Posted 30 марта 2018,, 16:59

Published 30 марта 2018,, 16:59

Modified 17 октября 2022,, 05:50

Updated 17 октября 2022,, 05:50

Вывезет-не вывезет: к чему может привести острый дефицит зерновозов

30 марта 2018, 16:59
Буквально через год российские аграрии – фермерские хозяйства и крупные агропромышленные корпорации могут столкнуться с острым дефицитом вагонов по перевозке зерна.

После рекордного урожая зерновых в 2017 году, когда весь объем собранного зерна удалось вывезти с большим трудом, тема более, чем актуальна. Суть проблемы в том, что в 2019–2020 годах планируется к списанию почти одна четвертая часть всех отечественных зерновозов.

Издание «КоммерсантЪ» со ссылкой на протокол совещания у заместителя главы Росжелдора Дмитрия Шпади сообщает, что план списания из 40 800 штук вагонов, предназначенных для перевозки зерна, выглядит следующим образом: в 2018 году - 722 единицы, в 2019–2020 годах —10 600 вагонов. Специалисты РЖД сделали прогноз дефицита зерновозов: в 2019 году он составит 1 200 вагонов, а в 2020 году — 6 200 штук.

Заместить списанные вагоны новыми невозможно, считают в отрасли. Так как отечественные вагоностроительные заводы не успеют восполнить «выбитый» из оборота парк. Правительству предлагается смягчить запрет на использование старых вагонов.

При этом сами машиностроители уверены, что вагонов хватит на всех. Впрочем, если возникший дефицит им все-таки удастся своевременно восполнить новыми зерновозами, именно факт новизны огромного парка вагонов может существенно «разогреть» стоимость перевозки зерна. Эксперты Российского зернового союза ожидают повышения цен на 15-20 процентов. По данным ОАО РЖД, ставка предоставления зерновозов за период с февраля 2017 года по февраль 2018 года уже выросла с 1 200 до 1 670 руб. за вагон в сутки. В этой ситуации аграрии зернового сектора фактически проспонсируют вагоностроительные компании.

Но острой технической необходимости списывать старый парк вагонов нет. Они находятся в хорошем техническом состоянии, и в странах таможенного союза есть опыт продления сроков их эксплуатации.

Разные эксперты оценивают способы покрытия и реальный уровень самого дефицита по-разному. Существует мнение, что мощности вагоностроения – всего 3 тысячи зерновозов в год. Соответственно полностью заменить списанные вагоны не получится. Дефицит с годами будет только расти. Глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский подтвердил, что союз не раз обращался с просьбой к правительству синхронизировать списание старых вагонов с объемов строительства новых. «Мы не успеваем выпускать вагоны. Производство отстает почти вдвое», — заявил он.

А вот в Объединении вагоностроителей считают, что мощности всех отечественных заводов превышают 14 тысяч единиц. Источники «Ъ» в правительстве говорит, что потенциальные суммарные мощности по выпуску зерновозов в России составляют 10 250 единиц в год. При этом реальные закупки на 2018 год составят только 5 500 штук.

Чиновники Минсельхоза считают, что текущие ежегодные мощности заводов, которые они оценивают в 5 тысяч вагонов, позволят обеспечить плавную ротацию зерновозов. И списание старого подвижного состава в итоге не окажет негативного воздействия на вывоз зерна. В Минтрансе дефицита вагонов также не ожидают. Специалисты РЖД отмечают необходимость повышения эффективности перевозок зерна.

- Нужно повышать эффективность перевозок, сокращать длительность погрузки-разгрузки, расширять элеваторы. До 40% времени вагоны простаивают под погрузкой и выгрузкой. Перевозки вырастут, если грузоотправители начнут работу по выходным. Вагоны стоят и в брошенных поездах на подходах к портам из-за заполнения складов и невыгрузки.ОАО РЖД

Источники в вагоностроительной отрасли также полагают, что после наведения порядка, «потребность в вагонах можно снизить на 40%».

Вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович сегодня высказал мнение о возможном дефиците зерновозов в России. Агентству экономической информации «Прайм» он в частности заявил: «Какой дефицит зерновозов, откуда это взяли? У нас мощностей в разы больше, чем годовая потребность». При этом вице-премьер не ответил, как отразится на зернопроизводителях повышение цен, связанное с необходимостью обновить парк вагонов для перевозки зерна.

"