Тотальный дефицит сахара взбудоражил, без преувеличения, всю страну. Искусственно созданный спрос из-за панических настроений за неделю опустошил полки в магазинах, и теперь приобрести сахар-песок стало настоящей проблемой. Некоторые коммерсанты пытаются на этом нажиться, задирая цены до заоблачных высот. ФАС уже занимается проверкой всей цепочки поставок сахара, а торговые сети обещают в ближайшее время новые партии, благо сахара в стране предостаточно. А в Минсельхозе заявили, что еще половина прошлогоднего урожая сахарной свеклы не переработана, потому что конечный продукт негде хранить — склады заполнены.
Ситуация с сахаром стала самой острой из всех продуктов. В гораздо меньшей степени ажиотажный спрос затронул другие товары длительного хранения — например, крупы, макароны, подсолнечное масло, муку. На них уже реже можно встретить скидку, цены ощутимо подросли, но реального дефицита пока не наблюдается. Хотя во многих магазинах введены ограничения на покупку товара в одни руки. К примеру, не более 1 кг сахара, 5 кг гречки, 3 л подсолнечного масла и т. д.
Талоны как средство распределения товаров
Такой подход отсылает к советской талонной системе, цель которой всегда сводилась к необходимости максимально равномерно распределить товары среди населения. Впервые продукты по талонам выдавали ещё на заре появления Советского Союза. Затем она периодически появлялась на разные продукты в разных областях и республиках СССР. А в последний раз повсеместно талоны стали вводить в 80-е годы прошлого века.
— До конца 80-х талоны были довольно редким явлением, хотя многое зависело от региона, — рассказывает главный редактор издания «НовостиВолгограда.ру» Сергей Матанцев. —Например, знакомые из Казани рассказывали, что у них в 1982 году якобы были талоны на масло. А у нас примерно в тоже время были введены талоны на картошку. Это был неурожай, или ограничение зарубежных поставок… При этом картошка в принципе в овощных магазинах была. Власти пошли на этот шаг как раз, чтобы избежать ажиотажа.
Каждая семья получала определённое количество талонов на разные товары. Например, если на человека полагалось 1 кг сахара в месяц, то на семью из 4 человек выдавалось 4 талона, на которые можно было купить 4 кг сахара. Приобрести больше, чем положено по талону, было нельзя — в этом и есть суть системы. Сами талоны распределяли в домоуправлении по количеству прописанных человек в каждой квартире, но за товарами, как правило, ходил кто-то один из семьи.
— Шёл активный обмен и продажа талонов, — вспоминает Сергей Матанцев. — в 1990-м году это был уже целый рынок. Менее всего котировались талоны на крупу. Выше всего — на сигареты и вино.
Сахар, крупы, мука выдавались из расчёта 1 кг на человека, а растительное масло — по 0,5 л. Были талоны и на алкоголь, их брали даже непьющие люди. Прежде всего потому, что бутылки спиртного всегда были отличным средством благодарности за проделанную работу. Плюс открывалась возможность позже перепродать «пузырь» подороже и на этом подзаработать. А если вдруг алкоголя требовалось больше для особого случая (свадьба, поминки), то приходилось брать справку (тоже в домоуправлении) и получать дополнительные талоны.
Нужны ли талоны в России?
Насколько реальна аналогичная система в России в нынешних условиях? Теоретически такое можно представить в качестве инструмента временной борьбы с дефицитом определённых товаров. Но с учётом текущих реалий вопрос нехватки продуктов или чего-то ещё в долгосрочной перспективе остро не стоит. Да, из-за нарушения логистических цепочек и антироссийских санкций возможно снижение доступности отдельных товаров, но предпосылок для введения талонной системы точно нет.
Впрочем, волгоградцы недавно предлагали временно вернуться к выдаче сахара по талонам, чтобы не было вот такого спонтанного дефицита, который приводит к опустошению полок в магазинах. И всё же подобные всплески ажиотажного спроса — явление периодическое, но всегда быстро проходящее. А посему всерьёз рассматривать возвращение талонной системы пока нет никакого резона.