Как сообщила «НовостиВолгограда.ру» юрист Ольга Панфёрова, федеральное законодательство содержит исчерпывающий список причин, по которым студента могут отчислить из учебного заведения. Во-первых, это собственная инициатива (или желание родителей, если студент несовершеннолетний); во-вторых, неисполнение обязанностей по добросовестному исполнению учебного плана, то есть банальная неуспеваемость; в-третьих, внешние факторы – сюда относится, например, ликвидация вуза или вступление в силу судебного приговора, который не позволит студенту продолжать обучение. Ни за глупые выходки, ни за порочащее репутацию вуза поведение отчислять учащихся по закону нельзя.
— Даже если Ежов будет осуждён именно к лишению свободы (что маловероятно), отчислить могут его только после решения суда. Если Кирилла Ежова отчислили за нарушение положений устава и/или правил внутреннего распорядка учебного учреждения, то следует помнить, что указанные документы не могут противоречить законодательству РФ, – пояснила Ольга Панфёрова. – Кроме того, ни в уставе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, ни в правилах внутреннего распорядка обучающихся данного учреждения нет пункта, который позволял бы отчислить студента за неподобающее поведение за пределами вуза, не касающегося учебного заведения и образовательного процесса.
Так что формально директор ВИУ РАНХиГС Андрей Осипов был не прав, когда жёстко отреагировал на скандал с тиктокером и заявил, что «продолжение обучения такого студента в стенах Волгоградского института управления неприемлемо». С этической точки зрения его можно понять, но с юридической всё немного сложнее. Отчисление студента без правомерных оснований может считаться нарушением конституционного права на образование и соответствующего федерального закона.
Строго говоря, Кирилл Ежов имеет право подать в суд и потребовать, чтобы его восстановили в вузе. Правда, вряд ли он станет это делать – и ещё менее вероятно, что в университете его захотят видеть вновь. Кроме того, неизвестно, были ли у тиктокера проблемы с успеваемостью: учитывая, что он совмещал обучение с работой в банке и съёмками провокационных видеороликов, вполне возможно, что у него имелись несданные «хвосты». А это уже достаточный повод для отчисления.
Напомним, ещё в январе тиктокер Кирилл Ежов, называющий себя «мальчиком в костюме Адама», записал скандальное видео, в котором танцевал с голым торсом на фоне Мамаева кургана. Поскольку блогер додумался устроить пляски прямо на братской могиле защитников Сталинграда, он был задержан и стал фигурантом уголовного дела о надругательстве над воинскими захоронениями. Сам молодой человек признался, что «хотел снять тренд» и не думал о последствиях своего поведения.