Posted 13 сентября 2019,, 12:05

Published 13 сентября 2019,, 12:05

Modified 17 октября 2022,, 06:06

Updated 17 октября 2022,, 06:06

Вкусно, дорого, рискованно: почему рынок с трудом наполняется фермерскими продуктами

13 сентября 2019, 12:05
Объем реализации натуральных продуктов питания, по статистике, в стране растет. А вот экологически чистой фермерской продукции на самом деле мало.

Согласно исследованию Euromonitor International, российский рынок фермерских продуктов в 2018 году составил 482,8 млрд рублей. При этом из них доля органических, то есть без всякой химии, — всего 2% (6,8 млрд рублей), рассказывает программа «Бизнес-вектор» (РБК).

Экологически чистых овощей и фруктов, мяса, молока, меда, сертифицированных соответствующим образом, на всю страну продано в прошлом году немногим более 9 тысяч тонн. При этом 85% от этого количества привезено из-за границы.

И это самое обидное, ведь теоретически российские фермеры вполне могли бы и самостоятельно обеспечить россиян органикой. Например, при более внимательном отношении к ним государства, беспроблемном продвижении продукции, повышении покупательской способности граждан.

Инструменты поддержки есть. Они применимы к семейному бизнесу: и к микропредприятиям, и к семейным предприятиям, которые будут большего масштаба и не подпадают под патент. Все инструментарии, которых в нашей стране уже очень много организовано, они будут работать, в том числе, и на семейный бизнес.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

В Волгоградской области одной из популярных мер поддержки фермерских хозяйств являются гранты, предназначенные для развития сельхозбизнеса. За последние пять лет их получили порядка 400 фермеров и сельскохозяйственных кооперативов во всех муниципальных районах, сообщили изданию «НовостиВолгограда.ру» в региональном комитете сельского хозяйства.

И это при том, что в 2017 году деятельность в сельскохозяйственных отраслях осуществляли 1874 предприятия и 4661 индивидуальный предприниматель.

По данным статистики, в 2018 году количество сельхозпредприятий сократилось на 162. В облсельхозе поясняют, уменьшение может быть связано с укрупнением хозяйств, изменением их статуса или обновлением реестра.

Сами производители фермерских товаров жалуются на выросшие накладные расходы (повышение стоимости бензина, услуг ЖКХ и т. д.). А также на трудности со сбытом продуктов. Торговые сети в лучшем случае их берут маленькими партиями, да еще просят снизить цену. Хотя фермерская продукция, изготовленная даже традиционном способом, требует серьезных затрат, а уж про органическую даже говорить не стоит.

«Это все делается исключительно вручную. А ручной труд — всегда эксклюзив. Когда я слышу, что органическая продукция не должна стоить дороже обычной продукции, такого априори быть не может», — говорит Татьяна Зенина, участница крестьянского фермерского хозяйства Зениных.

Крестьянско-фермерские хозяйства Волгоградской области производят зерно, мясо, молоко, овощи, молодняк сельскохозяйственных животных, разнообразную продукцию переработки. Вклад малых форм хозяйствования в региональный АПК — около 60%.

Специальных мер же поддержки именно органических хозяйств пока нет. При этом надо отметить, что большая часть фермерских хозяйств — это семейные предприятия. Но такой формы ведения дел в России не существует.

«Должно быть такое понятие, его надо закрепить законодательно. А потом уже под него появятся какие-то субсидии, гранты. Сейчас есть гранты для семейных ферм, но как определить, что это семейная ферма?», — задается вопросом Ренат Ильясов, помощник руководителя фермы «Family and farm».

Кстати, Торгово-промышленная палата РФ уже предложила правительству сделать семью законной основой бизнеса, чтобы наладить трудовые отношения между родственниками, вывести часть малых предприятий из тени и распространить на них меры поддержки. По идее ТПП, для микропредприятий численностью до 15 человек можно ввести семейный патент.

В патент вписываются члены семьи, которые в нем участвуют. Сдается, по типу, как сейчас самозанятые: режим там четыре или шесть процентов в зависимости от того, кому они реализуют свои услуги, платят. Или это плата за патент по виду деятельности, по количеству членов семьи.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

По данным Росстата, 95% российских компаний — это микробизнес. Если посмотреть структуру, то каждое десятое предприятие занимается строительством, столько же обрабатывающим производством, по 7% — транспорт и добыча ископаемых. А фермерских предприятий — всего три процента.

К семейным предприятиям, о которых говорили выше, в городе Волжском можно отнести сыроварню местного предпринимателя Олега Кольцова. Вместе с супругой он тщательно подходил к реализации проекта. С 2011 года стали обучаться технологиям производства, а уже через четыре года открыли собственное производство, заявив, что сумели избежать всех недостатков отечественных производителей сыра - таких, как использование обезжиренного сухого молока и пальмового масла, недостаточный срок созревания.

Первый год на волне оптимизма предприятие выпускало до тонны сыров в месяц. Было 45 видов. Теперь — порядка 300 килограммов и 28 видов, рассказал Олег Кольцов изданию «НовостиВолгограда.ру».

— За последние два года обороты у нас упали в 2 раза. Это, в первую очередь, связано с кошельками. Народ, который в большинстве своем получает по 12 тысяч рублей в месяц, все время начинает экономить на еде. А натуральные продукты — это не сырок за 200 рублей килограмм. Натуральный сыр меньше 600 рублей в магазине стоить не может, — поясняет волжский предприниматель.

Он сетует, что некоторые предприятия в регионе ведут недобросовестную конкуренцию, выдавая в магазинах сырный продут за натуральный. Так как изначально его себестоимость меньше, то и конечную стоимость такие «производители» могут спокойно уменьшать.

Предприятие Кольцова за 4,5 года существования в борьбе за потребителя в общем уже снизило цены на 30%, не экономя при этом на качестве. Ведь именно ради него волжские сыры, которые были изготовлены на молоке от коров и коз, выращенных на травах Волго-Ахтубинской поймы, заказывали в Москве и даже Хабаровске.

Тем временем сырье дорожает на глазах, ставя под сомнение дальнейшую рентабельность производства натурального продукта для истинных ценителей сыра.

- Мы оптом молока много берем. Смотрите, летняя цена была 22 рубля за литр, сейчас — 30. Еще брали раньше недорого у бабушек с личных подсобных хозяйств (ЛПХ), а теперь они не хотят связываться с налогами из-за системы «Меркурий», — сетует Олег Кольцов. — А магазины, даже самые крупные, зная низкую покупательную способность граждан, не рискуют брать сыры большими партиями. Ну что такое 4-5 килограммов для гипермаркета федеральной сети. При этом еще не одного, а четырех, например, видов.

В следующем году в России вступит в силу закон «Об органической продукции», который определит понятие «Органический продукт» и правила его использования. Вместе с этим появится возможность пройти сертификацию, чтобы разместить на упаковке соответствующий знак — зеленый листок.

По словам волжского предпринимателя, он готов на прохождение сертификации, так как полностью уверен в своей продукции без химикатов, добавок и заменителей. Но сомневается, будет ли в этом толк. Говорит, если недобросовестные конкуренты, которые и сейчас, несмотря на любые проверки, выдают дешевые подделки за сыр, тоже получат этот знак, то все останется, как прежде.

Однако, по оценкам специалистов, работать по органическим стандартам в России готовы чуть больше ста хозяйств, которые смогут с нового года обратиться в аккредитованные государством лаборатории за сертификатом.

Участники отрасли считают, что постепенно они все же сумеют серьезно снизить долю импорта в стране. А так как отечественная органика в полтора-два раза дешевле, то и выйти на экспорт.

По данным Союза органического земледелия России, сегодня в стране насчитывается порядка 50 ферм, которые получат российскую маркировку без переходного периода. Госреестр органических производителей дополнительно защитит их продукцию, что, как считают власти, подстегнет спрос.

Тот, кто реализует, он же никому не кричит, что это органическая. Потому что его никто не спрашивает об этом. Когда он узнает, что надо подтвердить и сказать, что это выращенное мясо, молоко, овощи, фрукты и так далее, что это продукт без всяких химических добавок, — наверное тогда другой процент будет, потому что об этом начнут говорить и заявлять, что они на самом деле реализуют. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

В Волгоградской области крестьянско-фермерские хозяйства пока изучают возможность заняться производством органической продукции с соблюдением всех требований, принятых всемирными организациями органического земледелия.

И перспектива для этого есть — растениеводческие, животноводческие хозяйства ведут свою деятельность в регионе в основном на территориях, свободных от промышленного производства. А это положительно сказывается на качестве и экологической чистоте продукции, отметили в комитете сельского хозяйства Волгоградской области.

В настоящее время 80% органической продукции реализуется в Москве. Еще десятая часть достается жителям Санкт-Петербурга. Но если подтянутся остальные мегаполисы страны, то эти доли могут быть перераспределены.

Двигаться есть куда. По оценкам Минсельхоза, потенциал рынка огромен — порядка 360 миллиардов рублей в год. При отлаженной государственной стратегии в сельском хозяйстве к такому показателю можно прийти уже в 2025 году.

"