На фоне огромной армии индивидуальных предпринимателей, занимающихся продажами, перевозками, строительством, ремонтом и другими услугами населению, частный сыск выглядит бледно. Цифры говорят сами за себя – на сегодня в России выдано менее 900 лицензий детективам, сообщает канал РБК/Бизнес-вектор.
Если взять конкретно Волгоградскую область, то, по данным регионального Управления Росгвардии, в настоящее время официально зарегистрировано всего 4 частных детектива.
И это при том, что, в принципе, работы для них должно хватать. Особенно в городах с развитой экономикой и растущим количеством коммерческих компаний, заботящихся о своей безопасности.
В основном детективные агентства занимаются экономической безопасностью, проверкой деловой репутации того или иного контрагента для бизнеса, какими-то кредитными историями, какими-то историями, связанными с теми процессами, по которым предприниматели не могут обратиться в правоохранительные органы.Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России
По сведениям Торгово-промышленной палаты РФ, раскрытие в интересах бизнеса таких экономических преступлений, как кражи, стоит на первом месте – 26%. На втором – незаконный доступ к коммерческой тайне или ее разглашение (17%). Третье место делят мошенничество и незаконное получение кредита – по 14,5% дел, которыми занимаются частные сыщики.
Такую статистику подтверждает и руководитель волгоградского частного детективного агентства «Щит» Александр Симоненко. Он добавил, что обращающихся за услугами бизнесменов нередко интересует проверка благонадежности партнеров при заключении договоров, проверка сотрудников при приеме на работу.
В общем, в плане обеспечения экономической безопасности предприятий и организаций ограничений нет. А вот заниматься личными делами граждан, по закону, детективы не имеют права. Бывают лишь иногда специфические контракты.
-Вот, к примеру, на днях был звонок – родители хотят установить наблюдение за несовершеннолетним ребенком, для того чтобы узнать его круг общения, чем занимается вне школы, курит ли, пьет, наркотики и так далее. Мы также занимаемся розыском людей, без вести пропавших, утративших связь, поиском должников, поэтому даже приставы могут обращаться к нам за помощью. Законом это не запрещено. Вопрос только в финансировании всех этих мероприятий, – рассказал изданию «НовостиВолгограда.ру» Александр Симоненко, частный детектив из Волгограда.
Сбор информации о человеке может занимать разный промежуток времени, в среднем до двух недель. Услуга не из дешевых. По столичным прайсам, от 20 тысяч рублей в день. В регионах может быть и дешевле, но все равно понадобится приличная сумма.
- Качественная работа дешевой не бывает. Когда люди хотят за копейки, скажем, за три тысячи рублей получить розыск человека, то это невозможно. У нас в городе в среднем розыск стоит от 35 тысяч рублей. Если в целом по области – то в районе 50 тысяч. И, разумеется, больше стоит работа, если человек скрывается в других регионах России и реально прячется, – разъяснил Симоненко.
По словам другого частного детектива Алексея Миронова, за последний год расходы сильно выросли: подорожал бензин и доступ к базам данных. А ведь это составляет большую часть себестоимости расследования, не считая премиальных.
«Я обычно работаю за 10-15% от общей стоимости работ, заказа. Но это может варьироваться. Может доходить до 100%. В зависимости от сложности и напряженности какой-то задачи. Условно, это будет стоить 100 тысяч рублей, и я возьму 100 тысяч себе как прибыль», – отмечает Алексей Миронов, частный детектив.
Работа частного сыщика может быть также, как у правоохранителей, сопряжена с опасностью, но вооружиться разрешено, например, газовым баллончиком. Сбор информация является трудоемким процессом, при котором запрещается использовать скрытые камеры, «жучки», прослушку телефонов. Кстати, по поводу полученной информации российские законодатели сегодня предлагают усилить ответственность за ее сохранность.
Пришло время предусмотреть законодательно детективную тайну. Потому что когда человек или юридическое лицо обращается за той или иной услугой в рамках компетенции детектива, то заказчик должен понимать, что информацию, которую он будет предоставлять частному детективу, будет сохранена.Анатолий Выборный, депутат Госдумы РФ, председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ
По федеральному закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частный сыщик – это индивидуальный предприниматель. Но стать им непросто.
Гражданин, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности, должен быть старше 21 года, не иметь судимости, медицинских противопоказаний, психического заболевания, алкоголизма или наркомании. Предоставить документы о наличии среднего профессионального или высшего юридического образования либо о прохождении курсов подготовки детективов. Вместо этого может быть учтен трехлетний стаж работы в оперативных или следственных подразделениях, сообщили изданию в пресс-службе Управления Росгвардии по Волгоградской области.
Частными расследованиями запрещено заниматься тем, кого уволили с госслужбы по компрометирующим основаниям; в течение года после увольнения бывшим правоохранителям, контролировавшим частную детективную и охранную деятельность.
Вместе с лицензией, которая выдается на пять лет и действительна на всей территории России, индивидуальный предприниматель получает и удостоверение частного детектива. Все – кажется, можно теперь спокойно заниматься сыском. Но у большинства деятельность сворачивается через несколько месяцев.
- Выходя на пенсию, тот же оперативник думает о том, что вот сейчас открою детективное агентство – и ко мне повалят клиенты. Скажу, эта работа больше, скажем, для души, чем для зарабатывания каких-то больших денег. Да, бывают богатые клиенты. Да, получается иногда заработать нормальные деньги. Но в целом, когда всю жизнь этим занимался, то теперь не представляешь, что еще мог бы делать. Ну, не торговать же женскими колготками. Но люди открывают детективное агентство, месяца два-три вкладывают какие-то средства в аренду офиса, в рекламу. А через четыре месяца они сдуваются. Потому что клиентов нет, а если есть, то мелкие, заработок небольшой, и люди уходят из этого бизнеса, – объяснил причину малого количества официальных частных сыщиков в регионе Александр Симоненко, руководитель волгоградского детективного агентства «Щит».
В оперативных подразделениях органов внутренних дел Симоненко проработал 20 лет. Говорит, без обширных связей среди бывших и действующих сотрудников, которые сложились за это время, было бы очень трудно получать нужную информацию. По его мнению, назрела необходимость в совершенствовании российского закона о частных детективах, которые нередко помогают полиции раскрывать преступления и находить преступников.
- Если сравнивать с американскими детективами, то у них полномочия очень широкие. Там, конечно, они тоже обязаны пройти обучение и получить лицензию. Но у них имеется определенный доступ к базам данных. И при заключении договора на работу по какому-то делу они имеют возможность зайти в базу полиции, указав там свой пароль. У нас же такого нет. Можно, конечно, сделать запрос официальный. Возможно, ответят на него, а возможно, и нет, – посетовал волгоградский детектив.
Он также добавил, что для данной работы недостаточно быть опытным оперативником, так как детектив – это уже все-таки бизнесмен. А бизнес – это составление отчетов, ведение бухгалтерии, а также получение навыков по привлечению клиентов.
Как сообщает канал РБК/Бизнес-вектор, хотя детективами могут быть лишь индивидуальные предприниматели, аналогичные услуги порой предоставляют юридические лица. Так, компания «Власта-Консалтинг» консультирует по вопросам безопасности и более 20 лет защищает клиентов от фирм-однодневок и сомнительных кандидатов на работу.
«Мы должны получить не только информацию о профессиональных качествах того или иного кандидата, но и по возможности определить его личностные характеристики. Насколько он адекватно вел себя на предыдущих местах работы, действительно ли он ушел по собственному желанию или его по существу заставили покинуть компанию», –комментирует совладелец компании «Власта-Консалтинг» Владимир Соломанидин.
Согласно опросам аудиторской сети PricewaterhouseCoopers (PwC), в половине случаев угроза мошенничества возникает внутри российских компаний. В первую очередь, от руководителей среднего и высшего звена – 22% и 19%, соответственно. Еще 7% – остальные сотрудники.
Для компании «Власта-Консалтинг» проверка партнеров и персонала приносит одну половину дохода, другую – борьба с контрафактом.
В Торгово-промышленной палате РФ считают, что нужно расширять полномочия частных детективов, в том числе допустить на рынок юридические лица, а также упростить процедуру лицензирования.
Надо как раз упростить само получение лицензии. А возможно, передать все это саморегулируемым организациям. Чтобы саморегулируемая организация в рамках закона регулировала процессы, которые происходят в профессиональном сообществе, а также кто соответствует, а кто нет. А надзорные органы, органы контроля могут проверить всегда.Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ
Судя по официальным данным, российский бизнес ежегодно теряет от экономических преступлений более 300 млрд рублей. Неспроста предприниматели все чаще обращаются к частным детективам – за два последних года количество заказов выросло в среднем на 30%. Раскрытие и предупреждение экономических преступлений помогает компаниям спокойно продолжать свой бизнес и вместе с тем развивать экономику страны, что, разумеется важно для государства.