Posted 6 августа 2022,, 06:24

Published 6 августа 2022,, 06:24

Modified 17 октября 2022,, 11:56

Updated 17 октября 2022,, 11:56

Монополия смертельна для отрасли: выживут ли волгоградские рекламщики с новым законом

6 августа 2022, 06:24
В российских регионах, в том числе Волгоградской области представители рекламной отрасли просят поддержки у местных властей, УФАС, общественных организаций и пишут обращения к председателю Госдумы, чтобы не допустить монополизации рынка.

Согласно поправкам к закону «О рекламе», уже принятым депутатами ГД в первом чтении, в России в скором времени может появиться единый оператор цифровых рекламных конструкций.

При таком сценарии монополист получает эксклюзивное право установки конструкций без согласования с городскими и региональными властями, не будет платить отчисления в местные бюджеты, а также сможет самостоятельно определять цены на размещение рекламы.

30-летний приговор для рекламной индустрии

По мнению депутата от «Единой России» Артема Кирьянова, изложенному в пояснительной записке к законопроекту «О создании единого рекламного оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений», при текущем положении дел наружная реклама на цифровых носителях и на транспорте, а также электронные доски с объявлениями являются наиболее уязвимыми секторами в информационной сфере и простором для деятельности недружественных РФ стран.

Поэтому, настаивают авторы законопроекта, нашему государству необходим единый оператор цифровых рекламных конструкций, который будет иметь эксклюзивные права на формирование схемы и размещение цифровых рекламных конструкций в регионах РФ.

Согласно этой инициативе и принятым в первом чтении поправкам, на роль оператора должно быть выбрано исключительно российское юрлицо, а не какие-нибудь сомнительные иностранные агенты.

Заслуживающий доверия оператор одним махом без торгов получит в пользование и управление абсолютно все электронные рекламные щиты в российских регионах сроком на 30 лет. Важно, что получать рекламные места единый оператор будет без проведения торгов и получения каких-либо разрешений от местных властей. Он даже сможет игнорировать ГОСТ о наружной рекламе, который в отдельных положениях защищает объекты культурного наследия.

В «зону аппетитов» единого оператора попали не только стационарные конструкции и электронная реклама на фасадах, но также электронные объявления на передвигающемся городском транспорте. А также сервисы для размещения объявлений. Например, по продаже и аренде автомобилей, недвижимости, по поиску работы, оказания услуг и даже магазины приложений.

Даже без глубокого погружения в этот законопроект видны подводные камни, которые могут стать фатальными рифами для целой отрасли.

Монополия нас убьет

Крах и полное разорение бизнеса, а значит, потеря рабочих мест для тысячи людей только в масштабах отдельно взятого региона. Именно такие невеселые перспективы открываются для волгоградских рекламщиков, если инициатива Артема Кирьянова о едином операторе цифровых рекламных конструкций будет принята окончательно.

Представители рекламного бизнеса в Волгограде уже написали коллективные письма и обращения на имя глав региона и города, бизнес-омбудсмена и руководства УФАС.

Кроме того, рекламщики, представители бизнеса и медиасообщества выступили единым фронтом перед лицом надвигающейся угрозы. 3 августа они провели заседание комиссии по СМИ и информационным технологиям Общественной Палаты Волгоградской области, где обсудили скандальный законопроект о едином операторе цифровых рекламных конструкций и объявлений. В обсуждениях помимо представителей рекламной отрасли приняли участие члены регионального отделения ОНФ, «Опоры России» и Союза журналистов.

— На заседании было редкое единодушие. И приглашенные, и члены комиссии однозначно негативно воспринимали этот законопроект и дали по нему отрицательный отзыв, — высказал свою точку зрения член региональной общественной палаты, председатель областного отделения «Союза журналистов России» Вячеслав Черепахин. — Понятно, что оценки рисков в виде сокращения рабочих мест и выпадающих доходов в бюджет - это еще стоит посчитать. Но то, что эти риски есть, они масштабны, а закон не проработан с точки зрения законодательства, и многие его положения ему противоречат, то это однозначно.

В рамках обсуждений уполномоченный по защите прав предпринимателей Волгоградской области Ольга Устинова заявила, что законопроект крайне губителен по многим параметрам. Начиная от суммы выпадающих доходов в бюджет области и заканчивая количеством рабочих мест, которые регион неизбежно потеряет с принятием закона. В связи с чем, сейчас готовится обращение к губернатору Волгоградской области.

Представитель одной из крупных волгоградских фирм Рубен Оганесян уже подсчитал, что в сегменте рекламного рынка региона работает до тысячи человек, что сравнимо в небольшим предприятием. Поэтому введение закона будет означать закрытие еще одного среднего предприятия в Волгограде.

Авансы законопроекту и гарантии рекламщикам

Депутат Госдумы Алексей Волоцков присутствовал на рассмотрении законопроекта в первом чтении и поделился своим мнением, а также ожиданиями от нового законопроекта.

— К законопроекту много вопросов, он, откровенно говоря, сыроват. Но приняли его в первом чтении авансом, чтобы во втором снять все вопросы, которые есть у депутатов и профессионального сообщества, — уточнил Алексей Волоцков.Рынок наружной рекламы сегодня по большей части, особенно в сегменте крупного формата, представлен иностранными рекламными компаниями, а также заказчиками. И законопроект готовился, прежде всего, для того, чтобы с ними не было никаких проблем и в дальнейшем. А в случае, если они резко уйдут, подхватить все эти рекламные конструкции. Чтобы они работали, были востребованы, и нужен единый оператор.

Депутат призвал разделять общие задачи, связанные с зарубежными компаниями, и отдельные задачи, главная из которых, не обрушить рынок отечественных рекламных компаний. Особенно тех, которые работают не один год, за кем стоят большие коллективы и инвестиции в эту сферу.

Алексей Волоцков подчеркнул, что новый закон не предполагает передела рынка и тем более «отжатия» активов у его участников. Речь идет о введении некоего цензора.

— Я так понимаю, работающим сейчас на рынке компаниям придется согласовывать весь видеоконтент через оператора. Нет такого, что отобрали бизнес или имущество. Оператор будет вести координационную деятельность и выступать скорее в роли цензора при проверке на идеологическую составляющую. Чтобы рекламный контент и транслируемые в нем смыслы не нарушали национальных интересов и ценностей нашей страны.

По словам Алексея Волоцкова, депутаты понимают важность сохранения рабочих мест, и никто шашкой наголо махать не собирается. Ко второму чтению законопроект планируется серьезно скорректировать. Обсуждения в комитете будут продолжаться весь август. Пока в течение месяца принимаются предложения, а, вероятно, в сентябре они будут обсуждаться уже в официальном формате в профильном комитете.

Уши лоббизма и голод местных бюджетов

По мнению Вячесалава Черепахина, закон настолько сырой, что его можно развернуть вспять и отозвать.

— На мой взгляд, здесь отчетливо торчат уши лоббизма. Это не замаскировано. Так цели, заявленные в пояснительной записке, где автор ссылается на национальные интересы, по факту не реализуются. Видно, что в самом законе происходит не защита нацинтересов, а именно лоббизм конкретной организации. Например, можно сказать, что автор закона допускает участие иностранного капитала. О какой защите национальных интересов можно говорить? У меня есть предположение, что закон в итоге развернут.

Местные бюджеты в случае принятия закона в нынешнем виде будут страдать и «голодать» вместе с рекламщиками. Сейчас городские бюджеты имеют с каждого места, где установлена рекламная конструкция, ежегодную арендную плату.

- В Волгограде работают 5 крупных организаций, у которых по нескольку десятков рекламных конструкций и более, а также несколько десятков мелких фирм, у которых по нескольку щитов. Всего в городе установлено 1 120 рекламных конструкций, - сообщил изданию «НовостиВолгограда.ру» источник к мэрии Волгограда.

При этом известно, что за все эти 1 120 рекламных конструкций вместе взятые рекламные агентства платят арендную плату. Точнее - за аренду земельных участков. Из открытых источников известна и сумма годового дохода городского бюджета - около 100 млн рублей.

Недоимка бюджетов приведет к затруднениям при исполнении социальных обязательств перед населением. И значит, вполне может стать причиной роста напряжённости в отдельных субъектах, где и без того острый дефицит бюджета. А Волгоград в этом отношении — не самый благополучный областной центр.

Назад в нулевые?

Единый оператор в случае принятия поправок в первоначальном варианте получит не только монополию на рекламном рынке, большую часть доходов от него, но и станет самостоятельно выбирать рекламные места, не согласовывая привлекательные для него локации с городскими властями и местными жителями.

Поэтому не исключен вариант возвращения рекламной стихии девяностых и начала нулевых, когда рекламные конструкции уродовали облик города, поражая полной безвкусицей, отсутствием единого стиля и концепции.

Остается надеяться, что в современных реалиях не произойдет агрессивного захвата городского пространства теперь уже электронными билбордами.

"