Проект федерального бюджета, представленный правительством в сентябре этого года, сулит россиянам несколько дефицитных лет. Так, в 2023 году ожидаются доходы в размере 26,13 трлн рублей, в то время как расходы составят порядка 29 трлн.
Иначе говоря, уже в следующем году ожидается дефицит в размере 2,9 трлн рублей, что равняется примерно 2% ВВП. В 2024 году этот показатель ожидается в размере 1,4% ВВП, а в 2025 — 0,7%.
Для сравнения, в прежней редакции бюджета в 2023 году ожидался профицит в размере 299,1 млрд рублей, а в 2024 дефицит в 522,7 млрд рублей, что значительно ниже нынешних цифр. Однако геополитическая нестабильность вполне закономерно привела к тем показателям, которые мы имеем сегодня.
Покрывать нехватку средств планируют за счет внутренних заимствований. Премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительственной комиссии заявил, что Минфин уже разместил девятилетний выпуск облигаций федерального займа, что позволит привлечь средства в бюджет и не тратить их из Фонда национального благосостояния.
Кроме этого, правительство намерено повысить пошлины на вывоз и ставку налога на добычу полезных ископаемых. Это поможет пополнить бюджет на дополнительные 1,4 трлн рублей.
Еще 3 трлн планируется заработать за счет повышения пошлины на нефть и газ и продления скорректированного демпфера на бензин. Также будут введены экспортные пошлины на удобрение и уголь, повышены акцизы на табак и производство сладких напитков.
Несмотря на отрицательные цифры Михаил Мишустин отметил, что развитие страны является ключевой задачей всей бюджетной политики, и новый проект федерального бюджета полностью отвечает вызовам кризисного времени.
Тем не менее, с утверждением премьер-министра не согласилась Счетная палата. По ее мнению, представленный правительством бюджет в его нынешнем виде слишком оптимистичен и не учитывает массу рисков. Госаудиторам неясно, на основе каких макроэкономических положений авторы проекта делали свои прогнозы.
Так, разработчики проекта не учли вероятное сокращение объемов экспорта нефти и нефтепродуктов в обозримом будущем, что связано в первую очередь с антироссийскими санкциями. Не предусмотрели авторы и рецессию в мировой экономике, недостаточный рост промежуточного и инвестиционного импрота, а также более низкие, чем ожидается, темпы роста потребительского спроса.
Хотя свое заключение в отношении законопроекта Счетная палата предоставила с рядом замечаний к авторам, не факт, что это в значительной степени скажется на итоговом варианте документа.
В сложившихся условиях к тратам бюджетных средств подошли еще более аккуратно и вдумчиво. Вполне закономерным кажется увеличение в 1.5 раза средств на нацбезопасность и охрану правопорядка: с 2,8 трлн рублей в этом году до 4,2 в следующем, и 4,3 в 2024–2025 годах.
Одновременно с этим, по неизвестным причинам, уже с 2024 планируется планомерное снижение расходов по статье «Национальная оборона» с 5 трлн в 2023 до 4,6 в 2024 и 4,2 в 2025, что ниже показателя этого года (4,7 трлн рублей). Снижение трат на оборону страны вызывает множество вопросов, если учитывать, что почти 9 месяцев Россия ведет специальную военную операцию на территории соседней Украины.
Постепенное снижение финансирования ожидается и в Жилищно-коммунальной сфере: с 0,6 трлн в 2023 до 0,3 трлн в 2025.
Траты на культуру немного увеличатся: примерно на 6,5 млрд рублей в 2023, однако сократятся на 2 млрд в 2025. При этом глава Минкульта Ольга Любимова обратила внимание на снижение ассигнований на федеральные проекты по культуре.
В частности речь идет о таких проектах, как «Сохранение культурного и исторического наследия», «Развитие культурного диалога», «Пушкинская карта», «Творческие люди», «Цифровая культура». Связано это с решением о сокращении на 10% государственных ассигнований для обеспечения сбалансированности федерального бюджета.
Финансирование развития физкультуры и спорта увеличится до 62,6 млрд в 2023. Однако уже на следующий год сократиться и будет составлять 57 млрд в 2024, и 48,7 млрд в 2025. Сокращение затронет и федеральные проекты, направленные на поддержание спорта.
Одновременно с этим, эксперты подчеркивают очевидную социальную направленность проекта федерального бюджета. Финансирование по статье «Социальная политика» заметно увеличится: с 6,5 трлн в 2022 до 7,3 трлн в последующие годы.
В частности, директор департамента бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Минфина Курбан Курбанов отметил значительный рост бюджетных расходов в рамках так называемого «детского бюджета» — с 556 млрд в 2016 до 1,7 трлн в текущем году.
Траты на здравоохранение не вырастут, а наоборот несколько снизятся. Сюда планируют направить порядка 1,4 трлн рублей.
Одновременно с этим, специалисты отмечают куда большую «закрытость» бюджетных трат по сравнению с предыдущими годам. Порядка 23% статей расходов засекречены. В последний раз такие высокие цифры были отмечены в 2016 году (22% секретных расходов).
Для многих россиян связь федерального бюджета и их собственной жизни не столь очевидна. Тем не менее эта связь довольно крепкая. Начиная с трансферов в регионы и спонсирования ряда важных госпрограмм, заканчивая ценами на коммунальные услуги.
Например, нельзя не отметить, что повышение пошлин и налоговых ставок на полезные ископаемые, индексация тарифов на газ на 8,5% в следующем году закономерно приведут к повышению цен для потребителя внутри страны. Так как всеми перечисленными благами пользуются в том числе и предприятия, которым из-за повышения цен на условный газ, придется увеличивать стоимость своих услуг и продуктов, рядовому волгоградцу придется еще немного «раскошелиться».
Однако такое влияние бюджета на жизнь обычных граждан можно назвать косвенным. Сам бюджет остается в высокой степени социально-ориентированным, и особенно комфортно после его принятия будут чувствовать себя семьи.
— Бюджет затрагивает больше публичные отношения, чем частные. Но при этом можно выделить несколько моментов, касающихся граждан нашей страны. Например, в проекте бюджета предусмотрена программа переселения из аварийного жилья, так в 2024–2025 годах на нее зарезервировано по 25 млрд рублей ежегодно, с 2023 года для около 10 млн получателей будет введено универсальное ежемесячное пособие малообеспеченным семьям с детьми до 17 лет и беременным женщинам. Также предусмотрена индексация пенсий, материнского капитала на фактическую инфляцию. Еще более 3,5 трлн рублей выделяется на поддержку нуждающихся семей с детьми. Таких социальных статей расходов еще много. — Оксана Васильева, к. ю. н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
При этом поддерживать регионы рублем также не перестанут. Волгоград уже в текущем году пополнил казну еще на 4 млрд рублей за счет вышестоящих бюджетов, в том числе и федерального. В основном это были целевые поступления на конкретные статьи расходов.
— В сфере межбюджетных отношений основными приоритетами остаются сохранение финансовой поддержки субъектов со стороны федерального центра, а также выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Так, например, более 4,3 трлн рублей будут направлены на строительство и реконструкцию как федеральных, так и региональных дорог, обеспечение транспортной доступности, включая развитие городского наземного электрического транспорта. — Оксана Васильева, к. ю. н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Областной центр, очевидно, не сможет обойтись без поддержки из федерального бюджета. Большинство крупных инфраструктурных и прочих проектов реализуются на территории Волгоградской области благодаря федеральному финансированию. Региональный бюджет попросту не может потянуть статьи расходов, связанные с обновлением городского транспорта, строительством путепроводов и объездов сел и городских поселений, строительством крупных медицинских, учебных центров. Масштабные проекты благоустройства реализуются также при финансовой поддержке из федерального центра. Урезать ее — значит поставить на паузу развитие всего региона. Впрочем, это понимают и в Москве, и пока в проекте бюджета нет явных сигналов того, что поддержку регионов свернут или значительно сократят.
В целом пока сложно оценить то, насколько проект федерального бюджета отвечает требованиям нынешнего сурового времени. Велика вероятность его дальнейшей корректировки, так как некоторые эксперты, сенаторы и депутаты уже высказывали свои замечания по ряду вопросов.
Что касается волгоградцев, то большая часть едва ли заметит кардинальные изменения после принятия бюджета. Подарки в виде индексации материнского капитала, назначения новых выплат будут мешаться вместе с малоприятным повышением цен на коммунальные услуги, сокращением финансирования некоторых проектов и программ. В любом случае, окончательные выводы делать пока рано. Вкусить плоды работы государственных служащих удастся лишь после приятия законопроекта и его вступления в силу.