Вся правда о сталинградском бронекатере БК-31

3 декабря 2019, 11:09
В Волгограде все готово к установке на Центральной набережной возле музея-панорамы восстановленного бронекатера БК-31. Он был поднят со дна Волги в ноябре 2017 года. Почти 2 года ушло на его восстановление. Все работы были выполнены специалистами военно-исторического музея «Наследие».

1. Кто командовал катером?

В одном из донесений о безвозвратных потерях фигурируют сразу 2 командира БК-31: Павел Никитин (погиб 09.10.42), и Александр Щербаков (ранен 25.09.42). Как выяснилось, первый командир БК-31 Щербаков к моменту гибели бронекатера был ранен в другом бою и находился в госпитале. После лечения он вернулся в строй и прошел всю войну в составе Волжской военной флотилии. Павел Никитин был назначен командиров БК-31 и командовал катером всего 2 недели. Погиб 9 октября 1942 года.

2. Какой катер подбили возле острова Голодный?

Немецкий артиллерист Виганд Вюстер, чья батарея якобы подбила катер, пишет в своей книге «В аду Сталинграда», что у лодки было 2 башни, в то время, как у БК-31, построенного по проекту С-40 – только одна башня от Т-34. Возможно на этом месте на дне Волги покоится еще один катер?

Поисковики утверждают, что на дне Волги в районе современного Волгограда покоятся около 260 судов, потопленных в дни обороны Сталинграда. Возможно немец ошибся с количеством башен, ведь мемуары он писал спустя годы после окончания войны. А возможно, что речь в его книге идет действительно о другом катере. Но между тем, в оперативных сводках ВФФ ни до 9 октября 1942, ни после этой даты нам не удалось обнаружить сведений о гибели бронекатеров в этом районе Волги.

3. Когда затонул бронекатер?

Официально принятая версия (это же описывает и Виганд Вюстер в своей книге) – катер был подбит 9 октября и сразу затонул. Но в оперативных сводках ВВФ ясно говорится – 9 октября БК-31 подбит и сел на мель (сводка от 09.10.42 на 18 часов). В утренней оперативной сводке 10 октября сообщается, что все попытки снять катер с мели ни к чему не привели. И далее сообщается, что готовится большая операция по спасению БК-31 в ночь на 11 октября. А далее – полная тишина в сводках, как будто катера и вовсе не существовало. То, что он в итоге затонул – неоспоримый факт, но дата этого события пока не известна.

4. Что стало с экипажем БК-31?

Общепринятая версия - из экипажа в 13 человек найдены тела 11-ти. Про количество краснофлотцев в экипаже катера спорить не будем. А вот факт того, что все 11 тел, обнаруженных на катере – это члены экипажа, явно не соответствует действительности. Вернее, не все погибшие являлись членами экипажа. На катере обнаружили много оружия и боеприпасов. Возможно в момент гибели у него на броне находились красноармейцы, переправляющиеся в Сталинград. А вот по погибшим матросам в тех же сводках и донесениях о безвозвратных потерях другая информация. Сводка: командир катера погиб, ранены 5 человек; донесение о потерях: убиты 4 человека, в том числе командир. Скорее всего среди 11 погибших, тела которых обнаружены на катере – десант или раненые красноармейцы. А судя по фактам, указанным военной прокуратурой, на катере также находились гражданские, в том числе и дети.

5. За что члены экипажа расстреляны перед строем?

Три члена экипажа БК-31 точно выжили после трагических событий 9 и 10 октября. Они были арестованы и уже 12 октября расстреляны перед строем. Военная прокуратура: «во время обстрела противником бежали и увлекли за собой остальной личный состав команды, оставив на катере раненых бойцов, эвакуированных женщин и детей...». Отметим, что за весь период Великой Отечественной войны больше расстрелы не применялись. Из всего списка «особого состава» были расстреляны только 3 члена экипажа бронекатера БК-31. Всех остальных провинившихся краснофлотцев, даже приговоренных к расстрелу, отправляли в штрафные батальоны. Судить о правильности выводов военных прокуроров спустя десятилетия очень тяжело. Хорошо известно, с какой легкость в военное время могли выноситься такие приговоры.

#История БК-31 #Эксклюзив #Сергей Матанцев #Карточки
Подпишитесь