Для исследования мы определили 10 категорий расходов, в которую вошли продукты, бытовая химия, алкоголь, сигареты, бытовая техника, ЖКХ, лекарства, автомобили, топливо и недвижимость. Цены мы сравнивали в двух периодах — осенью 2021-го и 2022-го. И далеко не всегда картина вырисовывалась пессимистичная.
В овощной корзине почти по всем позициям отмечается положительная динамика в сравнении с осенью 2021 года. Так, средняя цена картофеля с того времени снизилась с 40 до 27 руб/кг, морковь подешевела с 32 до 23 руб/кг, огурцы — со 103 до 80 руб/кг, помидоры — со 105 до 90 руб/кг. А лук показал удивительную стабильность (цена снизилась с 22,6 до 22,5 руб/кг).
Лидерами подорожания среди продуктов стали рис, хлебобулочные изделия, сахар, сливочное масло и другая молочная продукция. По всем этим позициям индекс утраты (т.е. насколько % меньше товаров стало возможно купить на среднюю зарплату) составил более 10%, по сахару и хлебобулочным изделиям — более 20%, а по рису — 31,77%.
В среднем на 20% уменьшилась доступность товаров в категории бытовой химии. По лекарствам цены в основном выросли, но если брать неспециализированные препараты, то рост отмечается не столь существенный. А на некоторые лекарства вроде «Валидола» или «Аллохола» цены изменились даже в меньшую сторону.
Существеннее всего потребительская картина ухудшилась в категориях, предполагающих крупные денежные траты — автомобили и недвижимость. Доступность жилья в новостройках снизилась на 27,13%, а новых автомобилей — на 21%, причём разница между иномарками и отечественными машинами в этом смысле минимальная.
В сегменте бытовой техники и электроники ситуация получается весьма запутанная. Те товары, что мы взяли для исследования (телевизор, смартфон, пылесос) стали доступнее, чем осенью 2021-го. Но если копнуть глубже, увидим, что сильно выросли цены на холодильники, стиральные машины, плиты. Плюс на фоне ухода зарубежных брендов с российского рынка поскуднел и представленный ассортимент.
В целом, если ориентироваться на открытые данные, критических изменений по большинству товаров за минувший год не произошло, за небольшими исключениями. Впрочем, многие эксперты считают, что в полной мере негативные последствия ухода зарубежных брендов в России ощутят только в 2023 году. Пока же мы можем констатировать, что уровень цен стал выше, но и доступность товаров остаётся на приемлемом уровне.
Подробнее об изменении стоимости различных категорий товаров читайте в нашем специальном проекте «Индекс утраты. Насколько подорожала жизнь в Волгоградской области в 2022 году».