Posted 31 января 2023, 15:12
Published 31 января 2023, 15:12
Modified 3 февраля 2023, 07:42
Updated 3 февраля 2023, 07:42
В 2022 году рынок автомобилей в России пережил очень непростой период на фоне происходящих в мире событий, влияния санкций западных стран и ухода ряда зарубежных компаний из нашей страны. По данным агентства «Автостат», объём авторынка по итогам 2022 года составил 626,3 тыс. единиц — это на 58,7% меньше показателей 2021 года. Абсолютно во всех регионах продажи машин сильно упали. В Волгоградской области вместо 22,6 тыс. проданных автомобилей в 2021 году было реализовано только 9,6 тысяч.
После прошлогодних потрясений ситуация на автомобильном рынке должна начать немного стабилизироваться. Определённые подвижки в этом направлении уже отмечались в конце 2022 года, когда спрос начал постепенно оживать.
«В 2023 году, скорее всего, авторынок продолжит постепенно восстанавливаться, — считает директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова. — Так, положительная динамика в сегменте новых автомобилей в РФ, по данным Автостата, в четвёртом квартале 2022 года составила более 23%, в сегменте автомобилей с пробегом — 4,5%. В наступившем году вряд ли стоит рассчитывать на снижение цен на автомобили, однако и спрос, и объём предложения, скорее всего, будут расти».
Драйверами рынка, по мнению Юлии Овчинниковой, выступят китайские автобренды, поставки автомобилей популярных зарубежных марок параллельным импортом, а также новинки от отечественных автопроизводителей.
«Дефицит машин и беспрецедентный рост цен на них — это только верхняя часть «айсберга» проблем, — объясняет директор по продажам компании «АВТО-ЕВРО» Дмитрий Коротков. — Автопроизводители ведь не просто покидали Россию или приостанавливали работу на территории РФ, вслед за этим ещё и нарушились поставки запчастей для выпускаемых ими машин. Как результат — существенно выросли сроки доставки оригинальных автокомплектующих. Тогда с разрывом логистических цепочек столкнулось большинство отечественных автосервисов. Поначалу это происходило преимущественно с моторными маслами, фильтрами и тормозными системами. Сейчас самые большие трудности они испытают в основном с обслуживанием и ремонтом премиальных марок автомобилей (BMW, Mercedes-Benz, Porsche), в возрасте до трёх лет. Больше всего владельцам таких авто теперь приходится ждать оптику, кузовные элементы и стёкла».
Всё те же аналитики «Автостат» подсчитали, насколько в прошлом году подорожали популярные в России модели автомобилей. Так, Lada Vesta выросла в цене в среднем на 30% до 1,1 млн рублей за минимальную комплектацию. Lada Granta подорожала на 21,5% (цены теперь начинаются 727,9 тыс. руб.), KIA Rio — на 22,7% (от 1,25 млн руб.), Hyundai Solaris — на 28,4% (от 1,24 млн руб.), а Renault Duster — аж на 41,1% (от 1,6 млн руб.).
«В условиях дефицита, на мой взгляд, будут востребованы все автомобили, которые ожидаются на российском рынке: седаны, внедорожники, электромобили, особенно с учётом программ господдержки на их приобретение и инвестиций на расширение зарядной инфраструктуры в стране, — предполагает региональный директор Fresh Auto Волгоград Денис Сушков. — При этом всё равно основным фактором останется ценообразование производителей — стоимость новых авто может увеличиться на 20-30% в 2023 году».
— Цены на автомобили будут расти в связи с дефицитом поставок и спекуляцией дилеров, — уверен генеральный директор сети автопрокатов в России и за рубежом «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. — Если ищете машину здесь и сейчас, советую звонить продавцам в разные города, выезжать лично и торговаться, т.к. в каждом регионе разная степень дефицита.
Как подчёркивает эксперт, по-прежнему работают кредитные программы и, возможно, будут субсидии на отечественные авто, как это было ранее. В прошлом году практически во всех регионах РФ выросли выдачи автокредитов благодаря снижению ключевой ставки. Когда она снижается, проценты по кредитам уменьшаются. Примерно 30% заявок на кредиты одобрялись банками. Также в июле возобновилась государственная программа льготного автокредитования.
Уже в прошлом году на фоне ухода зарубежных автопроизводителей из России рынок начал переформатироваться под новые условия. Существенно повысилась доля китайских брендов, в том числе стали появляться новые модели.
Как отмечает директор по продажам продуктов автолизинга ГК ВТБ Лизинг Артём Киселёв, в 2023 году продолжится перераспределение спроса в пользу китайских марок и замещение новых автомобилей техникой с пробегом. К концу 2022 года дилеры покинувших Россию европейских, американских, японских и корейских марок распродали стоки — на конец декабря в наличии оставалось не более 20 тыс. машин. Параллельный импорт, который может быть налажен лишь ко второй половине 2023 года, заполнить эту брешь пока не в состоянии: велик риск непоставок, всё ещё отсутствует гарантийный ремонт. Поэтому всё внимание будет приковано к продукции российских и китайских марок.
«Продажи новых авто в 2023 году зависят от ряда факторов: геополитическая ситуация, курс валют, наличие и ассортимент автомобилей у дилеров, реальные доходы россиян на фоне инфляции, — подчёркивает региональный директор Fresh Auto Волгоград Денис Сушков. — Есть и более локальные условия: ставки по автокредитам, стоимость обслуживания авто, цены на автострахование, наличие запчастей и их стоимость. На данный момент самый оптимистичный прогноз — рост российского рынка на четверть по сравнению с показателем 2022 года, когда продажи упали почти на 60%. Увеличение рынка возможно только при росте выпуска отечественных авто и импорта автомобилей в Россию».
Судя по заявлениям ряда автоконцернов, такой вариант развития событий вполне возможен, считает Денис Сушков. Например, ожидается появление 5-7 новых автобрендов, включая китайские авто и электрокары, а также увеличение доли премиальных авто, ввозимых по параллельному импорту. Рост продаж электрокаров в 2023 году может достигнуть 15-16 тыс. штук благодаря выходу на российский рынок моделей «Москвича», Evolutе и, возможно, «КАМА-1» (от КамАЗ). Также АвтоВАЗ планирует начать производство «е-НЕВА» на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге во втором полугодии 2023 года.
«Выход на рынок новых иностранных автобрендов вполне возможен, — отмечает директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова. — Так, к примеру, в прошлом году о подобных планах заявляли иранские бренды Iran Khodro Tara и Saipa Shahin, а также китайский бренд Tank. Не исключаем появление новых суббрендов, например, как Omoda».
«Уже не хватает и будет не хватать бюджетных масс-маркет моделей Hyundai (ещё можно найти Creta и Solaris), KIA, Volkswagen и т.п, — подмечает генеральный директор сети автопрокатов в России и за рубежом «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. — Сложившейся ситуацией пользуются и продолжат пользоваться спросом китайцы, которые быстро решают проблемы с дополнительными поставками автомобилей (в Яндекс-такси Москвы уже обновили парк китайцами Chery и Haval). Против китайцев играет всё ещё настороженное отношение к ним потенциальных покупателей, неуверенных в том, смогут ли они в будущем более-менее выгодно продать приобретённый актив».
«В 2022 году на рынке легковых автомобилей покупателям стали доступны новые марки Evolute, Sollers и Omoda, — поясняет директор по продажам продуктов автолизинга ГК ВТБ Лизинг Артём Киселёв. — В этом году будут представлены российский бренд «Москвич», иранский Iran Khodro и китайские Skywell, Tank, Ora. В грузовом сегменте на смену дефицитной продукции «большой европейской семёрки» (Volvo, Scania, Mercedes-Benz, MAN, DAF, Iveco и Renault) уже пришли китайские Shacman, Howo, Faw, Sitrak. В сегменте лёгких коммерческих автомобилей новым лидером может стать линейка Sollers (первые машины под этим брендом выпущены в ноябре 2022), которая заменит Ford c его бестселлером Transit».
— Если ситуация с поставками новой техники европейских, корейских и американских марок существенно не изменится, продолжит расти спрос на вторичном рынке, — считает директор департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг» Рустам Назаров. — Доля китайских автомобилей в общем объёме продаж, по нашим прогнозам, может вырасти до 50%. Громкими премьерами года могут стать китайские новинки в премиальном сегменте, в первую очередь седаны и полноразмерные внедорожники. На данный момент существует их острый дефицит на отечественном рынке. Также дефицит есть в подсегменте седанов В- и D-классов, популярных у операторов такси и каршеринга. Если китайским производителям удастся занять эти ниши, они ещё больше утвердятся в России.
Lada по-прежнему бьёт рекорды по продажам, но как долго это будет продолжаться? Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто более-менее велась на уровне рекомендованной розничной цены. Наши соотечественники крайне редко готовы купить российский товар по цене дороже, чем его зарубежные аналоги. Это подтверждают опросы, которые проводились в последние месяцы. Также отечественный автомобиль, в отличие от «китайца», в будущем можно легче перепродать.
— Лидером на российском авторынке в 2022 году стала Lada Granta, которая оставила конкурентов далеко позади, — рассказывают в сообществе Road HELP Волгоград. — Единственным реальным соперником «Гранты» в борьбе за звание бестселлера-2023 могла бы стать Lada Vesta NG, однако её производство после годового простоя должно возобновиться только в марте. Поэтому в этом году шансов на лидерство у флагманской «Лады» практически нет, а вот в 2024-м она вполне может претендовать на первое место. Тем более, что теперь производство «Весты» будет осуществляться на основной площадке АвтоВАЗа в Тольятти. Объём продаж «Весты» во многом будет зависеть от цены автомобиля. Если она будет процентов на 15% выше нынешней, то шансы модели на успех минимальны.
А что же популярные зарубежные модели? К примеру, подержанные Hyundai Solaris и Kia Rio и раньше были в топе предпочтений россиян. По мнению гендиректора сети автопрокатов в России и за рубежом «Мой Автопрокат» Дмитрия Матвеева, они и сейчас — идеальный вариант для покупки. «Если нашли авто этих марок возрастом 5-7 лет с небольшим пробегом — покупайте. У них недорогое обслуживание. Даже если на них не будет оригинальных запчастей, китайскими аналогами можно заменить очень многое, и ремонт сам по себе не сложный».
Покупка автомобиля в 2023 году в любом случае останется крайне затратной затеей. Даже на вторичном рынке цены будут «кусаться», что однозначно скажется на спросе. Если все факторы сложатся оптимистично, рынок продолжит своё оживление. Но ждать от него возвращения на уровень «до 2022-го года», конечно, не стоит. Автомобиль нынче снова становится не средством передвижения, а роскошью.