Posted 24 февраля 2021, 12:34

Published 24 февраля 2021, 12:34

Modified 17 октября 2022, 11:13

Updated 17 октября 2022, 11:13

Новый миллиард в Волгограде разложили по старым тарелкам

24 февраля 2021, 12:34
Итоги торгов по определению подрядчиков, которые будут снабжать питанием детские сады города, подводятся сейчас в Волгограде. Впрочем, торгами эти закупки можно назвать лишь с натяжкой: прибыльный рынок общим объёмом более чем в миллиард рублей поделили между собой три поставщика, к которым в прошлом были претензии.

Как ранее сообщало «НовостиВолгограда.ру», в конце января в Волгограде началось распределение тендеров на оказание услуг по питанию в дошкольных учреждениях. Закупки были организованы в каждом районе города. В документации требования к подрядчикам регламентировались вплоть до мелочей – техзадания содержали подробные варианты меню на каждый день недели и сезон, а для сотрудников компаний-поставщиков были установлены строгие ограничения санитарно-профилактического характера.

Ни в одном случае закупочные процедуры по определению подрядчика не носили конкурентного характера. Организации, уже давно представленные на рынке, просто поделили «сферы влияния» по географическому принципу – как ранее это уже произошло с рынком школьного питания. Потенциальные конкуренты просто не заходили на аукционы в «чужие» районы, что позволило трём компаниям получить контракты по максимальной цене.

Наибольшую выгоду от распределения «детсадовских» тендеров получит индивидуальный предприниматель Стрельников А.В. Он будет снабжать питанием дошкольные учреждения шести районов: Ворошиловского, Дзержинского, Красноармейского, Краснооктябрьского, Советского и Тракторозаводского. Общая сумма, которая досталась ИП Стрельникову, превышает 1 млрд 3 млн рублей.

Г-н Стрельников – можно сказать, ветеран на рынке питания в школьных и дошкольных учреждениях Волгограда: он получает выгодные контракты на обслуживание городских детсадов с 2011 года. Быстро богатеть индивидуальный предприниматель начал после того, как волгоградские образовательные учреждения перевели на аутсорсинг – например, в 2017 году ему достались контракты на 822 млн рублей. За всё время своей деятельности ИП Стрельников уже заработал на госзакупках свыше 4,3 млрд рублей, и эта сумма вот-вот увеличится ещё на четверть.

На данный момент у г-на Стрельникова практически не осталось конкурентов: некоторые источники предполагали, что на его долю «денежного пирога» могли бы покуситься Софья Жилина и Арина Шейгеревич, контролирующие большую часть рынка школьного питания через компанию «Виво маркет» и аффилированные с ней структуры, но пока этого не произошло. Потенциальные соперники короля детсадовских полдников тихо отсиживаются в резервациях, довольствуясь контрактами, которые уступают по сумме более чем в десять раз.

Кормить дошколят Кировского района почти за 100 млн рублей будет ООО «СЛАВИА», принадлежащее волгоградской бизнес-леди Алле Погосовой. Г-жа Погосова одновременно руководит другим оператором питания – ООО «Венера», имеющим долю в 358,5 млн рублей на рынке школьного питания. Как и «СЛАВИА», «Венера» активнее всего работает в Кировском районе. ООО «СЛАВИА» существует с 2004 года, у него 135 штатных сотрудников и выручка в 163 млн рублей за 2019 год. Правда, в последнее время компания работает себе в убыток – в 2018 году она получила рекордные 17 млн рублей чистой прибыли, но уже в 2019-м понесла 1,1 млн рублей убытков.

Наконец, в Центральном районе «торги без торгов» на сумму более 74,3 млн рублей выиграло ООО «Город Кафе», зарегистрированное в Ульяновске. Тех, кто внимательно следит за новостями, такая географическая деталь не удивит. «Город Кафе» – только по названию новичок на волгоградском рынке: гендиректор компании Флюза Якушкина также владеет фирмой ООО «Мобилсвязь», которая раньше активно участвовала в аналогичных аукционах в Волгограде.

К операторам питания из Ульяновска возникали серьёзные претензии у активистов ОНФ и областного Управления ФАС. «Мобилсвязь» была тесно связана с другими организациями из того же города, проникшими на волгоградский рынок – например, с небезызвестным ООО «Торговый дом СПП» (которое сейчас, по любопытному стечению обстоятельств, заведует школьным питанием всё в том же Центральном районе Волгограда).

Претензии к распределению подрядов на организацию питания в детских садах и школах Волгограда высказывались Волгоградским УФАС ещё в 2019 году – причём фигурантами скандала стали как структуры из Ульяновска, так и ИП Стрельников. В тот раз доказать наличие картельного сговора антимонопольной службе не удалось, хотя имелись веские доказательства тайных соглашений между участниками торгов. Например, два предпринимателя ухитрились подать заявки на участие в аукционе с одинакового IP-адреса: велика вероятность, что «конкуренты» буквально сидели за одним компьютером. И тем не менее ни подобные курьёзы, ни предупреждения общественников так и не повлекли за собой серьёзной правовой реакции. Итог очевиден: из года в год участники закупочных процедур остаются одними и теми же. Лишь изредка меняются официальные названия организаций, но не конечные бенефициары.

Представитель регионального штаба ОНФ Эдгар Петросян несколько лет подряд критикует схему, по которой в Волгограде распределяются подряды на организацию питания в школах и детских садах, и призывает проверить участников рынка на предмет картельного сговора. Однако он признаёт, что изменить сложившуюся картину почти невозможно при нынешней правоприменительной практике. Главные причины, по которым миллиарды рублей регулярно распределяются по одним и тем же карманам, – ограниченные полномочия ФАС и нежелание правоохранительных ведомств погружаться в дебри сложных экономических расследований.

Существует большая проблема в поиске доказательной базы: очень сложно убедиться, что картельный сговор реально существует, а не просто так сложилось, что существуют всего три компании, которые участвуют в конкурсах и автоматически их выигрывают. Во многом у УФАС связаны руки, поскольку у антимонопольщиков нет прав на оперативную работу. Вообще-то в расследовании картельных сговоров им должны бы помогать органы внутренних дел, – говорит Эдгар Петросян. – Но почему-то МВД часто свысока смотрит на статью УК РФ об ограничении конкуренции. Возможно, это связано с очень слабой правоприменительной практикой: случаи, когда удавалось разоблачить картель и довести расследование до реального уголовного дела, единичны.

По словам общественника, найти управу на бизнесменов, делящих рынок неконкурентным путём, можно было бы за счёт изменения законодательства. Для этого нужно либо расширить полномочия антимонопольной службы, либо предоставить полиции более эффективные инструменты расследования экономических преступлений. Российские законотворцы к таким шагам ещё не готовы.

Впрочем, в ближайшее время ситуация может сдвинуться с мёртвой точки, – по крайней мере, в Волгоградской области. УФАС уже добилось возбуждения уголовного дела по факту картельного сговора при строительстве детского сада в Волжском, и это может стать прецедентом для новых расследований. Возможно, когда-нибудь правоохранительные органы заинтересуются не только тем, кто строит дошкольные учреждения в регионе, но и тем, кто поставляет туда еду.

Подпишитесь