Posted 3 февраля 2020, 13:44
Published 3 февраля 2020, 13:44
Modified 17 октября 2022, 10:44
Updated 17 октября 2022, 10:44
«Новые Известия» провели анализ доклада Счетной палаты РФ по итогам проверки реализации национальных проектов в регионах страны и отобрали самые важные проблемы по каждому проекту.
«Безопасные и качественные дороги»
В большинстве регионов проблематично подсчитать прогресс нацпроекта, так как нет официальных данных, сколько изначально было дорог с хорошим покрытием, остается верить на слово местным властям, отмечает издание. В семи регионах России за два года вообще снизилась доля региональных дорог в хорошем состоянии, особенно в Пермском и Хабаровском краях. Хуже всего реализуют исполнение дорожных проектов в Крыму и Приморском крае. Проблемы есть и с оценкой технического состояния автодорог.
Недочеты и нестыковки не дадут 21 региону достигнуть плановых показателей автодорог, соответствующих нормативным требованиям. Хуже всего обстоят дела у Саратовской, Архангельской, Тверской областей и у Республики Марий Эл.
«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Этот нацпроект ставит общие цели, гораздо больше подробностей дает Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённая ещё в 2016 году. Счётная палата пришла к выводу, что цели нацпроекта и стратегии никак не связаны.
Минэкономразвития не выполнило указ и не разработало методики подсчёта количества занятых в МСП людей и долю МСП в экономике России.
Счётная палата обратилась за численностью занятых в Реестр МСП, а там — стабильный спад числа работников вместо ожидаемого роста. Кстати, инструмент кредитования малого бизнеса под фактические 6,5% годовых тоже так и не создан (сейчас лучший из доступных вариантов — это 8,5%).
«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»
Один из самых дорогих нацпроектов, который должен обеспечить Россию магистралям всех типов: автомобильными дорогами, линиями электропередач, морскими путями. Что в промежуточном итоге?
Размытость формулировок и необоснованность задач по увеличению того, чего пока и помине нет затрудняют возможность подведения актуальных итогов по этому нацпроекту. Например, как можно «разогнать» грузопоток до 80 млн тонн у ледокольного флота, если у ряда перевозчиков даже нет планов по его появлению. И это не единственный «парадокс» нацпроекта.
«Культура»
Первое, что смутило Счётную палату — это примитивность поставленной цели. Достаточно лишь увеличить на 15% число посещений организаций культуры и в 5 раз число обращений к цифровым ресурсам культуры. Конечно, есть еще цель улучшить материальное оснащение школ искусств и обеспечить малые населённые пункты объектами культуры. Но пока непонятно как выполняются эти задачи.
Минкультуры представило свои отчёты о выполнении нацпроекта только по состоянию на 11 июля 2019 года. Документального подтверждения того, что плановые значения нацпроекта были достигнуты, нет. Опять приходится верить на слово, считают «Новые известия».
«Наука»
Этот нацпроект должен стать драйвером нашей экономики в будущем: старые технологии в современном глобальном мире никого не интересуют. Счётная палата отметила бесполезность ряда показателей. Так, запланированное увеличение заявок на получение патента не означает практического применения патентов. Кроме того, до сих пор нацпроект не содержит механизма привлечения инвестиций.
Еще большей проблемой является то, что в проекте не предусмотрены меры по удержанию молодых ученых в России. Отдельная тема — задержка статистических показателей, которая привела к тому, что оценить реализацию национального проекта за 2019 год будет возможно только в 2021 году.
«Образование»
Выполнение нацпроекта оценивается по международным рейтингам качества образования, что, с одной стороны, логично, а с другой — не позволяет проводить оперативный мониторинг: рейтинг PISA формируется раз в 3 года.
Значительного роста расходов на образование в ближайшие пару лет не будет. В ближайшие два года расходы на образование не превысят 3,6% ВВП. Для сравнения, в США расходы на образование составляют 6,1% — 6,9% ВВП. Кроме того, нацпроект не обеспечивает должный уровень софинансирования расходных обязательств регионов.
«Производительность труда и поддержка занятости»
Россия занимает предпоследнее место в рейтинге стран ОЭСР по производительности труда и примерно в 2 раза отстаёт от среднего уровня. Многие контрольные точки в нацпроекте не имеют сроков окончания.
По состоянию на 1 октября 2019 года из 11 запланированных результатов были достигнуты только 6, сообщает со ссылкой на доклад Счетной палаты «Новые Известия».
«Экология»
Нацпроект провалился не только по кассовому исполнению (на 28 декабря 2019 освоено только 61,7% выделенных средств), но почти по всем направлениям.
«Национальным проектом не охвачены вопросы, связанные с изменением климата, утилизацией отходов производства, медицинских и биологических отходов, восстановлением качества почв, в том числе загрязненных нефтепродуктами, пестицидами и иными стойкими загрязнителями», отмечает Счётная палата в самом начале отчёта.
Мусорная проблема так и останется проблемой до 2024 года. В 7 из 10 субъектов Российской Федерации, в которых остаточная емкость полигонов будет исчерпана в ближайшее время, критичная ситуация с местами захоронения отходов не изменится. Нацпроект не исправит и ситуацию с загрязнением атмосферы. По итогам 2018 года высокий и очень высокий уровни загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются в 46 городах.
Цель федерального проекта «Чистая вода» не направлена на повышение качества питьевой воды для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения, что не соответствует цели НП «Экология». Всего в России 12,3 млн человек не обеспечены централизованным водоснабжением.
Свою оценку проведенному Счетной палатой аудиту нацпроектов дал депутат Волгоградской областной Думы Олег Савченко, и он не склонен драматизировать обстановку. Доклад Счетной палаты РФ — это всего лишь своевременный и полезный аудит.
- Цель каждого аудита — критически оценить текущую ситуацию, чтобы устранить недочеты и быстрее выйти на верный результат, - считает Олег Савченко. - Даже если где-то в каких-то регионах есть трудности, связанные с исполнением проектов или сроками, то ничего в этом страшного нет. Главное, что в Российской Федерации поставлены стратегические задачи по выстраиванию инфраструктуры и заложены на это средства. И новый премьер-министр как раз и ставит задачей ускорить сроки реализации нацпроектов и показать результаты.
- Что касается Волгоградской области, то тут надо отдать должное нынешней администрации региона, - делает выводы депутат. - Еще до старта нацпроектов уже была выстроена подобная система в нашей области, и это было вызвано реалиями ситуации. Территория была дотационной, бюджет был банкротным, поэтому стратегических задач в Волгоградской области долгое время не было, была одна задача — выжить.
Сегодня бюджет региона уже профицитный, и наступил момент, когда наконец мы можем участвовать во всех нацпроектах. У нас для этого выстроена система получения и эффективного распределения бюджетных средств. Благодаря этому Волгоградская область сегодня находится в лидерах по реализации нацпроектов, - подчеркнул Олег Савченко.