Весной прошлого года резко подскочили цены на запчасти, что было связано с метаморфозами, происходящими с долларом. К лету этот фактор нивелировался, и цены ощутимо отыграли назад, хотя далеко не по всем позициям это было заметно. Зато проблемы начались из-за ухода иностранных компаний с российского рынка, что снова отражалось на ценах запчастей, а вдобавок ещё и добавляло сложностей с поставками.
Сложившуюся ситуацию существенно улучшил параллельный импорт, и на сегодня катастрофических проблем мы не видим: детали стали дороже, сроки поставки больше, но в целом всё намного лучше, чем в первом полугодии 2022 года.
Постепенно рынок подстроился под новые реалии — подтянулись китайские производители, заполнили образовавшиеся дыры своими аналогами. По расходникам китайцы и раньше занимали львиную долю рынка аналогичных запчастей, а теперь у них появился шанс ещё больше расширить свою представленность в России.
В определённой степени помог и параллельный импорт, который со второй половины 2022 года уже начал работать в том числе по запчастям. По срокам доставки пока имеются задержки, поскольку логистические цепочки существенно изменились, и не всегда функционируют без сбоев.
Мы проверили цены и наличие товаров в интернет-магазинах автозапчастей, а также оценили сроки доставки на популярные запчасти и расходные материалы самых ходовых авто в Волгоградской области и пришли к следующим выводам. Стоимость всех основных запчастей и расходников сейчас практически такая же, как год назад. Это касается широкого спектра товаров, включая воздушные, масляные и салонные фильтры, моторные масла, сайлентблоки, втулки стабилизаторов, свечи зажигания, тормозные жидкости и т.д. С наличием проблем нет — есть как оригиналы, так и более бюджетные аналоги. Сроки доставки тоже минимальные, как в прежние времена.
— Если автокомпоненты для проведения технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей в той или иной степени доступны, то с позициями для кузовного и сложного механического ремонта всё намного сложнее, — рассказывает начальник управления по взаимодействию с техцентрами компании «Ингосстрах» Арсен Кумалагов. — Электроника, агрегаты и запчасти для дорогих автомобилей официально запрещены странами ЕС к вывозу в Россию. Рынок официальных запчастей для новых, гарантийных и редких автомобилей (так называемые «оригинальные» запчасти) на сегодня — наиболее проблемная зона.
Доступность и приемлемые сроки поставки на сегодня гарантированно обеспечивают китайские автопроизводители. Чуть хуже обстоят дела у дистрибьюторов автопроизводителей, локализовавших производство компонентов в России. А вот с чем действительно сложнее, так это с доставкой деталей на автомобили, которые у нас не производились. Пополнение складов такими запчастями происходит, но нерегулярно.
Несмотря на то что авторынок за последний год прилично лихорадило, стоимость ремонта авто сильно не изменилась — расценки на основные виды работ в общем и целом остались на прежнем уровне. Но выручка компаний, занимающихся авторемонтом, всё равно выросла. Это объясняется возросшим спросом на фоне неопределённости относительно поставок запчастей и новых автомобилей в будущем. Владельцы машин всё чаще стараются отремонтироваться по максимуму, а не только починить то, что «горит» прямо сейчас.
К примеру, человек приезжает в сервис за стандартными процедурами — поменять масло, фильтры. При этом он помнит, что примерно через полгода собирался менять тормозные колодки и тормозную жидкость. Сегодня в таких случаях автовладельцы чаще не оставляют подобные манипуляции на потом, а предпочитают выполнить всё сразу, дабы потом не кусать локти, если вдруг расходники или запчасти подорожают, а то и вовсе не будут в наличии.
А со стороны бизнеса, как отмечают эксперты, стал расти интерес к открытию станций техобслуживания. Спрос на ремонт автомобилей остаётся на высоком уровне, а с учётом диких цен на машины многие автомобилисты откладывают покупку авто и продолжают ездить на своей «ласточке», соглашаясь тратиться на её ремонт. Этот фактор в ближайшие годы будет только способствовать спросу на СТО.
Но вот где дешевле ремонтировать машину — в официальном сервисе или в гаражных условиях у опытных мастеров? На этот вопрос каждый ответит для себя сам. Что касается цен на услуги по ремонту автомобилей, то, как отмечают аналитики, они на сегодняшний день существенно не изменились. Опять-таки по вышеупомянутым причинам ремонтникам и СТО не выгодно задирать цены в условиях высокого спроса, потому что так можно проиграть в конкурентной борьбе за клиента.
«Станции технического обслуживания премиального уровня (дилерские СТОА), как правило, имеют топ-уровень по цене ремонта, обладая при этом всем необходимым оборудованием и обученным персоналом для качественного сервиса, — комментирует начальник управления по взаимодействию с техцентрами компании «Ингосстрах» Арсен Кумалагов. — Между тем часто эта категория ремонтных организаций проводит скидки или акции, существенно снижающие стоимость работ, материалов и запчастей. Так называемые «станции второго эшелона», или «недилеры», оборудованы универсальным оснащением, которое позволяет работать на более низких расценках, но при этом часть сложных работ произвести они технически не в состоянии. Ремонт в гаражах с минимумом оборудования зачастую имеет стоимость, сопоставимую с «акционной» дилерской или «недилерской», но при этом качество ремонта несопоставимо с произведенным на СТОА и гарантия на него условна».
Разумеется, абсолютный лидер по поставке запчастей в Россию — Китай. И без того неплохо налаженные логистические процессы между странами ещё более усовершенствовались за последний год. Появились новые каналы, расширились возможности транспортной сети. В ближайшее время это будет главное направление поставок автозапчастей в Россию.
И всё же не только китайские производители обеспечат автодеталями отечественный рынок. В Индии недавно также заявили о желании поставлять в нашу страну запчасти для транспорта — от автомобилей до самолётов. С Ираном уже заключены соответствующие соглашения, предусматривающие поставки через Чёрное и Каспийское моря. Этим же путём планирует пойти и Турция, рассматривают возможность работы с российским рынком Таиланд и Вьетнам. Но для выстраивания логистических цепочек в любом случае потребуется время.
«Сейчас самые большие трудности испытывают в основном с обслуживанием и ремонтом премиальных марок автомобилей (BMW, Porsche, Mercedes-Benz) возрастом до 3 лет. Дольше всего ждать владельцам таких авто приходится оптику, стёкла и кузовные элементы», — объясняет директор по продажам компании «АВТО-ЕВРО» Дмитрий Коротков. — А вот массовом сегменте проблем с этим гораздо меньше, так как для бюджетных машин существует много вполне достойных и недорогих аналогов. К тому же, после прогнозируемого выхода на наш рынок новых производителей из Китая, Ирана и Индии, их, уверен, появится ещё больше».
По мнению Дмитрия Короткова, это лишь один вариант хоть как-то стабилизировать ситуацию. «Свою лепту в это, думаю, внесёт (и уже вносит) и параллельный импорт, — продолжает эксперт. — Дорогие, качественные автозапчасти идут сейчас к нам активно, к примеру, из ОАЭ. Также есть надежда, что со временем наладятся и прежние цепочки поставок. Вместе с тем, сегодня уже всем понятно, что цены на автозапчасти будут совсем иные — из-за привязки к курсу валют и, естественно, расходов на новую логистику. Не забываем и о том, что стоимость комплектующих сильно выросла ещё прошлой весной. Потом, правда, рынок в какой-то момент «насытился» деталями, но как итог: за год запчасти подорожали в среднем на 30%».
Подводя итоги, стоит отметить, что рынок запчастей в России сумел подстроиться под резко поменявшуюся ситуацию. В плане обслуживания большинства представленных в стране автомобилей сложностей сейчас нет. С ремонтом всё сложнее, но тоже решаемо. Но не будем забывать, что пока прошло не так много времени. Аналитики полагают, что по ходу этого года стоит ожидать ещё большей стабилизации рынка, что позволит автомобилистам в полной мере чувствовать уверенность в завтрашнем дне.