Соответствующие переговоры в середине мая ВТБ вёл с основателями ГК РТК Константином Засовым и Константином Синцовым, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на Reuters. Покупка контрольного пакета РТК, в которую входит крупнейшая компания по железнодорожным перевозкам зерна «Русагротранс», позволит ВТБ завершить процесс создания единого зернового оператора, начатый в прошлом году, и объединить таким образом все звенья одной цепи — элеваторы, вагоны, терминалы в экспортных портах — в рамках общей инфраструктуры.
Создание такой инфраструктуры сегодня — настоятельная необходимость. Россия с каждым годом увеличивает объемы экспорта зерна. Так, в 2017-2018 сельскохозяйственном году он вырос на 27% — до 54,8 млн тонн, превысив прогноз Минсельхоза в 53 млн тонн. Правда, в завершающемся сельскохозяйственном году эксперты ожидают некоторое снижение зернового экспорта, что связано со снижением урожая в 2018 году. Однако это не мешает России оставаться вторым по значимости экспортёром зерна в мире.
Растущие объемы экспорта зерна требуют модернизации инфраструктуры и логистики его перевозок. Работу в этом направлении РТК ведёт все 10 лет своего присутствия на рынке. За это время компания, по сути, сумела заново создать железнодорожную инфраструктуру зерноперевозок: был обновлен парк зерновозов, построены новые терминалы и заключены долгосрочные договоры, позволяющие качественно планировать на долгий период. Год назад глава группы компаний РТК Константин Засов заявлял, что компания до 2021 года намерена обновлять составы по 2 тысячи вагонов ежегодно.
Обновление вагонного парка — это то, чего ждут от единого зернового оператора сельхозпроизводители и трейдеры. В прошлом году часть из них жаловались на существенную нехватку вагонов-зерновозов, связанную со списанием старых вагонов.
— Проблема была в том, что трейдеры не отследили ситуацию. Они не учли, что в 2015–2016 годах РЖД затевала программу реконструкции вагонов, и было огромнейшее выбытие парка — порядка 30%, если не ошибаюсь, а замену своевременно не сделали. Мы в этой ситуации заказали вагоны на несколько месяцев вперёд и поэтому не имели проблем с реализацией своей продукции, — комментировал проблемную ситуацию изданию «НовостиВолгограда.ру» руководитель направления сельхозпроизводства группы компаний торгового дома «Зерно Заволжья» Михаил Лемякин.
Проблема полностью не решена до сих пор. По прогнозам специалистов РЖД, дефицит зерновозов в 2019 году может составить 1 200 вагонов, а в 2020 году — 6 200 штук. Эти цифры поможет снизить объединение возможностей ВТБ и РТК. Приход на рынок нового игрока в лице единого зернового оператора позволит забыть о дефиците зерновозов, надеются сельхозпроизводители.
— Плюс в том, что государственный банк покупает эту транспортную компанию [РТК]— что государство, надеюсь, будет выделять деньги на обновление вагонного парка. Сейчас выпадение вагонного парка идет опережающими темпами по отношению к его возобновлению. Мы надеемся, что дефицит, который есть в настоящий момент, он со временем уйдет, — говорит Михаил Лемякин.
Проблема модернизации инфраструктуры зерноперевозок очень актуальна для Волгоградской области, которая является крупным производителем зерна — его в 2018 году за пределы региона было вывезено 3 215 тыс. тонн, в том числе на экспорт — порядка 600 тыс. тонн. А с начала нынешнего года, по данным Управления Россельхознадзора, за пределы Волгоградской области в направлении портов Краснодарского края, Ростовской и Астраханской областей было отправлено 685 тыс. тонн растениеводческой продукции, в том числе 180 тыс. тонн — на экспорт. При этом железнодорожным транспортом отправлено свыше 329 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки.
Сегодня в Волгоградской области погрузка зерна может вестись более чем с 20 железнодорожных станций. Растущие объемы зерноперевозок уже в прошлом году заставили приступить к модернизации железнодорожной инфраструктуры: была проведена реконструкция подъездных путей к Себряковскому и Суровикинскому элеваторам. На последнем также начали реализовывать проект по созданию зернового грузоформирующего узла (ЗГФУ). ОАО «Суровикинский элеватор» (входит в состав активов государственной компании АО «ОЗК») является крупнейшим в в Волгоградской области по объемам вертикального хранения, приемке и отгрузки зерновых и масличных культур. Здесь хранится 43 тысячи тонн зерна государственного фонда. Точечная реконструкция элеватора c целью организации маршрутных ж/д отгрузок позволит привлечь дополнительный грузопоток на ЗГФУ и увеличить эффективность использования парка подвижного состава, уверено руководство предприятия. А новый игрок на зерновом рынке поможет выстроить более эффективную систему перевозки в регионе.
— Если мы привлечем крупного зернового трейдера в лице единого оператора, на создание которого нацелен ВТБ, мы сможем больше зарабатывать на отгрузке и перевозке зерна, — считает и. о. генерального директора ОАО «Суровикинский элеватор» Алексей Куликов. — Это позволит нам повысить объемы и уменьшить время на перевалку зерна, мы сможем полнее загружать свои мощности — элеватор рассчитан на вместимость до 180 тысяч тонн. Ну и в целом для региона польза, по моему мнению, будет существенная в том, что автомобильные дороги существенно разгрузятся от зерновозов.
Кстати, в Волгоградской области пока нет элеваторов, осуществляющих маршрутные железнодорожные перевозки и формирующих крупные партии зерна, да и в целом по России таких немного. И это — одно из перспективных направлений для инвестиций, считает совладелец группы компаний РТК Константин Синцов.
— Необходимо помочь собственникам в организации консолидированных партий груза на станциях отправления и переходить от повагонной отправки к маршрутам и зерновым экспрессам. До сих пор в России только три элеватора, которые могут оперативно сформировать партию для зернового экспресса в 4,5 тыс. тонн. Но это будет меняться, — рассказывал Константин Синцов.
В прошлом году «Русагротранс» совместно с РЖД запустили 20 таких зерновых экспрессов из Сибири в направлении портов юга и северо-запада. Объединение возможностей РТК и ВТБ позволит добиться прорыва в этом направлении, а также в маршрутизации перевозок. И это почувствуют на себе не только крупные компании, но и региональные производители зерна, уверены специалисты.
— Совершенствование агрологистики позволяет сократить ценовую разницу между ценой закупки в регионе и в порту и увеличить цену реализации зерновой продукции. Прибавка к цене на зерно в 2018 году на территории области составила 1 рубль, — сообщили изданию «НовостиВолгограда.ру» в областном комитете сельского хозяйства.
Так что в конечном итоге от прихода единого зернового оператора выиграют все участники внутреннего рынка, а российское зерно станет еще более конкурентоспособным на рынке мировом.