Изначально утилизационный сбор ввели несколько лет назад совсем с другой целью — во имя экологии. Его должны были платить автопроизводители и импортёры за каждое транспортное средство, выпущенное в России или ввезённое на её территорию. И такой сбор был направлен на то, чтобы устаревающие и небезопасные для экологии автомобили постепенно сменялись более современными моделями.
Однако в нынешних условиях смысл утилизационного сбора изменился в сторону стимулирования автомобильных компаний развивать производство в России. Теперь утильсбор призван поддержать отечественного производителя и направлен в том числе на то, чтобы зарубежные бренды стремились открывать предприятия на территории нашей страны. А это и налоги в бюджет государства, и рабочие места, и в целом поддержка нашей экономики.
Утилизационный сбор на иномарки лоббирует и АвтоВАЗ. Это абсолютно логично — директор АвтоВАЗа Максим Соколов неоднократно заявлял, что российский авторынок заполонили китайские машины, и чтобы снизить давление на отечественный автопром, нужно принимать регулирующие меры. Впрочем, практика показывает, что цены на российские автомобили растут столь же пугающими темпами, что и на иномарки. Поэтому наивно полагать, что пока зарубежные авто будут дорожать, цены на «Лады» замрут на месте.
Проект об увеличении утилизационного сбора, представленный Минпромторгом, уже прошёл публичные слушания и в середине сентября наконец-то превратился в постановление Правительства. Изменения должны вступить в силу уже с 1 октября.
Согласно документу, повышение размера утильсбора должно происходить поэтапно — вплоть до 2030 года. Эксперты предполагали, что ставка утилизационного сбора сейчас может вырасти сразу на 70-80%, а затем ежегодно повышаться ещё на 5-15%. Так оно и оказалось — «вилка» первичного повышения в итоге составит 70-85%, а ежегодное увеличение будет происходить на 10-20%.
Насколько конкретно изменится сумма утильсбора, аналитики прикинули, исходя из имеющихся в открытом доступе данных. Так, для автомобилей не старше 3 лет и объёмом двигателя от 1 до 2 литров текущий размер утильсбора составляет 300 тысяч рублей, а после 1 октября он ориентировочно вырастет до 550 тысяч рублей. Разумеется, эту разницу производители и автодилеры будут закладывать в стоимость машины.
Для электромобилей сумма утильсбора изменится чуть позже — с 1 января 2025 года. На новые авто с электродвигателем она составит 667 тысяч рублей, а если электромобиль старше 3 лет — 1 млн 174 тыс. рублей.
А вот для физических лиц, покупающих машину для себя, изменения с утильсбором ни на что не повлияют. Если человек приобретает за границей автомобиль с объёмом двигателя не более 3 литров для личного пользования и ввозит его в Россию, то сбор платить не нужно при условии, что таможенные пошлины и налоги оплачены, а сам автомобиль не будет перепродаваться в течение года. Если же объём двигателя купленной физлицом машины превышает 3 литра, то ставка утильсбора для таких авто станет больше в два раза.
— Вопрос в том, что все мы знаем, что 1 октября анонсировано введение утильсбора, но пока точно не знаем, в каком размере, — акцентирует внимание на важном нюансе директор по работе с клиентами TWIGA PR Роман Сколький. — Если он будет в том размере, в котором просил его ввести президент АвтоВАЗа, то, конечно же, мы можем говорить о том, что это серьёзно повлияет на ситуацию на рынке, поскольку вызовет подорожание автомобилей. Если же размер утильсбора будет меньше, то в зависимости от процента мы будем понимать, насколько впоследствии подорожают автомобили.
Конечно, при повышении утильсбора будет и подорожание автомобилей, но оно произойдёт не сразу с 1 октября, поскольку в данный момент, зная о возможном введении утильсбора, китайские производители стремятся завезти как можно большее количество автомобилей в РФ до введения утильсбора.
— Сейчас на погранпереходах между Китаем и Россией сформировалась очередь из фур, которые ввозят новые автомобили, грузовую технику, спецтехнику, — напоминает директор по работе с клиентами TWIGA PR Роман Сколький. — Всё это говорит о том, что склады какое-то время будут не только заполнены, но и переполнены. Безусловно, впоследствии с постепенным вымыванием этих складов можно будет говорить о постепенном повышении цен.
Таким образом, если утильсбор будет введён в полном объёме, то повышение будет не одномоментным с 1 октября, а чуть более плавным. Возможно, это будет чуть ближе к декабрю, а может и к концу года. По экспертным оценкам, если утильсбор повысят на столько, на сколько этого хотел президент АвтоВАЗа, то на конец года среднее повышение цен на автомобили может составить порядка 10-15%.
Главный вопрос, который волнует покупателей — как изменятся цены на автомобили после повышения утильсбора. В этом вопросе всё довольно однозначно, потому что они однозначно пойдут вверх. Другое дело, что пока до конца не ясно, насколько и как быстро это произойдёт.
— Повышение утилизационного сбора для автомобилей может привести к ряду последствий как для автопроизводителей, так и для потребителей, — отмечает руководитель направления продвижения и поддержки продуктов компании «Передовые Платёжные Решения» Олеся Титова. — Увеличение утилизационного сбора приводит к дополнительным затратам для производителей, которые могут быть переложены на конечных покупателей.
Это означает, что цены на новые автомобили вырастут. Соответственно, может произойти снижение спроса на новые автомобили. Покупку такого авто могут отложить до лучших времён или рассмотреть возможность приобретения подержанного автомобиля вместо нового.
— Цены вырастут до 15% точно, — прогнозирует генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. — В том числе и на марки из Китая, которые официально поставляют к нам в страну — до 10%. Производители из КНР вряд ли начнут переносить заводы в РФ, потому что последние очень долго окупаются. Хотя есть надежда, что китайцы будут удерживать цены даже себе в убыток, чтобы поддержать такой объём продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024 год.
Однако резкого повышения цен с 1 октября, по мнению эксперта, ожидать не стоит. Дилерские и дистрибьюторские склады заполнены машинами, которые ещё нужно реализовать. Да и цены, которые будут постепенно подниматься, скорректирует падение спроса на автомобили.
Если спрос на новые машины из-за роста цен упадёт, это может поспособствовать увеличению интереса к рынку подержанных машин. По мнению руководителя направления продвижения и поддержки продуктов компании «Передовые Платёжные Решения» Олеси Титовой, такая ситуация может также сопровождаться продвижением экологически чистых технологий, что может стимулировать развитие электротранспорта и других альтернативных видов транспорта. Эти последствия могут различаться в зависимости от конкретной ситуации на рынке и государственной политики в отношении автомобильной отрасли.
Таким образом, выстраивается следующая цепочка. Повышение утильсбора скажется на ценах на новые автомобили — они станут дороже. Это приведёт к снижению спроса на машины из салона, что автоматически повысит интерес к подержанным автомобилям. Впрочем, эксперты сомневаются, что вторичный рынок в долгосрочной перспективе окажется в выигрыше от грядущих изменений.
Повышение цен на новые авто подстегнёт спрос на подержанные машины, но вскоре цены на них тоже поползут вверх. Такое мнение высказал гендиректор сети автопрокатов в России и за рубежом «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. Но вот как при этом поведут себя владельцы б/у авто — большой вопрос. Кто-то выставит свою «ласточку» на продажу, пока это выгодно, а кто-то наверняка отложит планы по замене машины на новую. Однозначно сейчас нельзя утверждать, ждёт ли нас увеличение предложений на вторичном рынке, но спрос на хорошие б/у автомобили возрастом до плюс-минус 7 лет вырастет точно, уверены аналитики.
При этом самым недоступным, скорее всего, станет представительский сегмент, который сейчас везут по параллельному импорту. А вот рост цен на бюджетные авто, скорее всего, будет самым небольшим.
— Не вступившие ещё в силу изменения уже отражаются на интересе наших соотечественников, — констатирует гендиректор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. — В автосалоны потянулись даже те, кто в ближайшей перспективе не планировал замену железного коня на нового. И результатом такого спроса стало то, что автосалоны потихоньку начали отменять специальные предложения. Поэтому если здесь и сейчас есть необходимость в личном транспорте, тянуть с покупкой не стоит, дешевле точно не будет.
Как видим, авторынок ждут серьёзные перемены. Доступность автомобилей для населения в ближайшие годы будет падать и падать, и нет никаких предпосылок к тому, что условно через год, два или три ситуация хотя бы немного откатится назад. В краткосрочный период в выигрыше может оказаться только вторичный авторынок, но и здесь эксперты прогнозируют рост цен в дальнейшем. И теперь уже очевидно, что машина медленно, но верно превращается из средства передвижения в роскошь, которую могут себе позволить далеко не все.