В начале сентября активисты, выступающие за ликвидацию накопленного экологического ущерба в Светлоярском районе, обратились в надзорные ведомства с просьбой защитить права 36 тысяч местных жителей и остановить загрязнение окружающей среды. «НовостиВолгограда.ру» рассказывает о том, чего добиваются активисты-экологи и почему у волгоградских промышленников иной взгляд на ситуацию.
Светлоярский район давно считается проблемным с точки зрения экологии. Он граничит с Красноармейским районом Волгограда, где находятся несколько предприятий «южного промышленного кластера», в том числе химические производства. К тому же именно здесь расположен крупный полигон для размещения отходов. Жалобы на едкие «ароматы» в воздухе поступают от местных жителей систематически, и на днях эта проблема вновь обострилась.
— Недавно в Светлоярском районе опять стояла несусветная вонь. У нас так всегда: мы пишем жалобу, начинается проверка, и на какое-то время зловоние прекращается. Проверка заканчивается – и нас опять травят. Я понимаю, что заводы – важные налогоплательщики, но нам всем теперь умереть, что ли? Нас тазом накрыли и газ пустили, – говорит экологическая активистка Анастасия Сергеева, получившая широкую известность после резонансного конфликта с экс-руководителем областного Управления Росприроднадзора Сергеем Васильевым.
Жители Светлого Яра рассказывают, что сейчас они чаще всего ощущают неприятный химический запах по ночам. Иногда он становится настолько сильным, что чувствуется даже днём и сохраняется несколько суток – правда, по словам светлоярцев, в последний раз такое происходило два года назад. Зато ночные «химические атаки» случаются регулярно и достигают пика примерно с полуночи до 2:00 по местному времени. Устав от этой ситуации, инициативная группа светлоярцев подала заявление в областную прокуратуру и Росприроднадзор с просьбой проверить близлежащие предприятия на предмет соблюдения экологических норм.
Источник в прокуратуре Волгоградской области подтвердил корреспонденту «НовостиВолгограда.ру», что от жителей Светлоярского района поступали жалобы на плохое качество атмосферного воздуха и возможное нанесение вреда здоровью. По словам источника, сейчас по обращениям проводятся контрольно-надзорные мероприятия.
В региональном комитете экологии и природных ресурсов в ответ на запрос «НовостиВолгограда.ру» также сообщили, что инспекторы Облкомприроды совместно с экспертами аккредитованной экологической лаборатории ГБУ ВО «Региональный центр экологического контроля» провели в Светлоярском районе проверку в связи с жалобами местного населения. Специалисты собирали пробы воздуха с 27 по 31 июля, вечером и ночью.
— По результатам рейдов и выполненных анализов установлены превышения ПДК по сероводороду и аммиаку. Материалы по выездам с установленными превышениями ПДК в начале августа направлены в адрес межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям и в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области для принятия управленческих решений в соответствии с возложенными полномочиями, – сообщили в областном комитете природных ресурсов.
Согласно документам Облкомприроды, которые есть в распоряжении редакции, стационарный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в границах рабочего посёлка Светлый Яр регулярно фиксирует превышения ПДК по ряду опасных веществ. К примеру, только за март 2020 года было выявлено 474 (!) превышения по сероводороду, за май 2020-го – 166 случаев по оксиду углерода. Эти цифры подтверждают, что жители Светлоярского района живут в состоянии непрерывного вредного воздействия на здоровье.
Волгоградский экологический активист, представитель регионального штаба ОНФ Константин Глушенок рассказал корреспонденту «НовостиВолгограда.ру», что Общероссийский народный фронт намерен организовать исследование, которое поможет оценить состояние здоровья жителей Светлоярского района и влияние вредных веществ на местное население. У светлоярцев возьмут на анализы срезы волос и ногтей: это позволит узнать, какие опасные соединения и в каком количестве присутствуют в организме.
— В ближайшее время мы проведём исследование и выясним, правы ли мы в своём предположении о том, что длительное воздействие вредных веществ оказывает прямое влияние на здоровье жителей Светлоярского района. Сейчас находятся ангажированные люди, которые говорят: да что вы нам рассказываете, всё там нормально, ничего страшного не происходит. Пусть нас рассудит эксперимент, – пояснил Константин Глушенок. – Если бы в Светлоярском районе всё было нормально, то не было бы чудовищной вони, которая вызывает аллергическую реакцию и астматические приступы у детей, не было бы роста по онкологическим заболеваниям. Почему-то такой же картины мы не наблюдаем в других районах области и Волгограда.
В поисках возможных источников загрязнения экологи с подозрением смотрят на близлежащие промышленные объекты. В последнее время их пристальное внимание в очередной раз привлекла секция №2 пруда-накопителя АО «КАУСТИК», куда сбрасываются различные промышленные отходы и сточные воды нескольких предприятий.
Причины, по которым светлоярские общественники с опаской относятся к пруду-накопителю, понятны: это хорошо заметный объект с давней и не слишком позитивной историей. В секцию №2 пруда-накопителя уже более пятнадцати лет вывозятся жидкие и твёрдые отходы с нескольких промышленных предприятий.
Экологи напоминают, что в пруду-накопителе «осела» часть отходов ООО «Газнефтесервис», которое в 2014-2016 годах оказалось в центре крупного экологического скандала: надзорные ведомства обнаружили, что «Газнефтесервис» накапливал на своей промплощадке жидкие отходы от сероочистки первого класса опасности, которые ООО «НПО РосЭко» впоследствии перевозило в Светлоярский район и сливало в ту самую секцию №2. На тот момент у ООО «Газнефтесервис» не было разрешения на передачу отходов сероочистки для обезвреживания. Полномасштабный скандал разразился в 2014 году, когда жители Светлоярского района и Красноармейского района Волгограда подали массовые обращения в природоохранную прокуратуру и рассказали об «удушливом облаке», накрывшем южную часть городской агломерации. За два месяца о головокружении и тошноте из-за едкого химического запаха сообщили порядка шестисот человек. Эксперты подтвердили, что эти симптомы могли возникнуть из-за распространения паров от отходов сероочистки, размещённых в пруду-накопителе. Дело о загрязнении окружающей среды дошло до суда, но виновным в нарушении технологий по утилизации отходов признали только сотрудника ООО «НПО РосЭко», который был сразу же амнистирован. В итоге за нанесение вреда здоровью шестисот человек никто не понёс наказания.
История с отходами «Газнефтесервиса» произвела на жителей Светлоярского района неизгладимое впечатление, и теперь многие экологические проблемы в их глазах оказываются связаны с прудом-накопителем. Экологи допускают, что в таком суждении может иметься здравое зерно.
— Ещё двадцать лет назад, когда я училась в вузе, нам на лекциях приводили в пример секцию №2 как источник загрязнения окружающей среды. Уже тогда её называли бомбой замедленного действия. В прошлом году стало известно, что «Каустик» намерен реконструировать эту секцию, разделить её на четыре зоны, – говорит Анастасия Сергеева. – Представители предприятия весело рассказывали нам, что это «уникальный природоохранный объект»: якобы все отходы, которые попадают в этот пруд, смешиваются и нейтрализуются. Мы начали изучать вопрос и практически сразу наткнулись на решения суда по делу «Газнефтесервиса», которые подтверждали наличие отходов первого класса опасности. Мы задали вопрос, куда делись эти отходы – может быть, их вывезли куда-то, или они вступили в реакцию и разложились на нейтральные субстанции? Не получив ответа, мы насторожились и решили разобраться в ситуации.
Понимая, что самостоятельно им не осилить толстые тома специфической документации с большим количеством химических терминов, жители Светлоярского района заказали независимую экологическую экспертизу пруда-накопителя. По словам активистов, провести её удалось только после судебного разбирательства, поскольку районные чиновники поначалу отказались выдать необходимое разрешение. Независимые эксперты отрицательно высказались об инициативе по «реконструкции» пруда-накопителя.
— Я была в составе комиссии, проводившей общественную экологическую экспертизу. Мы увидели ряд отличий от того, что было в 2004 году. С того времени много изменений произошло с точки зрения технологий, но вероятно, что данный пруд уже выработал свои эксплуатационные возможности. Возможно, наступил предел накопления отходов. Несколько лет назад было принято решение о ликвидации данного пруда-накопителя с помощью твёрдых инертных отходов – уже тогда экологи били тревогу по поводу ситуации в Светлоярском районе, и все природоохранные службы согласовали данный проект, – объясняет эксперт-эколог Наталья Воронович, директор ООО «НТС ЭКОС». – Тогда были предусмотрены временные меры, позволявшие предприятию перестроить производственные процессы и большую часть отходов утилизировать на своей промплощадке, а секцию №2 как источник негативного воздействия на окружающую среду – ликвидировать. Но недавно появился новый проект, в котором говорится уже о «реконструкции с целью обезвреживания». Это переворачивает всё с ног на голову: если в 2004 году надзорные органы приняли решение о ликвидации данного объекта, почему сейчас речь идёт о реконструкции? Проект по реконструкции не прошёл экспертизу, да и не мог её пройти в своём нынешнем виде, потому что в нём очень много недоработок.
Однако в пресс-службе группы компаний «НИКОХИМ» заявили, что ни ликвидировать пруд-накопитель, ни прекращать его эксплуатацию АО «КАУСТИК» не собирается, поскольку считает данный объект совершенно безопасным.
— Данные очистные сооружения и применяемая в них технология очистки уникальны и не имеют аналогов в России и в мире. Благодаря названной технологии сточные воды не сбрасываются в реку Волга и не оказывают негативного воздействия на среду обитания человека и природные ресурсы, как это происходит на всех очистных сооружениях, применяющих иную технологию очистки. Именно поэтому дальнейшая эксплуатация пруда-накопителя и других элементов биологических очистных сооружений является наиболее безопасным и эффективным способом сохранения природного баланса в окружающей среде, – прокомментировали в пресс-службе.
Светлоярские общественники считают, что получили веское доказательство негативного воздействия, которое пруд-накопитель предположительно оказывает на окружающую среду. В ответ на одну из жалоб представители регионального комитета экологии сообщили, что зафиксировали существенные превышения ПДК по сероводороду и небольшие превышения ПДК по аммиаку с подветренной и наветренной стороны секции №2 пруда-накопителя АО «КАУСТИК». Межрегиональное Управление Росприроднадзора также признало, что влияние данного объекта на загрязнение воздуха «предполагается возможным», поэтому организовало совместную проверку с природоохранной прокуратурой.
На промплощадке АО «КАУСТИК» работают сразу несколько предприятий, и установить, какое из юрлиц теоретически могло допустить выбросы, проблематично. Это одна из причин, по которым надзорные органы в своих ответах на жалобы местных жителей ограничиваются осторожными предположениями. Тем не менее природоохранная прокуратура имеет право запросить у каждого предприятия техническую документацию и проверить, какие отходы оно производит. Активисты, выступающие за ликвидацию накопленного экологического ущерба в Светлоярском районе, надеются, что ведомство так и поступит.
Со своей стороны, представители группы компаний «НИКОХИМ» подчёркивают, что в документах нет прямых заключений о воздействии пруда-накопителя на окружающую среду, и настаивают, что объект совершенно безопасен с точки зрения экологии.
— Секция №2 пруда-накопителя – объект размещения отходов АО «КАУСТИК» – не является источником загрязнения окружающей среды, что подтверждается решением Арбитражного суда от 2018 года о признании незаконным решения об отказе в подтверждении отсутствия негативного воздействия и данными регулярного многолетнего мониторинга окружающей среды. Кроме того, объект размещения отходов АО «КАУСТИК» расположен на расстоянии шести километров от жилой зоны рабочего посёлка Светлый Яр и девяти километров от жилой зоны города Волгограда. Такая удалённость от населённых пунктов определяет отсутствие возможности влияния объекта размещения отходов АО «КАУСТИК» на загрязнение атмосферного воздуха в жилых районах рабочего посёлка Светлый Яр и города Волгограда. Результаты многолетнего мониторинга состояния атмосферного воздуха на территории (и границе) секции №2 пруда-накопителя и на границе санитарно-защитной зоны, осуществляемого аккредитованными лабораториями, подтверждают соблюдение норм предельно-допустимых концентраций веществ в атмосферном воздухе. Поэтому данный объект, который является частью сложной системы биологических очистных сооружений, не наносит экологический ущерб окружающей среде, – заявили в пресс-службе группы компаний «НИКОХИМ» в ответ на запрос «НовостиВолгограда.ру».
Официальная позиция группы компаний «НИКОХИМ» заключается в том, что предприятия, работающие на промплощадке АО «КАУСТИК», действуют в рамках законодательства и соблюдают все нормативы, а негативное воздействие на окружающую среду за пределами санитарно-защитной зоны отсутствует. В пресс-службе подчеркнули, что на предприятии разработаны планы природоохранных и воздухоохранных мероприятий, а отчёты об их выполнении ежемесячно направляются в Облкомприроды. На предприятии также заявили, что затраты на экологические мероприятия со стороны АО «КАУСТИК» превысили 100 млн рублей за 2 года.
Утверждать, что объекты АО «КАУСТИК» являются источниками загрязнения окружающей среды, без прямых доказательств было бы преждевременно и некорректно. Однако общественность имеет право задавать промышленникам неудобные вопросы – например, о том, почему исследование, заказчиком которого было само предприятие, показало повышенное содержание бенз(а)пирена в почве вокруг пруда-накопителя.
Бенз(а)пирен – вещество первого класса опасности, крайне токсичный канцероген. Оно образуется при сгорании углеводородного топлива и накапливается в почве. Бенз(а)пирен опасен для здоровья даже в малых дозах, поскольку имеет свойство аккумулироваться в организме. По словам экологов, одна из главных проблем, связанных с этим канцерогеном, – в том, что вещество легко мигрирует из почвы в воду или воздух.
Согласно нормативу, предельное содержание бенз(а)пирена в почве не должно превышать 0,02 мг/кг. По данным экспертизы, проведённой ООО «Профэкоконсалт» в 2018 году, в окрестностях секции №2 пруда-накопителя АО «КАУСТИК» этот показатель может доходить до 0,083 мг/кг. Превышения ПДК в разных масштабах были выявлены в 25% проб почвы.
Когда проводилась общественная экспертиза, участвовавшие в ней экологи довели до нашего сведения, что АО «КАУСТИК» предоставило им протоколы, подтверждавшие содержание бенз(а)пирена в почве – в количестве, которое в четыре раза выше ПДК. Причём это протоколы ещё от 2018 года. Возникает вопрос: а где это вещество сейчас? Учитывая, что у нас нередко бывают пылевые бури, не поднимается ли этот канцероген в воздух и не летит ли он прямо на нас? Нам непонятно, откуда взялся бенз(а)пирен, где и в какой концентрации он находится сейчас.Анастасия Сергеева, экологическая активистка
Справедливости ради, источником бенз(а)пирена не обязательно должно быть промышленное предприятие: это коварное вещество в небольших количествах содержится и в обычном асфальте, и в выхлопных газах автомобилей, и даже в табачном дыме. Но поскольку концентрация опасного канцерогена превышена именно в районе пруда-накопителя, куда сбрасываются токсичные отходы, у общественников неизбежно возникает вопрос об источнике загрязнения.
— Аккредитованная лаборатория, которую к исследованию подключал заказчик в лице АО «КАУСТИК», выявила превышение по бенз(а)пирену в почве на участке, прилегающем к пруду-накопителю. До сих пор ни эксперты, ни местные жители не знают, откуда там взялся сильнейший канцероген и каким образом он распространяется с ветрами. Самое главное – мы не получили ответа на вопрос, кто будет устранять допущенные нарушения, – отмечает эксперт-эколог Наталья Воронович.
Представители группы компаний «НИКОХИМ» полностью отрицают причастность АО «КАУСТИК» к появлению бенз(а)пирена в почве на территории Светлоярского района. По их словам, данное вещество не образуется ни в результате хозяйственной деятельности предприятия, ни на объекте размещения его отходов. Надзорные ведомства также пока не готовы сказать, откуда взялся канцероген. Чтобы выявить конкретную организацию, ответственную за появление смертоносного вещества в почве, может потребоваться далеко не одна экспертиза.
Представители общественности, выступающие за окончательную ликвидацию пруда-накопителя АО «КАУСТИК», подчёркивают, что в их планы не входит закрытие самой промплощадки. По словам экологов, они прекрасно понимают значимость завода для региональной экономики и не требуют его остановки. Они лишь призывают владельцев промышленной площадки принять меры для дальнейшей экологизации производства, чтобы все отходы утилизировались в границах предприятия. Эксперты полагают, что техническая возможность замкнуть весь цикл переработки химических отходов на промплощадке существует – и такой подход, по их мнению, будет более безопасным, нежели захоронение токсичных соединений на открытой местности.
На уже не существующем «Химпроме» вопросы обращения с опасными химическими отходами были решены. Ничего не вытекало за ворота завода, всё утилизировалось на предприятии. Пришло время и на «Каустике» этим заняться всерьёз, тем более что появилась достаточно стройная и подписанная губернатором программа по оздоровлению экологической обстановки в Светлоярском районе. Программа эта – многогранная, в ней учтены многие стороны вопроса. Естественно, мы рассчитываем, что руководство АО «КАУСТИК» озаботится тем, чтобы особо опасные отходы утилизировались на территории предприятия.Константин Глушенок, представитель штаба ОНФ в Волгоградской области
Пруд-накопитель АО «КАУСТИК» – далеко не единственный объект, который вызывает опасения у жителей Светлоярского района. Активисты-экологи называют среди других возможных источников загрязнения заводы южного индустриального кластера Волгограда, промплощадку ООО «ВПО Волгохимнефть», бывший пруд-отстойник нефтеперерабатывающего завода и прочие объекты, расположенные вблизи райцентра. Есть у общественников претензии и к концессионеру ООО «Осока-Лик», управляющему светлоярским водоканалом: эту организацию уже уличали в нарушении природоохранного законодательства. Поэтому установить, кто и в каком объёме несёт ответ за экологическую катастрофу, предстоит федеральным надзорным ведомствам.
Редакция «НовостиВолгограда.ру» предлагает всем сторонам, заинтересованным в решении экологических проблем Светлоярского района, в том числе представителям местной администрации, группы компаний «НИКОХИМ», природоохранных ведомств, общественности, ОНФ, специалистам из независимых экспертных организаций и учёным Волгоградского государственного медицинского университета организовать совместный форум для конструктивного и непредвзятого обсуждения ситуации. Наше сетевое издание готово обеспечить информационную площадку для освещения такого мероприятия и дать возможность высказаться всем, кто желает выразить свою точку зрения по данному вопросу.