«Последний из Могикан» уроженец села Новый Рогачик Калачёвского района генерал-лейтенант юстиции Михаил Музраев, еще несколько лет назад считавшийся самым влиятельным правоохранителем в области и называвшийся некоторыми экспертами даже теневым губернатором, вот уже два года коротает время в СИЗО.
К слову, во время полугодового перерыва между почетной отставкой и задержанием в июне 2019 года Музраев был советником главы СК РФ Александра Бастрыкина и продолжал решать в Волгограде различного рода и часто неразрешимые без его вмешательства вопросы для местных бизнесменов. За что и пострадал. Потому что времена меняются, силовые ведомства конкурируют, и в общем-то доминирование одного из них очевидно.
Управление ФСБ России по Волгоградской области вот уже более полутора лет возглавляет уроженец Ставрополя Игорь Голдобин, который был назначен главным чекистом региона указом президента Владимира Путина в декабре 2019 года. Через год в декабре 2020-го опять же президентским приказом ему было присвоено высокое звание генерал-лейтенанта, что говорит об оправданных надеждах руководства.
За 2020 год УФСБ по Волгоградской области провело целую серию удачных операций. Не все из них получали освещение в СМИ. Из самых громких успехов — как на этапе оперативной разработки, так и проведения спецоперации стоит отметить нейтрализацию террористов в Кировском районе Волгограда. Напомним, в конце октября на юге Волгограда был ликвидирован главарь межрегиональной террористической ячейки группировки «Таухид валь-Джихад» («ТД» — организация, запрещенная в России) и его сообщник, а также накрыт склад оружия и боеприпасов.
Как правило, все громкие задержания коррупционеров, в том числе высокопоставленных проходят с пометкой — «оперативное сопровождение осуществляли сотрудники УФСБ».
Федеральная служба безопасности в силу возможностей и полномочий остается на вершине оперативного надзора за всеми экономическими, политическими процессами, а также «следит» за порядочностью коллег-силовиков.
ГУ МВД по Волгоградской области самое многочисленное из правоохранительных ведомств, а его руководитель ростовчанин Александр Кравченко самый опытный силовик-варяг в волгоградских реалиях.
Генерал-лейтенанту уже 63 года, и он является долгожителем на своем посту среди волгоградских силовиков. В должности главного полицейского региона он пребывает без малого 11 лет, был относительно лоялен ко всем губернаторам, а их при Кравченко сменилось двое (Бровко и Боженов), и не оказался замечен в серьезных скандалах. Пожалуй, самый неприятный факт биографии — коррупционный скандал с ростовским земляком Кирпой, который возглавлял взвод ГИБДД, и после задержания в январе 2011 года чуть ли не вместе со всем составом взвода пошел под суд за регулярные взятки на московском посту ДПС.
Те далекие события случились на заре службы Кравченко на волгоградской земле. В дальнейшем разоблачение нечистых на руку полицейских если и происходило, то всегда с участием сотрудников собственной безопасности региональной полиции. При Кравченко сотрудники ГУ МВД региона демонстрирует не только неплохие показатели оперативно-служебной деятельности, но также регулярно отмечаются в ежегодных патриотических акциях, например, «Завтра была война» на Мамаевом кургане.
А взвод красавиц-регулировщиц, которые выходят на улицы в годовщины событий ВОВ, впечатлил даже президента. С учетом долгого срока службы и уважительного отношения к героическому прошлому Волгограда Кравченко вполне можно назвать ассимилировавшимся варягом.
Глава другого регионального управления ведомства, которое отвечает за расследование всех более или менее значимых дел, Василий Семенов родом из Норильска Красноярского края. Он возглавляет СУ СКР по Волгоградской области немногим более двух с половиной лет.
Многие волгоградцы ассоциируют должность Семенова с некогда всемогущим и «всерешающим» Михаилом Музраевым. Но это, конечно, инерция мышления, достаточно заглянуть в составленный журналистами издания «НовостиВолгограда.ру» Топ-100 самых влиятельных людей Волгоградской области.
Семёнов на своем посту находится два с половиной года, но то ли в силу характера, то ли из-за отсутствия повышенных амбиций лишь несколько раз появился перед журналистами, предпочитая заниматься своими профессиональными вопросами.
Стоит отметить, что при Василии Семёнове случились сразу два серьёзных скандала с высокопоставленными сотрудниками СУ СКР — привлечение к уголовной ответстенности за мошенничество сотрудника аппрата СУ СКР региона Николая Бебуришвили, который был затем осуждён к полутора годам колонии, а также арест экс-руководителя Краснооктябрьского районного отдела СУ СКР Абакара Абдуллаева. Последнему вменяют более серьёзные статьи — вымогательство и похищение человека. Приговор по этому делу пока не вынесен, слушания сейчас идут в Центральном суде Волгограда.
Однако в этих коррупционых историях можно увидеть и положительные моменты. А именно, отсутствие покрывательства из-за нежелания выносить сор из избы и мгновенное инициирование расследования в отношении провинившихся вне зависимости от их статуса.
В этом плане перспективным может быть дело экс-сотрудника СУ СКР региона Дмитрия Николаева. Сначала он загнал себя в ловушку по депутатскому делу об автоподставах и в конце мая был арестован Басманным судом Москвы. После этого, по одной из версий, ему не останется ничего, как слить своих высокопоставленных покровителей, который продолжают носить погоны.
Как уже говорилось, ситуация для руководителя следственного ведомства неоднозначная. С одной стороны, самоочищение системы процесс болезненный, но когда он проходит под знаком «зачистка былых пережитков», то многое прощается, и если все пройдет гладко, то можно получить хорошую оценку из федерального центра.
Еще одно серьезное в правоохранительном, а точнее надзорном контексте ведомство — прокуратура. Прокурором Волгоградской области вот уже ровно год является уроженец Омска Денис Костенко.
Поскольку он самый молодой из героев данной публикации и по части возраста, и по части стажа в регионе, нелишним будет сказать о его заслугах за пределами Волгоградской области. Прежняя должность Дениса Костенко — Западно-Сибирский транспортный прокурор, и со своими надзорными обязанностями новоиспеченный волгоградский правоохранитель справлялся без особых нареканий. Например, регулярно «бил по рукам» взяточников и наркодилеров, за что и получил повышение.
В Волгограде от нового руководителя ждали усиления борьбы с коррупцией в собственных рядах, а также в сферах, где прокуратура может и должна инициировать проверки. Это исполнение надзорных функций в сфере ЖКХ, здравоохранения, соблюдения экологического законодательства.
Пока в данных направлениях очень уж громких дел не было. Зато многих волгоградцев подкупила принципиальная позиция, занятая облпрокуратурой во главе с Костенко по таким вопросам как возвращение трамвая «единички» и снос построенного депутатского фуд-корта на ул. Комсомольской.
По стечению обстоятельств назначение Костенко практически день в день совпало с арестом высокопоставленного по городским меркам прокурора.
24 мая 2020 года заместитель городского прокурора Волгограда Дмитрий Ведищев был задержан по подозрению в получении взятки в результате совместной разработки следователей СУ СКР, сотрудников УФСБ региона, а также своих коллег.
Так же как в случае с Семеновым можно предположить, что чистка рядов станет одной из приоритетных задач для Дениса Костенко. Это процесс не на одну неделю или месяц, поэтому не стоит удивляться, что мы оцениваем такую вероятность в будущем времени даже год или два спустя после назначения правоохранителей.
К слову, в конце апреля текущего года в Волгограде был назначен новый городской прокурор — уроженец Ростова-на-Дону Петр Треглазов. Это назначение дало возможность однуму из волгоградских ТГ-каналов предположить, что в городе-герое оседает южный клан силовиков. Однако, верится в это с трудом, к тому же данная должность не дает таких уж широких полномочий для возможного теневого влияния.
Можно резюмировать, что любому варягу куда более проблематично влиять на социально-политический ландшафт Волгоградской области, чем коренному жителю, к моменту важного назначения неминуемо обрастающему связями в самых разных службах и ведомствах, а часто имеющему моральные долги перед той или иной фигурой, которой «нельзя отказать». Поэтому принцип ротации и географического разброса кадров, используемый федеральным центром при назначениях, плохим не назовешь.
С другой стороны, порядочные и дослужившиеся до высоких чинов волгоградские (по месту рождения) правоохранители вынуждены также работать на чужбине. Не имея возможности принести пользу родному региону и сделать вклад в торжество закона и правопорядка на малой родине.