Проблема законодательного регулирования передвижений на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) за минувший год не продвинулась ни на шаг, ни на один оборот колеса.
А вот общероссийская статистика количества ДТП с электросамокатами выросла в три раза. В 2020 году, согласно данным МВД, было зарегистрировано 331 подобное происшествие, тогда как в 2019 лишь чуть более ста. Число жертв составило шесть человек. Хватает подобных происшествий и в Волгограде, пока, к счастью, дело обходится без погибших.
Снесенные дверцы авто, остановленный трамвай и обворованный банкомат
Подростки, а зачастую и взрослые на элеткросамокатах, гироскутерах или моноколесах вносят немалый сумбур в дорожный трафик Волгограда. При этом горожане на средствах индивидуальной мобильности продолжают формально оставаться пешеходами несмотря на то, что способны разогнаться до 60 км. ч.
— Формально по действующим ПДД все пользователи электроколес и подобных устройств приравнены к пешеходам со всеми вытекающими отсюда обязанностями — например, ездить только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта — в парках, скверах, дворах и на специально отведенных для катания площадках. Кроме того, не передвигаться по проезжей части за исключением ее пересечения по «зебре» и то для этого необходимо спешиться и взять электросамокат в руки, — пояснил корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» заместитель руководителя отдела информации областного ГУ МВД Антон Корнаухов.
Только за апрель, май и первые две недели июня волгоградские элеткросамокатчики попадали в полицейские сводки о ДТП с пострадавшими около 10 раз. Сначала 9 апреля самокатчик на трамвайных путях между остановками «Улица Землячки» и «Академия МВД» влетел в трамвай. Сам он успел отскочить, а вот транспортное средство оказалось под колесами электротранспорта.
В столкновении двух электрических машин победил, естественно, многотонный трамвай — электросамокат восстановлению уже не подлежит.
13 апреля самокатчик протаранил машину, выезжавшую с территории Волгоградского областного суда, а 6 июня в Ворошиловском районе 15-летний подросток на электросамокате серьезно травмировал женщину. 42-летняя волгоградка едва не погибла, когда на нее налетело новомодное транспортное средство.
А буквально неделю назад самокатчик не по-джентельменски снес дверь автомобиля, когда автоледи вылезала из него.
Венцом всех этих происшествий стала криминальная история, когда в мае этого года электросамокат был использован для нападения на банковский терминал. Дерзкого 20-летнего волгоградца на СИМ задержали. Эта история показала, что средство индивидуальной мобильности не просто игрушка, которую можно не ставить на учет.
Регламентация самокатов буксует
Показателем того, что электросамокатные правила и нормы забуксовали, является недавнее жесткое заявление главы СК РФ Александра Бастрыкина, который в очередной раз высказался о пробелах в законодательстве. Поводом стал инцидент с наездом самокатчиков на людей на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, случившийся 18 мая. В одну ночь пострадали сразу два человека, причем один был еще и избит, а самокаты незадолго до этого были взяты в пункте кикшеринга (аналог каршеринга).
— В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют как нормы, регулирующие вождение электросамоката, так и правила эксплуатации, ответственность за нарушения и причиненный вред здоровью пешеходов. Подобные пробелы приводят к созданию опасных ситуаций на дорогах с участием электросамокатов, как следствие, к ежедневным травмированиям и часто — безнаказанности тех, кто практикует такое агрессивное вождение, выступил на днях с заявлением СК РФ.
У ГИБДД остаются чисто формальные поводы, чтобы «докопаться» до самокатчиков. Ведь согласно ПДД электросамокат считается велосипедом, если мощность его двигателя до 250 Вт. От 250 Вт до 4 кВт — это уже «мопед», мощнее — «мотоцикл». Например, в Челябинске, Екатеринбурге и Калининграде автоинспекторы по этому принципу приравняли мощные электросамокаты к мотоциклам и мопедам, требуя соответствующего соблюдения правил и наличия прав управления. К слову, за отсутствие прав водителю грозит нехилый штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей, а за отсутствие мотошлема — штраф 1000 рублей.
В Волгограде пока таких карательных мер не предпринимается, по крайне мере, специальных рейдов не организуется, но если самокатчики продолжат сбивать пешеходов, рейды ГИБДД по выявлению нарушителей, наверняка, не заставят себя ждать.
Следственный комитет в свою очередь использовал имеющийся в его руках карательный инструмент — состав статьи 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и направил дамоклов меч против питерской фирмы кикшеринга. Однако пока это единичный и частный случай в пределах конкретного региона, а кроме того не факт, что неоднозначное дело закончится обвинительным заключением и приговором.
— Примеров возбуждения на территории Волгоградской области подобной категории дел пока нет. Для этого нужно веское основание — например, критическая неисправность того элеткросамоката, из-за которой случилась потенциальная авария с пострадавшими. В других случаях перспектива расследования и сбора доказательств по таким делам крайне проблематичны, — рассказали журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе регионального СУ СКР.
Помимо возбуждения дела в Санкт-Петербурге глава СК распорядился подготовить конкретные рекомендации и список мер для снижения случаев травматизма с участием электросамокатов. Соответствующие обращения направлены в полицию и Минтранс, а в Правительство Российской Федерации — соответствующие предложения о необходимости регламентации правил вождения электросамоката и определении ответственности за случаи нарушения его эксплуатации. Но все это является подготовительной работой.
Самокатная летопись никак не впишется в ПДД
Чтобы в ПДД наконец появился новый участник дорожного движения — владелец средства индивидуальной мобильности (СИМ), должны сложиться несколько факторов. Процедура для нововведений стандартная. Сначала правительство должно инициировать изменения в ПДД, а уже затем Госдуме необходимо законодательно закрепить соответствующую административную ответственность за нарушение правил. И только тогда новые пункты будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях.
Пока «самокатная летопись» такова. Осенью 2019 года Минтранс подготовил поправки в ПДД и ввел термин средства индивидуальной мобильности, прописав, где и с какой скоростью можно ездить. Но эти поправки не приняли и направили на доработку. Обновленная версия изменений, датированная февралем этого года, содержит, например, такой пункт как ограничение скорости передвижения по проезжей части до 25 км/ч., а выезд на тротуар будет разрешен только тем самокатам, который не тяжелее 35 кг.
Но пока вопрос продолжает оставаться на уровне обсуждений и высказывания инициатив, а законотворческая цепочка решений не запущена. Хотя реальность очень даже к этому подталкивает.
Спрос на предложения
Практика показала, что варианты по регламентированию средств индивидуальной мобильности лежат на поверхности, но проблема в превращении этих инициатив в жизнь.
Например, в Минтрансе предлагают осуществлять контроль с помощью камер видеонаблюдения. Но не дают пояснений, как это будет организовано технически.
Однако другие предложения вполне осуществимы. Например, присвоить электросамокатам идентификационный номер, чтобы в случае наезда на человека можно было найти концы, кому же он принадлежит. Кроме того, хотя бы на местном уровне через фирмы кикшеринга можно ограничить скорость самокатов, как это произошло после уже упоминавшейся серии инцидентов в Санкт-Петербурге.
— В отличии от мотоциклиста защиты у владельцев средств индивидуальной мобильности часто никакой. Но они как бессмертные выезжают на дорогу и едут в потоке автотранспорта со скоростью под 60 км. ч. Еще и обгоняют водителей в крайнем правом ряду, когда автолюбитель не ждет подвоха, то там вообще может кто-то появиться. Кажется, такие люди плохо дружат с головой. Или у них проблемы с интеллектом, и они думают, что это какая-то компьютерная игра, где у тебя несколько жизней, — делится мнением председатель регионального отделения «Движения автомобилистов России» и член штаба ОНФ Армен Оганесян, — Стоит попасть под колеса камню, наехать на кочку или просто автомобилист заденет такого самокатчика на высокой скорости — это автоматически серьезные увечья или даже смерть. А отвечать придется также и водителю. Поэтому нужно не только ограничивать скорость электросамокатов, но также еще раз четко прописать места, где они могут передвигаться. Сейчас они приравнены к пешеходам только формально, поэтому и гоняют по дорогам общего пользования.
Комфортная среда для любителей езды с ветерком
В мэрии Волгограда придерживаются мнения, что было бы правильнее владельцев электросамокатов по их мобильным возможностям передвижения приравнивать к велосипедистам. Хотя на местном уровне ни по первым, ни по вторым специальных законодательных актов нет, электросамокатчики вполне могут вписаться в развиваемую единую велосеть.
— С 2015 года на территории города ведется системная работа по благоустройству парков и общественных пространств, в рамках которой оборудуются велодорожки и велостоянки. Так, за последние несколько лет нескольких районах города были построены удобные велодорожки — в парке у кинотеатра «Авангард», парке Победы, около музея «Россия — моя история» и других. В центре города сеть велодорожек объединяет сквер Пушкина и верхнюю террасу Центральной набережной с выездом на главную городскую магистраль — Первую продольную в границах от ул. Краснознаменской до ул. Глазкова протяженностью 3,5 километра (соответствующее обозначение нанесено на выделенную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта), — рассказали в администрации Волгограда.
Однако, сеть велодорожек по сути таковой не является, поскольку очень разрозненна. Соединить участки в единый маршрут в Волгограде проблематично из-за послевоенной застройки, не предполагавшей наличия велодорожек, и удаленность городских районов друг от друга. Поэтому в данный момент реального объединения интересов велосипедистов и владельцев СИМ с интересами пешеходов и автомобилистов нет.
На самокате по Европе
В странах западной Европы электросамокаты популярны уже около 10 лет, но главное, что в большинстве государств законы однозначно и жестко регулируют правила передвижения самокатчиков, а также кикшеринг. Например, в Великобритании с недавнего времени на электросамокатах можно ездить и по дорогам, и по велодорожкам с двумя большими НО. Самокат арендуется в специальном пункте проката, а кроме того арендатор обязан иметь водительские права. Испанцы, итальянцы и французы не ездят по тротуарам и без шлемов поскольку в противном случае придется раскошелиться на крупный штраф. Педантичные немцы загнали электросамокаты в пределы велодорожек.
В России же, особенно в регионах, пока преимущественно самокатная вакханалия и неразбериха. По мнению Армена Оганесяна, если федеральные власти пока не могут найти единого подхода к СИМ, это не значит, что на местном уровне можно постоянно на это ссылаться и бездействовать.
— Необходимо организовать мероприятие с участием всех заинтересованных сторон, в том числе общественников, представителей городской администрации, ГИБДД, прокуратуры, обсудить этот вопрос и принимать конкретные решения, хотя бы по работе с фирмами кикшеринга и ограничения скорости, а также определения конкретных мест для езды электросамокатов и гироскутеров.
Результаты такой рабочей встречи и конкретные решения, принятые на подобном совещании, через СМИ можно было бы донести до каждого волгоградца, чтобы у человека, берущего элеткросамокат в аренду, было четкое понимание, где и по каким правилам можно ездить.