней органов, не говоря уже об упадке сил и мышечных болях.
При лихорадке Марбург важно своевременно начать лечение, потому что при его отсутствии человек погибнет на второй неделе заболевания. Самое главное — вовремя диагностировать болезнь, чтобы вовремя началось медикаментозное лечение под наблюдением врачей.
Специфического лечения вируса Марбург нет, в основном оно сводится к устранению симптомов и поддерживающей терапии. При этом важно регулярно следить за состоянием пациента и его основными показателями по здоровью.
Поставить диагноз лихорадка Марбург можно после лабораторных исследований крови. У пациента берут общий анализ крови и мочи. При этом заболевании изменения затрагивают все кровяные тельца. Лейкоцитов и тромбоцитов становится больше, а эритроциты меняют свою форму и размер. А в моче у больного обычно фиксируется повышенный уровень белка.
При необходимости врач назначит более развёрнутый анализ крови, в том числе коагулограмму, которая определит показатель свёртываемости крови, что является важным нюансом при заражении вирусом Марбург.
На сегодняшний день готовой к использованию вакцины от вируса Марбург нет, однако её разработки активно ведутся. Более того, Роспотребнадзор ещё в августе сообщал, что центр «Вектор» уже создал такую вакцину, и она даже прошла доклинические испытания. Однако пока о её запуске в оборот ничего не известно.
— На данный момент проводить иммунизацию населения от вируса Марбург с помощью вакцины невозможно, потому что такая вакцина не запущена в оборот, — подчёркивает заведующая кафедрой инфекционных болезней с эпидемиологией и тропической медициной ВолгГМУ Ольга Чернявская. — Поэтому в качестве профилактики сейчас можно говорить только о максимально строгом контроле за прибывающими из неблагополучных по этой инфекции стран.
Вакцина от вируса Марбург по своим компонентам схожа с той, что использовалась против вируса Эбола, поскольку оба вируса структурно и по клинической картине очень похожи друг на друга. И те наработки, что были у учёных в период активной борьбы против лихорадки Эбола, сейчас могут пригодиться.
Во Всемирной организации здравоохранения уже забили тревогу по поводу распространения по миру вируса Марбург. О единичных случаях заражения всё чаще становится известно в странах Западной Европы. А недавно заражённый был выявлен в зоне СВО — вирус обнаружили у польского наёмника.
Эксперты-эпидемиологи, с одной стороны, призывают со всей серьёзности отнестись к новой напасти и быть во всеоружии, но в том же время они сходятся во мнении, что столь массовой заболеваемости, как, например, при ковиде, Марбург не принесёт. Хотя бы потому, что воздушно-капельным путём он не передаётся.
По состоянию на 17 октября в России не выявлено ни одного случая заражения вирусом Марбург. Глава Роспотребнадзора Анна Попова считает, что угрозы массового распространения этого заболевания в России нет.
А вот бывший главный санитарный врач РФ, известный эпидемиолог Геннадий Онищенко, убеждён, что вирус до нашей страны всё равно дойдёт, поскольку из тех же стран Африки регулярно приезжают дипломаты, иностранные студенты, да и просто туристы. И полностью закрыться, даже несмотря на усиленный контроль в аэропорту, не получится. Поэтому он призывает проводить с врачами определённую профилактическую работу, чтобы они были хотя бы подкованы на случай выявления в России этого опасного вируса.