Posted 8 февраля 2022, 07:51
Published 8 февраля 2022, 07:51
Modified 17 октября 2022, 11:41
Updated 17 октября 2022, 11:41
Как ранее сообщало «НовостиВолгограда.ру», Михаила Соломонова задержали накануне днём. Его доставили в отдел полиции №4 для дачи объяснений по поводу велопробега с участием десяти человек, который состоялся 31 декабря прошлого года (мероприятие якобы нарушало «антиковидные» ограничения, хотя даже массовые гулянья на открытом воздухе на Новый год были официально разрешены губернатором). Велоактивист настаивал на том, чтобы ему выдали копию административного протокола, и снимал сотрудницу полиции, которая брала у него показания, на видео. Полицейским не понравилась перспектива стать звёздами соцсетей, и они потребовали прекратить съёмку. Соломонов отказался, после чего на него составили протокол по статье 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (факт составления протокола в ГУ МВД по Волгоградской области подтвердили).
Теперь велоактивиста ждёт суд. Получить комментарий у самого Михаила Соломонова мы не смогли, поскольку его телефон был недоступен. Но судя по фотографии служебного рапорта полицейских, которая появилась в соцсетях, Соломонова обвинили в несоблюдении законных требований сотрудника полиции на основании приказа для служебного пользования, о существовании которого граждане, не работающие в полиции, знать не обязаны. Этот приказ запрещает видео- и фотосъёмку в отделе полиции.
Приказ о запрете съёмки внутри отделений полиции, действовавший на федеральном уровне, был отменён главой МВД ещё в 2017 году, однако на практике для проведения такой съёмки необходимо получить разрешение начальника отделения. Между тем право снимать сотрудников полиции при исполнении прямо зафиксировано в законодательстве. В случае, если по каким-то причинам в здании органов МВД нельзя вести видеозапись, сотрудник полиции должен доходчиво объяснить это гражданину и предоставить ссылку на конкретный нормативный акт. Было ли это сделано в данном случае, неизвестно. Запреты на съёмку, зафиксированные только в приказах для служебного пользования, вступают в противоречие с нормами федеральных законов «О полиции» и «О противодействии коррупции». Получается, что внутриведомственные документы в правоприменительной практике почему-то стоят выше государственных нормативно-правовых актов. Кто прав в этой ситуации — полицейские или велоактивист, который настаивал, что снимает сотрудницу полиции легально, — вопрос дискуссионный и должен быть рассмотрен судом.
Волгоградские общественники и пользователи соцсетей отреагировали на задержание Михаила Соломонова с возмущением. «Остаётся загадкой, почему стражи правопорядка взялись за мероприятие, которое прошло больше месяца назад — 31 декабря. И в этой связи не будет ли задержаний из-за антиковидных нарушений кого-нибудь в новогоднюю ночь, на Рождество или Крещение?» — недоумевает волгоградский Telegram-канал «Сталингумрак». «Мы живём в стране, где спортивная велопрогулка является несанкционированным массовым мероприятием. А просьба выдать копию административного протокола квалифицируется как неповиновение сотруднику полиции», — возмущается юрист Антон Гетманенко. «Странно, что адвокату не сообщили основную причину задержания», — отмечает журналист и член нового созыва волгоградской Общественной палаты Сергей Жуков.
Редакция «НовостиВолгограда.ру» будет следить за развитием ситуации. Учитывая, что ГУ МВД по Волгоградской области всегда стремилось к максимально корректному поведению по отношению к журналистам и общественникам, мы рассчитываем, что Главк даст исчерпывающие разъяснения по поводу законного порядка видеосъёмки в отделах полиции.