Posted 13 мая 2021,, 10:47

Published 13 мая 2021,, 10:47

Modified 17 октября 2022,, 11:16

Updated 17 октября 2022,, 11:16

Начал пробуждаться монстр: волгоградский психолог о казанском стрелке

13 мая 2021, 10:47
Проблемы в семье и во взаимоотношениях с родителями и недостаточная профилактическая работа социальных служб могли стать ключевым фактором трагедии в казанской гимназии № 175, где 11 мая в результате вооруженной расправы погибли 7 детей и 2 педагога.

Кандидат психологических наук Дина Зиновьева по просьбе корреспондента «НовостиВолгограда.ру» оценила высказывания казанского стрелка, сделанные в первые минуты после задержания, и поделилась своим профессиональным мнением. В частности, на записи Ильназ Галявиев провозглашает себя Богом, говорит о ненависти ко всем окружающим и признается, что около двух месяцев назад в нем «стал пробуждаться монстр».

— Обычно такие ситуации складываются, когда проблемы в семье и проблемы в отношениях с матерью. Когда неполная или неблагополучная семья, родители конфликтуют или разведены, подвержены алкоголизму или безработные. Родители у таких проблемных детей нередко не способны удовлетворить потребности своих детей, перегружая их своих проблемами. И тогда получается негативная эстафета поколений. Агрессия порождает агрессию.

Официальный медицинский диагноз преступника пока не озвучивался, для этого потребуется, как минимум несколько дней, однако СК РФ уже подтвердил, что у 19-летнего Ильназа Галявиева ранее была обнаружена доброкачественная опухоль мозга.

— Такое агрессивное поведение может быть связано и с психопатологией, потому что такая шизоидная и шизофреногенная (прим. отвергающий, отстраненный, дистанцированный, но доминирующий родитель) семейная среда создает предпосылки для психопатологии. Но это не значит, что были органические причины для формирования психопатологии. Здесь возможно преобладали психологические факторы. Обратите внимание, во время опроса подросток не называет мать матерью, а говорит о ней как о чужом человеке, по имени. Это уже означает, что не была сформирована надежная привязанность и хорошие позитивные отношения.

Отметим, что по разным данным в медучреждениях региона на данный момент могут содержаться до 10 волгоградских подростков, склонных к насилию и потенциально способных повторить страшный казанский сценарий. Естественно, принудительное лечение — это уже крайняя радикальная мера, когда доказан конкретный преступный умысел подростка. Однако, в здоровом обществе такие опасные проявления должны профилактироваться еще на предварительном этапе.

— Крайне важно, чтобы семьи с проблемными подростками были своевременно замечены, чтобы помогать таким детям, заботиться о них. Проблема в том, что подобные внутренние конфликты происходят внутри семьи, нередко это бывает закрыто. То есть внешне ребенок выглядит благополучно или же тихим и подавленным. Но в какой-то момент он начинает понимать, что он жертва, и затем в какой-то момент жертва начинает протестовать. Это даже может произойти в один момент, и человек захочет отомстить миру, думая, что защищает себя. В конце концов доказать, что он есть, существует как личность, — считает Дина Зиновьева.

Хотя сейчас больше говорится о безопасности в школах и лицеях, усилении их охраны, именно профилактическая работа с проблемными семьями и потенциально опасными подростками может стать залогом успеха и предотвратить новые подобные трагедии.

— К сожалению, таких семей не так уж мало. И это теперь проблема и общества. Оно должно думать, как создавать позитивную среду — общественную, социальную, психологическую. Поэтому нужны хорошие квалифицированные психологи в школах, детских садах. Они потенциально могли бы снизить риск таких трагических сценариев. То есть нужно работать с семьей, а не с ребенком, помогать взрослым разрешить их проблемы. То есть социальная и общественная поддержка помогла бы таким семьям и таким детям.

Отметим, что массовое убийство - расстрел учеников и преподавателей в казанской гимназии №175, произошедший 11 мая, шокировал всю страну. Кровавая бойня наглядно продемонстрировала, насколько хрупки меры безопасности, которые принимаются сегодня в российских школах. Эти меры оказались бесполезными перед напором, с одной стороны, человеческой агрессии и безумия, с другой - часто безразличия самого общества к проблемам конкретной семьи, воспитания ребенка в ней и адаптации подростка в социуме.

Повторения трагедии сегодня опасаются жители многих крупных городов. Волгоград в этом смысле не исключение, поэтому активисты и общественники предлагают самые разные инициативы и выносят их на обсуждения.

"