Ни для кого не секрет, что в современном мегаполисе хлопья снега из живописного природного явления быстро превращаются в серую снежную массу, абсорбирующую в себе целый букет загрязняющих веществ. Это и выхлопные газы от автомобилей, оседающие в придорожных сугробах, и противогололедные реагенты, попадающих в снег напрямую. С учетом всех этих фактов снежные волгоградские зимы выглядят уже не так очаровательно.
Первая рабочая неделя 2022 года стала испытанием для нервов волгоградцев, которые не уставали чертыхаться по дороге на работу и обратно. В независимости от вида транспорта — общественный или личный в отдельные часы перемещаться по волгоградским дорогам было практически невозможно. Дорожников не ругал только ленивый, однако, когда за сутки выпадает месячная норма осадков, а в следующие — еще половина, поспевать за раздающей щедроты зимой невозможно.
Как бы то ни было, первая серия затяжного снегопада кончилась, и пришло время собирать с тротуаров и магистралей снежный урожай.
— Начиная с 13 января, когда ухудшились погодные условия и возникла необходимость обработками реагентами, а затем очистки дорог и тротуаров, с городских дорог было вывезено свыше 6600 кубометров снежных масс, - проинформировали в мэрии.
Чтобы снежные объемы было легче представить, приведем образный пример. Указанными объемами пусть и не до верха можно заполнить изнутри чашу «Волгоград Арены». К слову, эта картина порадовала бы хейтеров нынешнего руководства «Ротора». Но сегодня речь не о спорте номер один, а о важной городской проблеме в зимний период — куда исчезает токсичный снег и насколько экологично он утилизируется?
Задумывались ли вы, почему после снежной зимы цветы в летних клумбах вдоль обочин засыхают, а газон расти там напрочь отказывается?
При ближайшем рассмотрении выясняется, что специалисты не случайно используют выражение «снежная масса», где снег — доминирующий компонент, но не единственный. В этой самой массе достаточно большой удельный вес противогололедных реагентов, не говоря о более легких примесях и частицах и выхлопных газах от автомобилей.
— Осадки в виде снега — это природный фильтр для очистки воздушной массы от «грязных» городских примесей. Сконденсированные снежные осадки представляют собой смеси различного химического состава, содержащие в том числе и загрязняющие вещества и, прежде всего, выбросы промышленных предприятий и автомобильного транспорта. Значительные «добавки» загрязнителей попадают в снег от несанкционированных свалок. Все это и увеличивает природную и антропогенную нагрузку на городскую территорию, — рассказали журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» специалисты кафедры «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» ВолгГТУ.
Как выяснилось, улицы и дороги Волгограда каждую зиму «переваривают» до 60 тысяч тонн реагентов. А только один снегопад, растянувшийся на несколько дней, требует более 5 тысяч тонн.
— Только в первую ночь январского снегопада для обеспечения безопасного проезда на дорожное полотно было нанесено порядка 170 тонн песко-соляной смеси, в общей сложности использовано свыше 7 тысяч тонн реагентов в первую рабочую неделю, - информируют городские власти
Впрочем в мэрии Волгограда журналистов издания «НовостиВолгограда.ру» заверили, что в деле борьбы с гололедицей на улицах и тротуарах городские власти не «химичат», а используемые реагенты исключительно природного происхождения. Речь о песко–соляных смесях.
— Для предотвращения образования гололедицы и снежных накатов на проезжей части в Волгограде используется смесь песка и поваренной соли. Использование этих ингредиентов в противогололедной смеси — один из самых экологичных способов борьбы с зимней скользкостью, — уточнили в мэрии. - Ежегодно для этих целей заготавливается порядка 60 тысяч тонн песко-соляной смеси. Неиспользованные в текущий период остатки складируются на площадках муниципальных предприятий для последующей эксплуатации. Кроме того, в рамках сотрудничества МБУ «Северное» получает от АО «Каустик» водный раствор бишофита — современное средство для борьбы с зимней гололедицей.
Однако, стоит учитывать, что на улицах коммунальщики используют хлорид натрия с очень низкой степенью очистки. Это значит, что в нем будут примеси песка или же других солей. То есть речь идет о технической соли, которая безопасна лишь в случае правильной утилизации снежных масс.
Помимо экологической проблемы, нельзя не упомянуть и транспортную.
Дело в том, что во время очистки дорог снежные массы преимущественно оттесняются к бордюру, а уже там формируются в настоящие метровые валы вдоль обочин. А в тех местах, где проезжая часть не имеет бордюра и граничит с зеленой зоной, часть собранных снежных масс складируется на газонах и клумбах, что также губительно.
В итоге даже при условии почищенной дороги мы имеем словно спазмированную суженную проезжую часть и вечные заторы в условиях волгоградской зимы.
Активно и своевременно вывозить снег с обочин коммунальщикам, возможно, мешает отсутствие сертифицированного по всем правилам и стандартам места.
Ведь куда именно вывозится снег с волгоградских дорог — большой секрет. То есть формально ответ на этот вопрос у мэрии, конечно, есть.
— В настоящее время весь вывозимый с городских дорог снег складируется на специальных площадках на базах муниципальных предприятий, - отрапортовали в мэрии Волгограда.
Формулировка «складируется» применительно к тающему снегу вызывает некоторые вопросы. Однако добиться конкретных адресов, чтобы воочию увидеть, что эти площадки расположены таким образом, чтобы талые грязные воды потекли именно в очистные сооружения, журналистам издания «НовостиВолгограда.ру» вот уже в который раз не удалось.
Более того, в январе 2021 года «слежка» за груженым снегом КамАЗом, который тронулся с Первой Продольной магистрали, привела нас на площадку на ул. Джанибековская в Дзержинском районе Волгограда. Там коммунальщики опорожнили содержимое кузова прямо на землю.
Год назад на территории базы МУПа мы увидели невероятные завалы снега вперемешку с мусором. По этим грязным подтаявшим массам видно, что свозился он сюда много дней подряд, возможно из разных районов города.
Нечто похожее мы ожидали увидеть и в этом году. Однако, нынешней зимой территория данного объекта для складирования снега отчего-то не используется. Возможно, коммунальщики устыдились нашего разоблачительного материала и решили не нагнетать ситуацию.
Однако, та легкость с которой от собранного с трасс снега избавляются даже в природоохранной зоне, показывает, что в нем дорожники не видят ничего опасного.
Речь об истории, случившейся в середине минувшей недели. 19 января стало известно, что водители самосвалов сгружали грязный снег, собранный предположительно в Волгограде, вблизи дорожной развязки рядом с ериком Верблюд. Об этом рассказал местный активист Михаил Соломонов на своей странице в Facebook.
Экозащитник выяснил, что ни у водителей, ни у старшего смены, ни у технического директора мостового перехода не оказалось разрешительных документов на размещение в данном месте грязного снега. Однако директор первого пускового мостового перехода Сергей Гришин заявлял, что полигон временного хранения грязного снега согласован с облкомтрансом, документы находятся в ведомстве, и он может их показать позже.
— Но ни завтра, ни послезавтра документы найти они не смогли и поэтому я, как и обещал, отправил обращение в волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру, чтобы надзорные органы всё проверили и приняли меры, — поделился информацией Михаил Соломонов.
Надеяться на природные фильтры, которые абсорбируют всю гадость из тающих серых масс крайне опрометчиво. В частности геохимики утверждают, что во время весеннего таяния снега все вредное, что накопилось в нем, попадет в почву. Речь о высокотоксичных тяжелых металлах, полициклических ароматических углеводородах и легкорастворимых солях. При этом далеко не все элементы задерживаются грунтом. Часть загрязнителей непременно просачивается сквозь почву и попадает в грунтовые воды, а потом и в реки.
Похоже, по данному принципу — сам растает, а грязь уйдет в землю, и работают все упоминавшиеся площадки на базах муниципальных предприятий.
В Волгограде, как выяснилось, нет ни одного снегоплавильного завода или даже небольшой мобильной установки. Между тем, именно снегоплавильные установки сегодня являются наиболее цивилизованной и экологичной формой утилизации грязных снежных масс.
Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда уже не первый год прорабатывается вопрос о закупке снегоплавильных установок для городских нужд. Рассмотрены предложения как иностранных, так и отечественных производителей.
Так для снижения энергозатрат и повышения экологической безопасности определены для приобретения установки на газовом топливе, их предполагается установить в непосредственной близости от локальных очистных сооружений. Как видно, есть первые принципиальные решения, но по-прежнему никакой конкретики.
— Приобретение таких установок планировалось осуществить при федеральной поддержке. Финансирование покупки снегоплавильных установок на данный момент федеральным центром не подтверждено. При поступлении средств муниципалитет проведет закупку и установку оборудования в соответствии с действующим законодательством, - рассказали в мэрии.
Отметим, что финансовые затраты на приобретение мобильных снегоплавильных установок на длинной временной дистанции компенсируются снижением расходов на топливо для КамАЗов, безостановочно курсирующих из одного конца города в другой, а также, как мы убедились, и за пределы городской черты по мосту через Волгу к ерику Верблюд. А сколько от экологичных установок выиграет окружающая среда, подсчитать вообще невозможно.
Отметим, что в отдельных регионах России прокуратура уже обратила внимание городских властей на отсутствие снегоплавильных установок, напоминая, что снег — это не просто атмосферные осадки, но и вредные отходы. Со всеми вытекающими последствиями. Однако, пока надзорный орган только советует обратить внимание на проблему, но не говорит о наказании нерадивых управленцев.