Posted 11 июня 2020,, 13:52

Published 11 июня 2020,, 13:52

Modified 17 октября 2022,, 09:47

Updated 17 октября 2022,, 09:47

Волгоградский общественный транспорт может стать главным рассадником коронавируса

11 июня 2020, 13:52
Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров 11 июня объявил о постепенном восстановлении работы общественного транспорта. Трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутки Волгограда скоро снова начнут ходить по привычному графику – несмотря на то, что эпидемия коронавируса пока далека от завершения.

Редакция «НовостиВолгограда.ру» решила разобраться, насколько опасен волгоградский общественный транспорт в разгар пандемии, почему в автобусах спецрейсов возникает давка и есть ли риск, что после снятия самоизоляции поездка в трамвае станет самым верным способом заразиться коронавирусом.

COVIDимость порядка

По данным мэрии Волгограда, сейчас в областном центре курсируют порядка 45 специальных маршрутов общественного транспорта. На них работают около 600 машин. В пресс-службе администрации уверяют, что графики спецрейсов составлялись совместно с крупными предприятиями и с учётом данных о пассажиропотоке. На основных магистралях ездят в основном автобусы, а с окраин волгоградцев забирают маршрутные такси.

Все перевозчики – и муниципальные, и частные – должны строго соблюдать требования Роспотребнадзора. В частности, им следует снабжать водителей медицинскими масками, регулярно дезинфицировать транспорт, помещения автопарков, депо и цехов. При этом антисептики они закупают за собственный счёт, никакой господдержки для этого не предусмотрено.

Регулярная обработка подвижного состава с применением дезинфицирующих средств организована на транспортных предприятиях, обслуживающих муниципальные маршруты, с начала марта. Все работающие на линиях автобусы, трамваи и троллейбусы после заезда в парк по окончании рабочей смены проходят обработку салонов специальным дезинфицирующим средством, – пояснили в пресс-службе волгоградской мэрии. – По окончании каждого рейса на конечных остановках сотрудники с помощью пульверизатора наносят дезинфицирующее средство, а затем протирают насухо все поверхности, которых могут касаться пассажиры – поручни, сиденья, входные двери, стёкла. Такие же работы проводятся и на станциях СТ после окончания движения трамваев.

Сухие комментарии мэрии могут создать впечатление, будто с волгоградским общественным транспортом во время эпидемии всё прекрасно. К сожалению, это лишь видимость порядка.

«Люди, как селёдки»

Тотальная дезинфекция – пожалуй, единственный реальный способ защитить работников транспортных предприятий и пассажиров от COVID-19, потому что все остальные ограничения сплошь и рядом игнорируются. Когда волгоградские чиновники сокращали количество рейсов и устанавливали жёсткий график движения автобусов, они рассчитывали заставить волгоградцев соблюдать самоизоляцию и социальную дистанцию. Вышло наоборот: жалобы на немыслимую давку в транспорте начались ещё в апреле. В автобусы, шедшие до промышленных предприятий, стали толпами садиться нарушители режима самоизоляции.

Все общественные активисты, с которыми корреспондент «НовостиВолгограда.ру» обсуждал транспортную проблему, сходятся во мнении, что для её решения властям стоит вывести на маршруты дополнительные машины. Бывший депутат облдумы Михаил Таранцов и вовсе предлагает изменить систему оплаты проезда, чтобы покончить с давкой. Но пока к общественникам никто не прислушивается. Соцсети бурлят: волгоградцы массово жалуются, что с наступлением лета поездки в переполненных автобусах окончательно превратились в пытку.

«Вечная проблема в Волгограде: забитые автобусы и люди в них, как селёдки, что аж двери не могут закрыться», – красочно описал ситуацию пользователь одного из популярных порталов. В условиях эпидемии переполненный транспорт стал буквально опасен для жизни: риск заразиться коронавирусом в нём повышается в разы, даже если с максимальной ответственностью соблюдать масочный режим и прочие рекомендации. Да и ношение маски – сомнительное удовольствие в сорокоградусную жару.

Доктор медицинских наук Наталья Латышевская, заведующая кафедрой гигиены и экологии ВолгГМУ, указывает, что чиновники обязаны следить за пассажиропотоком и не допускать давки в автобусах и трамваях. В качестве примера она приводит московское метро, где во время эпидемии нанесли специальную разметку для соблюдения дистанции.

Я в последнее время не пользуюсь общественным транспортом, однако из СМИ и социальных сетей знаю, что с ним не всё благополучно в плане загруженности. Это, конечно, недопустимо, поскольку требование о социальной дистанции должно строго соблюдаться и в магазине, и в аптеке, и в транспорте. Можно ожидать негативных последствий, если среди пассажиров были люди, инфицированные коронавирусом, – подчеркнула Наталья Латышевская. – Я считаю, что чиновникам, которые отвечают за функционирование транспорта, надо сделать внушение: если взяли на себя такую ответственность, будьте любезны, организуйте его работу так, чтобы все были в безопасности. Не хватает транспорта – пустите дополнительный. Обеспечьте присутствие контролёров, которые регулировали бы количество людей в салоне.

По словам общественного активиста Алексея Ульянова, который внимательно следит за соблюдением профилактических мер во время эпидемии, перегруженность транспорта частично обусловлена низкой информированностью волгоградцев. Многие до сих пор не привыкли, что не смогут сесть в трамвай или в автобус в удобное для себя время, а попытка узнать точный график движения спецрейсов – испытание не из лёгких. Поэтому на остановках образуются толпы, а в транспорте возникает давка, сводящая на нет все усилия по «социальному дистанцированию».

Каждый день, когда я куда-то еду на машине, я вижу людей, которые сидят на остановках и ждут автобус, который не придёт. Спецрейсы в это время просто не ходят. Но до людей эту информацию не довели, поэтому они сидят и ждут. Отсутствие информации заставляет людей беспокоиться, волноваться, битком набиваться в автобусы. Поэтому, конечно, графики движения надо сделать более открытыми и понятными. Если о графике спецрейсов один раз рассказали по телевизору, это ещё не значит, что о нём все узнали.Алексей Ульянов, волгоградский общественный активист

На свой страх и риск

Отдельная проблема – в том, что сами горожане слишком легкомысленно относятся к ограничениям. Согласно требованиям регионального оперштаба, во время эпидемии волгоградцы должны носить маски не только внутри транспорта, но и на остановках. За отсутствие средств защиты нарушителей штрафуют сотнями, и всё равно это не повышает «антивирусную дисциплину». В ближайшие дни ситуация только ухудшится: в Волгоград пришёл летний зной, и в изнурительную жару желающих носить респираторы станет ещё меньше. Как оперштаб будет решать этот вопрос – никто не знает.

Решения о введении, продлении или снятии профилактических норм принимаются региональным оперативным штабом. Администрация Волгограда не вводит дополнительных ограничений. На сегодняшний день для волгоградцев обязательно использование средств индивидуальной защиты – масок, респираторов или иных изделий, их заменяющих – при нахождении в местах общего пользования, общественном транспорте, в том числе на остановочных пунктах, – пояснили в пресс-службе мэрии Волгограда.

Источник в Волгоградской областной Думе сообщил «НовостиВолгограда.ру», что региональный парламент также не имеет полномочий, чтобы самостоятельно вводить какие-то ограничения, связанные с работой общественного транспорта, или контролировать их соблюдение. Это прерогатива оперштаба.

Депутаты в принципе не могут как-то контролировать соблюдение профилактических мер в общественном транспорте, потому что мы не занимаемся ситуационными вопросами. Все решения по ограничениям принимает оперативный штаб, а мы просто сидим в самоизоляции, как и все, и дистанционно решаем вопросы, связанные с бюджетированием. Нам даже возможность встречаться с избирателями на округах сократили – система карантина подразумевает ограничения для всех, – рассказал один из депутатов Волгоградской областной Думы.

По словам общественника Алексея Ульянова, две недели назад масочный режим в волгоградских автобусах и трамваях соблюдали не более половины пассажиров. Сейчас ситуация и того хуже, а после окончательного снятия режима самоизоляции транспорт рискует стать главным рассадником COVID-19 в областном центре.

Общественный транспорт – самое опасное место, там огромная концентрация людей. Но на остановочных павильонах 50% тех, кто там стоит, не имеют масок. Потом эти люди смело садятся в автобус, кондуктор никого оттуда не выгоняет, и они едут в общей массе пассажиров, – говорит Алексей Ульянов. – Здесь дело скорее не в ограничительных мерах, а в сознательности и её отсутствии. Мало того, что эти люди сами могут заболеть, не дай бог, они ещё и заразят кого-нибудь. Некоторые маску не носят принципиально, другие говорят, что не верят в коронавирус. Ну, у нас никто не верит, пока не заболеет. Не хотелось бы, чтобы из-за этого пренебрежения мерами защиты мы увидели растущие цифры заболеваемости. Но об этом задумывается очень небольшой процент волгоградцев, хотя нет оснований расслабляться и говорить, что всё хорошо.

Доктор медицинских наук Наталья Латышевская также отмечает, что многие волгоградцы отказываются соблюдать профилактические ограничения, поэтому сами несут ответственность за свою безопасность в общественном транспорте.

Сейчас вводят послабления, и это хорошо. Но никто не отменял масочный режим. Я вижу, что люди входят без масок в транспорт, в подъезды домов, в лифты. Поэтому здесь ситуация обоюдная: чиновники, отвечающие за общественный транспорт, очень сильно «прокололись», но требования для самих жителей также необходимо соблюдать, – подчеркнула Наталья Латышевская.

Вам масочку или ехать?

Из-за профилактических ограничений и загруженности муниципального транспорта в Волгограде резко вырос спрос на услуги таксистов. Водители такси рассказывают, что стали получать особенно много заказов на междугородние перевозки – ведь автобусы, которые курсировали между райцентрами, временно не ходят.

Для служб такси тоже действуют профилактические ограничения, связанные с коронавирусом, но соблюдаются они ничуть не лучше, чем в автобусах или маршрутках. Лишь около половины водителей надевают защитную маску перед поездкой. Чаще всего меры профилактики соблюдают сотрудники «Яндекс.Такси», но и среди них примерно каждый третий ездит без маски или надевает её, лишь завидев вдали полицейских. От пассажиров ношения средств защиты не требует никто.

Многие водители полулегально работают сразу в нескольких службах такси и поэтому не брендируют свои автомобили – в итоге определить, что они занимаются частным извозом, невозможно. Это даёт таксистам возможность игнорировать все профилактические меры вроде наличия маски и дезинфекции салона. Таким образом, расхожая фраза «Вам шашечки или ехать?» во время эпидемии коронавируса приобретает новые оттенки смысла.

Так или иначе, власти Волгоградской области уже прорабатывают вопрос о поэтапном возвращении общественного транспорта к нормальному графику работы. Такое поручение дал губернатор, и можно ожидать, что оно будет исполнено сразу после выхода из режима самоизоляции. Это решит проблему давки – но вопрос о том, как предотвратить превращение волгоградских трамваев и автобусов в рассадники COVID-19, всё равно остаётся открытым.

"