Posted 31 января 2021,, 04:00

Published 31 января 2021,, 04:00

Modified 17 октября 2022,, 11:08

Updated 17 октября 2022,, 11:08

Токсичный городской снег: куда исчезают радости зимы с волгоградских дорог

31 января 2021, 04:00
Достижения технического прогресса в виде снегоплавильных машин до сих пор не доехали до Волгограда. «Обогащенный» загрязняющими веществами снег вывозится с волгоградских улиц подальше от любопытных глаз, а затем, по заверению мэрии, естественным образом тает и попадает в ливневую канализацию, где «проходит» очистку.

Правда, уверенности, что все происходит именно так, а главное, что такая естественная утилизация экологична, в ходе подготовки данного материала и получения официальных ответов и мнений экспертов у редакции «НовостиВолгограда.ру» не прибавилось.

В 2020 году научные журналы (Environmental Pollution и др.) опубликовали целую серию исследований, доказывающих, что снег способен абсорбировать загрязняющие вещества, в том числе выхлопные газы от автомобилей, не говоря о противогололедных реагентах, попадающих в него напрямую. В этой связи снежные зимы, в том числе волгоградские, выглядят уже не так очаровательно.

В отдельных регионах России прокуратура уже обратила внимание городских властей на отсутствие снегоплавильных установок, обосновывая свою позицию тем, что снег — это не просто атмосферные осадки, но и вредные отходы. Со всеми вытекающими последствиями.

Если в столице таких минизаводов несколько десятков, то в провинциальных городах тысячи тонны снега с обочин, загрязненного выхлопными газами и другими отходами от проезжающих автомобилей, а также противоглоледными реагентами попросту вывозятся на полигоны. Там снег тает, унося в грунтовые воды всю таблицу Менделеева. Полигоны — это условное название площадок для «складирования» городского снега.

Чистят быстро, вывозят много

Недавние январские снегопады не вызвали серьезного коллапса в Волгограде, и городские власти с непогодой в общем и целом справились. В том числе и в контексте очистки дорог и улиц и вывозе снега.

— Работы по уборке, сбору и вывозу снежных масс проводились круглосуточно силами муниципальных предприятий. Для вывоза снега использовались самосвалы на базе автомобилей КамАЗ, а также иная грузовая техника. Только в период с 13 по 23 января 2021 года с автомобильных дорог и прилегающей территории было вывезено свыше 20 тысяч кубометров снежных масс, — сообщили в эксклюзивном комментарии журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» в мэрии Волгограда.

Обозначение «снежная масса» не случайно. Какой в ней удельный вес тех самых реагентов, не говоря о более легких примесях и частицах из выхлопных газах, подсчитать невозможно.

– Осадки в виде снега — это природный фильтр для очистки воздушной массы от «грязных»городских примесей. Сконденсированные снежные осадки представляют собой смеси различного химического состава, содержащие в том числе и загрязняющие вещества и, прежде всего, выбросы промышленных предприятий и автомобильного транспорта. Значительные «добавки» загрязнителей попадают в снег от несанкционированных свалок. Все это и увеличивает природную и антропогенную нагрузку на городскую территорию. Кроме всего, в дальнейшем попадание загрязняющих веществ в почву будет зависеть от климатических условий и утилизации снега. Владимир Желтобрюхов, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» ВолгГТУ

Особенно результаты такого воздействия на окружающую среду заметны весной, когда после сошедшего снега цветы в клумбах вдоль обочин засыхают, а газон не растет.

Впрочем, в мэрии и не отрицают, что снег попадает на зеленую зону,

— В период, когда на территории города выпали обильные осадки, первоочередной задачей дорожных служб является обработка и расчистка проезжей части, чтобы обеспечить безопасный проезд транспорта по дорогам. При этом счищенные с покрытия снежные массы формируются в валы вдоль обочин. В тех местах, где проезжая часть не имеет бордюра и граничит с зеленой зоной, часть собранных снежных масс может временно складироваться на данных участках.

Другой выход — оттеснять снежные массы к бордюру, но это неминуемо приведет к сужению проезжей части и заторам, что вряд ли является хорошей идеей. Поэтому в случае с газонами, как говорится, выбор из двух зол.

Натуральный коктейль из реагентов

И это еще при том, что реагентный коктейль, высыпаемый на проезжую часть, попадающий в снег и формирующий те самые снежные массы, относительно натуральный.

Дело в том, что большая часть реагентов, которые сотнями тонн каждый сезон высыпается на российские дороги — это соли NaCl и CaCl2, составляющие основу для различных миксовых комбинаций. Для тех, кто забыл уроки химии, напомним, что речь идет о хлориде натрия и хлориде кальция.

В первом случае с NaCl, можно подумать, что речь идет об обычной поваренной соли. А поскольку она есть на столе у большинства россиян, то, казалось бы, не о чем и беспокоиться. Однако, вся соль в том, что на улицах коммунальщики используют хлорид натрия с очень низкой степенью очистки. Это значит, что в нем будут примеси песка или же других солей. То есть речь идет о технической соли.

В мэрии Волгограда журналистов издания «НовостиВолгограда.ру» заверили, что в деле борьбы с гололедицей на улицах и тротуарах городские власти не «химичат», а используемые реагенты исключительно природного происхождения — песко–соляные смеси. Они экологически чистые, а их безопасность соответствует требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов состояния окружающей среды.

— В Волгограде используется два вида противогололедных реагентов: песко-соляная смесь и раствор на основе бишофита. При изготовлении данных реагентов используются материалы природного происхождения — это наиболее экологичный способ обработки улично — дорожной сети в зимний период.

Что же касается объемов, то улицы и дороги Волгограда каждую зиму переваривают до 60 тысяч тонн реагентов. А один только снегопад, растянувшийся на несколько дней, требует более 10 тысяч тонн.

— Только в период с 13 по 23 января на городской улично-дорожной сети для предотвращения образования гололедицы, снежных накатов и обледенения тротуаров было использовано порядка 11 200 тонн противогололедных реагентов, — пояснили журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» в мэрии Волгограда.

Снегоплавильных установок нет, но вы держитесь

В Волгограде, как выяснилось, нет ни одного снегоплавильного завода или даже небольшой мобильной установки.

Но интрига не в этом. Оказывается, куда именно вывозится снег с волгоградских дорог — большой секрет. Тайна настолько покрыта мраком, что на наш прямой вопрос с просьбой указать адреса площадок, куда в настоящее время вывозится снег с городских улиц, и названия предприятий, которые их обслуживают, в мэрии ограничились общими словами о том, что снег, безусловно, вывозится. Что несколько напоминает известную комичную ситуацию из рекламного ролика — «У вас была какая-то тактика, и вы ее придерживались? — Да, у меня была какая-то тактика, и я ее придерживался». Цитируем ответ городских чиновников.

— В настоящее время весь вывозимый с городских дорог снег складируется на площадках организаций, где происходит его таяние естественным образом. Образующаяся по мере таяния вода отводится через систему ливневой канализации.

Не удовлетворившись таким хитрым ответом, мы проследовали за одним из таких КамАЗов, вывозящих снег с Первой Продольной магистрали. Он привез груз, а заодно и нас на площадку на ул. Джанибековская в Дзержинском районе Волгограда, где и опорожнил на землю содержимое кузова. Мы увидели, что данная территория огорожена, но никаких видимых признаков работающего предприятия за исключением небольшого вагончика там нет.

На небольшом пустыре нашему взору открылись невероятные завалы снега вперемешку с мусором. По этим грязным массам видно, что свозится он сюда уже несколько дней, если не вообще с начала зимы. Основной вопрос, куда будет течь вся эта грязная жижа, ведь уклон таков, что сточные воды по логике поверхностного взгляда пойдут аккурат в сторону многострадальной улицы Ангарской, которую то топит, то она покрывается ледовыми торосами. Как видно на картах, эта площадка граничит с Димитриевским кладбищем, воинской частью и частным сектором пос. Ангарского. Каких-либо видимых признаков наличия здесь ливневой канализации мы здесь не увидели. Так же не известно, оформлена ли эта площадка в качестве официального полигона для вывоза снежных масс с городских улиц.

Прокомментировать ситуацию с вывозом снега с волгоградских дорог мы попросили волгоградского активиста Алексея Ульянова. По словам общественника, еще три года назад он обращал внимание мэрии Волгограда на то, что снег должен убираться на специальные полигоны и после ряда заявлений в надзорные органы добился своего. Поэтому ситуация с утилизацией снега в Волгограде сегодня лучше, чем несколько лет назад, но по-прежнему не идеальная.

– Это не самый экологичный способ — вывозить на полигон, но все знают, что оставлять снег в городе на тротуарах, это чревато и вредом для окружающей среды, поскольку снег не девственно чистый, а с реагентами, а также это же чревато подтопленями, ведь если не убрать все эти горы, они начнут таять. Законодательство говорит о том, что его нужно убирать и вывозить на специальные площадки. Что в общем и делается.Алексей Ульянов, гражданский активист

Однако и этот процесс в скором времени будет видоизменен и оптимизирован с учетом современных реалий, отмечает общественник.

— Насколько я знаю, в самое ближайшее время в Волгограде будут работать ЛОСы (линейные очистные сооружения). Подобные сооружения строятся на набережной, возле завода «Красный Октябрь». Туда будут привозить снег для растопки, чтобы не складировать его, а растапливать. И талая вода после очистки в линейных очистных сооружениях будет спокойно уходить в Волгу, — рассказал Алексей Ульянов.

А ведь еще несколько назад некоторые умники не менее спокойно избавлялись от снега на своих участках совсем не экологичным, а иногда даже «грязным» с точки зрения этических норм способом.

— Не могу ничего сказать о муниципальных предприятиях (прим. зато мы можем на примере ул. Джанибековская), но я неоднократно наблюдал, как частник со своей территории загрузил снег в КамАЗ и спокойно вывез его в посадочку, чтобы не нести дополнительных расходов. Другие умники даже не ломали голову и не искали отдаленный овраг или балку, а попросту перекладывали снег со своей территории на муниципальную.

Безопасный снег — горячий снег

В том, что снегоплавильные установки являются наиболее цивилизованной формой утилизации снежных масс сегодня сомнений уже нет.

— Элементарным является его естественное таяние, вывоз на специальные площадки и снегоплавильные станции. Естественно последние являются наиболее эффективным способом утилизации, так как в этом случае осуществляется очистка талой воды. Однако этот способ является и наиболее затратным. Как вывод, загрязнение почвы можно избежать если рассматривать совокупность всех методов, следуя пословице «чисто не там где метут, а там где не сорят», — сообщил в эксклюзивном комментарии журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» профессор ВолгГТУ Владимир Желтобрюхов.

Когда именно прогресс докатится до Волгограда пока не ясно, но свет в конце туннеля вроде бы есть.

— В настоящее время муниципалитет прорабатывает вопрос приобретения снегоплавильных установок. При выборе моделей учитываются производительность установки, расход топлива, вместимость бункера и т. д. Закупку техники предполагается проводить с использованием федерального финансирования, в том числе путем участия в федеральных программах и нацпроектах. Закупка будет произведена после поступления финансовых средств из вышестоящих бюджетов, — сообщили в мэрии Волгограда.

Отметим, что финансовые затраты на приобретение мобильных снегоплавильных установок на длинной временной дистанции компенсируются снижением расходов на топливо для КамАЗов, безостановочно курсирующих из одного конца города в другой. Ну, а сколько от этого выиграет окружающая среда подсчитать вообще невозможно.

И в заключении еще об одной "снежной" проблеме. Сейчас в связи с оттепелью проезжая часть многих улиц находится в плачевном состоянии - сплошная жидкая грязь. Центральные проспекты еще почищены от снега, здесь ситуация лучше, но второстепенные дороги, особенно их прилотковые участки, залиты талыми водами. Это днём при плюсовой температуре, а во время ночных заморозков, вода проникшая во все трещинки и ямки, превращается в лёд и разрушает дорожное полотно. Эта процедура продолжается каждый день , такие вот температурные качели - тепло/холодно.

В результате на многих дорогах, в ремонтах которых за последние несколько лет вбухали миллиарды рублей, уже появились выбоины. Это хорошо заметно на рокадной дороге, на проспекте Ленина, на Второй Продольной магистрали, на улице Мира и на других второстепенных улицах Волгограда.

Вот так легко, благодаря капризам природы и с попустительства городских властей, город может лишиться качественного дорожного покрытия. А Волгоград, откатившись на 5 лет назад, вновь может возглавить топ городов на всероссийской карте убитых дорог.

"