Posted 12 мая 2021, 13:28
Published 12 мая 2021, 13:28
Modified 17 октября 2022, 11:16
Updated 17 октября 2022, 11:16
Общественники увлечённо обсуждают проблему школьных ЧП, пытаясь понять, что стало главной причиной побоища в Казани – отсутствие охраны, невнимательность полиции, свободный оборот оружия? «НовостиВолгограда.ру» рассказывает, как смотрят на ситуацию с безопасностью школ волгоградские активисты и представители сферы образования – и почему они не верят, что увеличение количества охранников поможет защитить детей от кровожадных безумцев с дробовиками.
После казанской трагедии директоров всех волгоградских школ срочно вызвали на специальное совещание в ГУ МВД. На нём руководителям образовательных учреждений расскажут, как наладить профилактику подобных инцидентов и повысить безопасность учащихся. Во все средние учебные заведения направлены предупреждения, в которых полиция требует ужесточить пропускной режим. Но общественники указывают, что для предотвращения подобных случаев одной лишь бдительности со стороны директоров мало – необходима системная совместная работа представителей сферы образования и правоохранительных органов.
— По своему опыту могу сказать, что попасть в любую волгоградскую школу довольно сложно – даже если ты родитель, и тебя знают в лицо. На входе тебя всегда встретит охранник, который категорически не пускает посторонних. Если ты не родитель, то забрать ребёнка ты не сможешь – потребуется предъявить кучу бумаг с разрешениями. В этом плане всё очень строго, и это хороший, правильный подход, – говорит волгоградский общественный активист Алексей Ульянов. – Но для человека с ружьём, который идёт совершать теракт, этот охранник не стал бы помехой. Можно, конечно, поставить во всех школах военизированную охрану, но предотвратить такую ситуацию на сто процентов очень сложно.
Представители сферы образования отмечают, что за безопасностью в волгоградских школах следят в основном частные охранные предприятия, с которыми заключены трёхсторонние договоры. Кроме того, в каждой школе есть сторож. Однако вся эта защита достаточно эфемерна – обычный ЧОПовец или пенсионер-вахтёр ненадолго задержит человека с огнестрельным оружием. А на вневедомственную охрану у большинства учебных заведений попросту нет средств.
— Мы стараемся делать всё возможное, чтобы таких трагедий в Волгограде не было. Но ведь не только школы должны об этом беспокоиться, но и правоохранительные органы. Я полностью поддерживаю президента в том, что оружие раздавать налево и направо не следует, – подчёркивает Лариса Тропкина, директор волгоградского лицея №5 и депутат Волгоградской городской Думы. – Мы же не можем вокруг каждой школы выставить целое охранное предприятие. На одну дверь – один охранник, плюс дежурный администратор. Во многих школах на время проведения занятий двери закрываются – и хорошо, когда родители понимают, что это на благо их детей. Охрана детей – наша совместная задача, потому что мы все отвечаем за их жизнь и здоровье.
Особое удивление у волгоградских общественников вызывает тот факт, что преступник средь бела дня ходил по улице с оружием, но при этом не привлёк внимания полицейских, пока не ворвался в школу. Это заставляет всерьёз задуматься о том, почему 19-летний молодой человек с явными психическими проблемами (эксперты-психиатры, изучив первые видеозаписи с допроса казанского убийцы, уверенно указали на симптомы шизофрении) без особого труда обзавёлся мощным дробовиком.
«Убийца полдня бродил днём по городу с расчехлённым ружьём, имея явно подозрительный вид, и не нашлось в этом огромном городе человека, кто бы проявил гражданскую ответственность и позвонил в полицию. Педагоги радовались: тихий, никому не мешал, а ведь любой психолог скажет, что именно тихие способны на непредсказуемые поступки», – написал в Facebook Александр Иванюк, председатель совета ветеранов Центрального района Волгограда.
— Учитывая, что человек совершенно спокойно шёл по улице с ружьём, в маске, и окружающих это не беспокоило, уже страшно становится. Поэтому дело не только в том, как школы охраняются. Дело во многом и в самих людях, в обществе, – считает Алексей Ульянов. – Обсуждение этой проблемы надо начинать с того, в каком возрасте и на каких основаниях в нашей стране приобретается оружие, кем оно приобретается, что за социальный класс населения его получает… Нужно анализировать именно эти требования и факторы. Вспомните такой же случай в Крыму, когда преступник просто с ружьём зашёл в училище и начал людей расстреливать. Почему люди в таком молодом возрасте имеют доступ к вооружению, к взрывным устройствам, к литературе, которая позволяет научиться эти устройства изготавливать?
Но регулирование оборота огнестрельного оружия – это вопрос, который должен решаться на федеральном уровне, а не на муниципальном. На уровне города повысить безопасность школ можно было бы гораздо более простым способом – например, наладить регулярное патрулирование территории вокруг школ сотрудниками полиции.
Если хотя бы мимо учебных заведений начнут проезжать патрульные машины с мигалками, это уже будет оказывать какое-то психологическое влияние. Патрулирование объектов такого рода было бы правильным решением, потому что сотрудники полиции могут что-то рассмотреть, почувствовать неладное. Их этому учат, они видят потенциально опасных людей. А сажать по двадцать человек охранников в каждую школу, забивать наглухо все окна и двери – это не исправит ситуацию.Алексей Ульянов, общественный активист
Эту идею поддерживают и представители сферы образования. Учителя указывают, что ответственность за безопасность юных волгоградцев не должна всецело лежать на школах или на частных охранных предприятиях. Если бы за правопорядком рядом с учебными заведениями постоянно следили полицейские и добровольцы-дружинники, риск любых происшествий с детьми мог бы значительно снизиться.
— Если бы патрулирование велось и вокруг школы, и на прилегающей территории, это было бы важнейшим плюсом. Дети ведь не только в школе находятся – они выходят и за стены школы, могут зайти в магазин или в кинотеатр. И мы должны понимать, что дети в любой момент находятся под надёжной охраной, – отмечает Лариса Тропкина.
Присутствие полиции в непосредственной близости к учебным заведениям было бы полезно для самих школьников – дети точно знали бы, что за ними присматривают, вели бы себя более дисциплинированно и понимали, что им есть к кому обратиться в экстренном случае. Ещё один фактор, на который указывают учителя и общественники, – нехватка чётких инструкций, регламентирующих поведение учащихся и взрослых в случае экстренной ситуации. В России принято критиковать западные страны за то, что в Европе и США происшествия в школах со стрельбой стали печальной обыденностью – однако, с другой стороны, большой опыт реагирования на подобные ситуации помог зарубежным правоохранительным органам разработать подробные правила, где буквально по секунде расписано, как должны вести себя ученики, учителя и охранники. В волгоградских школах таких памяток нет. Если случится беда, каждый ребёнок будет вынужден действовать на свой страх и риск.
В целом общественники, учителя и эксперты сходятся во мнении, что из любой трагедии необходимо делать своевременные выводы. Не зря политолог Дмитрий Фетисов отметил, что заботиться о безопасности школ и вводить ограничения на оборот оружия следовало ещё в 2018 году, когда произошла стрельба в Керченском политехническом колледже. Если и сейчас действия властей ограничатся декларациями о намерениях и популистскими законопроектами, вроде очередной инициативы по запрету анонимности в Интернете, это ничуть не поможет решить проблему. Чтобы обезопасить детей от агрессии, одних лишь громких заявлений мало – для этого потребуется системная совместная работа органов правопорядка, образовательных учреждений, общественности и родительского сообщества.