Posted 24 апреля 2019, 05:22
Published 24 апреля 2019, 05:22
Modified 17 октября 2022, 10:18
Updated 17 октября 2022, 10:18
Новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) уже три месяца пытается прижиться в стране. Но далеко не везде это получается, зато цена в некоторых регионах за вывоз мусора выросла даже не в два-три раза, а в четыре.
Теперь плата устанавливается по нормативу на каждого жителя, на которого почему-то приходится 30 килограммов мусора в месяц. Откуда взялась такая цифра, непонятно. В Оренбурге блогер Наталья Русинова подсчитала, что ее семья из 4-х человек и кот в придачу вместе накопили за месяц всего 35 килограммов отходов. Местные власти поспешили признать этот эксперимент некорректным.
Самые высокие тарифы установили чиновники Калужской области. Там с человека берут почти 182 рубля. Можно сказать, повезло тем, кто живет в Тамбовской и Мурманской областях. Там тариф составляет 133 руб. с человека.
Как правило, везде региональные операторы со всеми потребителями договор заключили заочно, хотят этого жители или нет. Зато качество услуг в большинстве регионов не изменилось – отходы по-прежнему не вывозят неделями.
С нового года из-за этого по стране даже прошли акции протеста «Россия не помойка». Так, на Ямале провели забег на оленях с антимусорными плакатами на рогах. В Красноярском крае жители преподнесли депутатам, которые выступали за реформу, «посылку» с содержимым из переполненных контейнеров.
В ОНФ в какой-то момент опубликовал список из 20 «мутных» региональных операторов. Через несколько дней он сократился. В общественной организации отмечали, что отдельные операторы были созданы накануне торгов. У них был минимальный уставной капитал в 10 тысяч рублей, один человек в штате – руководитель, а то и вовсе без него. При этом на балансе не было мусороуборочной техники.
Получается, что фирмы создавались под «мусорную реформу», не имея даже опыта работы. Результат – уже есть регоператоры, которые не могут ответить по своим обязательствам.
Авторы видеоблога «Вскрытие покажет» отмечают, что все избранные региональные операторы так или иначе аффилированы с местными органами власти. Так, в Оренбурге ООО «Природа» возглавляет экс-депутат заксобрания края. Правительству Белгородской области принадлежит «Центр экологической безопасности». В Карелии местная корпорация развития владеет ООО «Автоспецтранс». И торги для них проходили с одним участником.
Регоператорам разрешено нанимать подрядчиков со своим транспортом для вывоза мусора. Чаще всего это те организации, которые уже занимались раньше этой же работой, но по более дешевым тарифам. Сейчас им платят не более 25% от утвержденного тарифа.
Интересный вопрос – куда идут остальные 75%. Можно предположить, что на рекультивацию свалок или на строительство мусороперерабатывающего комплекса. Но как утверждают авторы видеоблога, зачастую в региональных бюджетах уже есть деньги на ликвидацию несанкционированных свалок. А на возведение мусороперерабатывающих предприятий доходы регоператора в тариф еще не закладывали. В итоге остается чистая прибыль подконтрольного местным органам власти регионального оператора.