Posted 14 июня 2020, 03:00
Published 14 июня 2020, 03:00
Modified 17 октября 2022, 09:40
Updated 17 октября 2022, 09:40
С наступлением летнего сезона картина, когда подросток на элеткросамокате, гироскутере или моноколесе вносит сумбур в городской трафик, стала для волгоградцев привычной. Формально по действующим ПДД все пользователи электроколес и подобных устройств приравнены к пешеходам со всеми вытекающими отсюда обязанностями – например, не передвигаться по проезжей части за исключением ее пересечения по «зебре», а в пешеходных зонах не мешать пешеходам и не развивать скорость свыше 20 км/ч . Но так бывает далеко не всегда. И свои слова мы можем подкрепить фотосвидетельствами, а также примерами из сводок аварийности.
Собственно сценариев, которые реализуют бесшабашные ездуны-нарушители два: когда короли тротуаров на электроколесах распугивают пешеходов, а второй - гоняют по крайней правой полосе проезжей части.
Так 31 мая в Волжском 51-летний водитель за рулем «ВАЗ-21065» двигался по дворовой территории и напротив дома №49 по ул. 40 лет Победы совершил наезд на 8-летнего мальчика на электросамокате. Школьник в результате попал в больницу, а скрывшийся водитель был задержан через несколько часов.
А буквально 10 июня в Красноармейском районе Волгограда 44-летняя женщина-водитель за рулем Chery Tiggo в вечернее время двигалась по ул. Новопортной напротив дома №59 и наехала на 15-летнего школьника на элеткродоске. Подросток при этом ехал в попутном направлении прямо посередине проезжей части. В результате ДТП несовершеннолетний угодил в больницу.
К счастью, подобных печальных сценариев с летальными исходами в регионе за последние годы со средствами индивидуальной мобильности не фиксировалось, но судя по растущей статистике ДТП данные средства передвижения срочно нуждаются в регламентировании.
При этом желание детей и подростков выехать именно на проезжую часть легко объяснимо. Средней мощности электросамокат развивает скорость до 60 км/ч, то есть вполне серьезная скорость для городского трафика в условиях пробок, которые можно, правда с нарушением закона проскакивать по крайнему правому ряду там, где даже велосипедных полос не предусмотрено, создавая помехи автолюбителям.
- Водитель в крайнем ряду не часто смотрит в зеркало с правой стороны и меньше всего ожидает, что мимо может проскочить электросамокат. В отличии от мотоциклиста защиты у него никакой, стоит чуть задеть и на высокой скорости это автоматически серьезные увечья или даже смерть. А отвечать придется водителю. Армен Оганесян, председатель областного отделения «Движения автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ
На наш взгляд, проблема в том, что те, кто идет в ногу с прогрессом и любит передвигаться не только на своих двоих, но и с помощью мобильных электропомощников, обгоняют не только обычных пешеходов, но уже давно опередили и ПДД, где нет четко прописанных правил касательно средств индивидуальной мобильности.
- Это большой пробел в законодательстве и от регионального отделения Движения автомобилистов России мы готовим предложение, чтобы и по велосипедистам, и по скутеристам, и по самокатчикам были внесены изменения в ПДД. Почему-то права имеет только водитель, а другие участники дорожного движения даже не сдают экзаменов, могут ехать как угодно, с ума сходить и никто за это не отвечает. Многие попросту не знают, как вести себя на дорогах, элементарно не знают знаков. И если из-за этого попадают в ДТП, то виноват опять водитель. Надо принимать поправки по западному образцу, когда если на нерегулируемом перекрестке или на трассе выскакивает пешеход, и его задавили, то водитель не виноват. Меры жесткие, но иначе получается полная вакханалия, и все шишки летят в голову автомобилистов, - поделился мнением Армен Оганесян. - Мы хотим подготовить документацию, чтобы владельцы электроустройств были как-то обозначены в ПДД и КоАП и чтобы были введены изменения в образовательную программу, а школьники уже с 14 лет уже начинали посещать уроки по правилам дорожного движения.
Актуальным остается вопрос уточнения параметров средств индивидуальной мобильности. Например, кто и как будет измерять скорость таких приспособлений, доказывать нарушения, связанные с передвижением в нарушение разметки и составлять протоколы. Даже камеры фиксации здесь не помогут, потому что элементарно на самокатах нет номера, чтобы идентифицировать владельца и прислать постановление по почте.
- Ответственность обсуждается пока – где можно и нельзя, с какого возраста, на какой скорости и какой мощности может быть средство передвижения. Поэтому прецедентов наказания владельцев электроустройств нет. В данный период времени мы делаем акцент на профилактику, в том числе в школах и в СМИ. Сейчас как раз идет активная фаза обсуждений на уровне всей страны, проблема действительно назрела, - прокомментировали ситуацию в ГИБДД по Волгоградской области.
Дебатов на эту тему действительно предостаточно. Так в октябре 2019 года обсуждалась перспектива введение в ПДД нового термина, а точнее участника – владельца средства индивидуальной мобильности (СИМ). Это относительно скоростные электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и более простые модели скейтбордов, обычных самокатов и даже роликовые коньки. Согласно предложению, если на одном из этих мобильных средств передвигается ребенок до 7 лет, то он должен это делать на тротуаре, пешеходной и велопешеходной дорожке на стороне движения пешеходов. Вторая категория - дети от 7 до 14 лет. Они могут ездить уже по велосипедным дорожкам и велопешеходным дорожкам, естественно со стороны водителя. А вот лица 14 лет и старше могут передвигаться даже на проезжей части, но по велосипедным полосам, а также велосипедным и велопешеходным дорожкам. При этом скорость средств индивидуальной мобильности в жилых зонах, на дворовых территориях и велосипедных зонах не должна превышать 20 км/ч.
А уже в конце апреля этого года Минтранс опубликовал обсуждаемый ранее проект изменений в ПДД, где вводится термин средство индивидуальной мобильности (СИМ) и дано четкое определение этому понятию- «устройство с одним или несколькими колёсами, предназначенное для передвижения посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека».
В проекте указано, что выезжать на проезжую часть, а именно только на правый край дороги, можно при соблюдении ряда нюансов. Во-первых, дорога должна предполагать движение велосипедистов, а разрешённая там скорость должна быть не выше 60 км/ч. Владелец СИМ должен быть старше 14, его устройство иметь электродвигатель и тормоза, а также звуковой сигнал, фонарь и светоотражатель. Двигаться необходимо в одном направлении с остальным транспортом, в один ряд, не допускать обгона и тем более левостороннего объезда преград и другого транспорта. При этом транспорт на гироскопической стабилизации — моноколёсо и гироскутер исключаются для движения по дорогам. Кроме того нельзя кататься в состоянии алкогольного опьянения, при явных признаках болезни и без фонарей в вечернее время.
Естественно, что на уровне муниципалитетов не решаются бежать впереди федеральных властей. К слову, в мэрии Волгограда сообщили, что было бы правильнее владельцев электросамокатов по их мобильным возможностям передвижения приравнивать к велосипедистам. Хотя на местном уровне ни по первым, ни по вторым специальных законодательных актов нет.
- В Волгограде с 2015 года действуют программы по обустройству общественных пространств и созданию комфортной среды для тех же велосипедистов – это строительство велодорожек. Они появились во многих районах города. Это парк «Авангард», «Парк Победы», около музея «Моя Россия – моя история», на правом склоне реки Царица и даже на площади Павших Борцов. Концепция предусматривает создание единой велосети и прогулочной зоны, - рассказали в администрации Волгограда.
Однако, сеть эта разрозненна. Соединить участки в один маршрут в Волгограде не удается. И виной тому не только послевоенная застройка, не предполагавшая велодорожек, и удаленность городских районов друг от друга. В городе есть концепция, но она скорее на бумаге. Реального объединения интересов велосипедистов и владельцев СИМ с интересами пешеходов и автомобилистов нет. Очень наглядно это подтверждает история с проложенными в разные годы велодорожками в центре города. Доходило до абсурда - посередине маршрута для велосипедистов мог располагаться фонарный столб или памятник.
Напомним, что сейчас для владельцев средств индивидуальной мобильности не требуется наличие водительских прав, а это значит, что экзамены они не сдают и ПДД могут элементарно не знать, нет ограничений по возрасту и к тому же не прописана ответственность. Все вышеперечисленное образует аварийно опасный букет, когда вместо неотвратимости наказания для нарушителя может последовать юридическая индульгенция в виде законодательного пробела.
Процедура появления в ПДД нового участника дорожного движения – владельца СИМ следующая. Сначала правительство должно инициировать изменения в ПДД, а уже затем Госдума законодательно закрепит соответствующую административную ответственность за нарушение правил, и новые пункты будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях.
Все эти усилия займут несколько месяцев, но для этого процесс должен быть запущен. Минтранс своими предложениями уже вовсю подогревает к теме интерес, а это значит, что проект после обсуждений и поправок, вероятно, уже к следующему летнему сезону будет окончательно доработан и владельцы СИМ, наконец, «впишутся» в правила дорожного движения.