Posted 27 декабря 2020, 04:00
Published 27 декабря 2020, 04:00
Modified 17 октября 2022, 11:03
Updated 17 октября 2022, 11:03
Естественно, в Волгограде спортивная тема номер один — выступление «Ротора». Правила хорошего тона не располагают к тому, чтобы считать чужие деньги, но если речь идёт о бюджетных средствах, то поразмышлять о целесообразности затрат можно себе позволить.
Напомним, в преддверии старта в РПЛ в телеграмм-каналы утекла информация, что руководство «Ротора» запросило на сезон 2020-2021 в РПЛ из бюджета области 1,7 млрд рублей. Более точными цифрами наша редакция не располагает, поскольку после того, как СК «Ротор» перед началом сезона сменил форму собственности с ГАУ (государственное автономное учреждение) на АНО (автономная некоммерческая организация), то значительная часть денег выделяется не напрямую из спорткомитета, а чуть более сложными и невидимыми путями. Известно лишь, что после резонанса сумма финансирования упала сначала до 1 млрд,, а затем якобы и до «уровня ФНЛ» — около 650 млн рублей. Думается, что последний бюджетный демпинг был уже скорее пиар-ходом ради успокоения хейтеров (критиков-ненавистников). Но даже наиболее малая из указанных цифр является очень крупной на фоне обнищавшего регионального спорта.
Например, пару лет назад в Волгограде из-за оптимизации была ликвидирована база байдарочников, возглавляемая олимпийским чемпионом Максимом Опалевым. Когда-то блиставшая на европейской и мировой арене волгоградская женская гандбольная команда сейчас середняк даже по общероссийским меркам. Мужской гандбол также переживает не лучшие времена. О баскетболе после кратковременного всплеска «Красного Октября» на деньги беглого олигарха Герасименко волгоградские болельщики уже почти забыли, а о хоккее, например, никогда и не вспоминали. Про менее популярные и массовые виды спорта, лучше умолчать.
Но его величество футбол, аккумулирующий на себе внимание большей половины всех спортивных болельщиков, при грамотном подходе способен заставить забыть о просчетах региональных чиновников и спортивных функционеров. Однако, максимум на что сподобился «Ротор» — двумя заключительными победами и выходом из зоны вылета слегка «подсластил пилюлю».
— К сожалению, клуб оправдал прогнозы скептиков и вновь оказался не готов к повышению в классе. Надлежащие выводы после провального дебютного сезона в ФНЛ сделаны не были. Грабли образца 2017 года три года смиренно ждали своего часа, чтобы больно напомнить о важности системной работы над ошибками. Не обязательная смена тренера, полное обновление состава, отсутствие игры и результата — все это мы уже видели и помним, чем закончилось. Коронавирусный форс-мажор лишь усугубил негативный сценарий, — поделился мнением волгоградский футбольный эксперт Евгений Калинин.
Итак, большая часть предположительно миллиардного бюджета «Ротора» потрачена, однако ни одна зримая цель на сезон не достигнута. И по объективным, и по субъективным обстоятельствам клуб менее чем за год превратился во временно-арендный проект с неясными перспективами на будущее. Речь о том, что большая часть состава — это арендованные игроки. То есть «Ротор» превратился в главный сток-центр РПЛ, куда агенты свезли всех тех, кто по разным причинам оказался не нужным в своих прежних клубах: проигравшие конкуренцию, больные, демотивированные.
Удачные трансферы можно пересчитать на пальцах одной руки: Гогуа, Степанов, Давиташвили, Кверквелия, Фламарион. Но строить команду из футболистов- транзитчиков, которые после сезона ее покинут — значит, терять время и пускать бюджетные деньги на ветер. Другое дело, если им удастся сыграться, показать результат, получить финансирование и выкупить арендованных игроков у их клубов
— «Ротор» оказался заложником непрофессионализма в вопросах, которые касаются селекции и трансферов. Можно сказать, что эти ключевые сферы полностью отданы на аутсорс, генеральный директор Рекечинский ими не занимается, только ставит подписи на документах. В ФНЛ, где «Ротор» заметно превосходил всех соперников по размеру бюджета, такая тактика в прошлом сезоне сработала, клуб, пусть и переплачивая, собрал все «сливки» с лиги, плюс тех, кто был не нужен клубам в элите и моментально из аутсайдера стал лидером. После повышения в классе волгоградцы превратились из ФНЛ-олигархов в РПЛ-пролетариев, которые, по-хорошему, должны экономить каждую копейку, но модель комплектования перестроить не смогли или не захотели, — рассказал журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» эксперт, знакомый с ситуацией в клубе.
Казалось бы, у «Ротора» перед началом сезона было все необходимое, чтобы закрепиться в середняках. Бюджет, поддержка властей и болельщиков. Этих трех важнейших факторов вполне достаточно, чтобы выступать не хуже тех же «Химок» или «Урала», но «Ротор» вынужден отчаянно бороться за выживание.
— На средства, которые можно было бы использовать для реального усиления состава, платятся немаленькие зарплаты людям вроде Матрикарди, Манучаряна, Микелтадзе и Кипиани. Не говоря про то, сколько за два месяца в клубе заплатили Жано. Тот же Манучарян, например, насколько известно, оказался в команде только, что называется, «прицепом» вместе с Гогуа, такое условие поставил общий агент этих футболистов, когда шли переговоры об аренде Седрика. Выделят ли при таком расходовании бюджетных денег дополнительные средства на усиления состава, на зарплаты сильным новичкам? Большой вопрос, — задается вопросом наш собеседник.
Отметим также, что чем ниже располагается команда в турнирной таблице, тем выше финансовые требования агентов и игроков — это распространенная практика, когда приходится доплачивать, чтобы хотя бы финансовой мотивировкой перекрыть имидж аутсайдера. Из-за этого «Ротор» сегодня регулярно переплачивает в зарплатах и премиальных и будет это делать до тех пор, пока не начнет вкладывать деньги в систему подготовки резерва и скаутскую службу.
В текущем сезоне в СМИ «Ротор» неоднократно называли самой закрытой командой РПЛ по части информированности общественности о новостях из стана клуба. Лишь в последнее время ситуация стала исправляться, а когда трансферная кампания пошла на спад, иссякла и тема неоднозначных покупок «Ротора» или напротив расторжения контрактов с ведущими игроками. Тем не менее шлейф скандальности и негатива очень заметный.
— Огромное количество скандалов и мутных историй было более, чем достаточно. Демарш Ткачука и Нестеренко, потребовавших от клуба обещанный бонус за выход в РПЛ. Мутный контракт с хронически больным Ананидзе. Изгнание из лидеров и любимцев болельщиков Султонова и Пискунова. Космические компенсации за проезд грузинским игрокам. Провал с выполнением антиковидного протокола РПЛ, закончившийся штрафами и тремя техническими поражениями. Очень странные судейские решения арбитров Казарцева и Панина в матчах с «Уфой» и «Арсеналом». Шлейф скандалов в этом сезоне очень длинный и колоритный. Евгений Калинин, футбольный эксперт
Справедливости ради стоит сказать, что спорный пенальти с «Уфой» — не более, чем торжество справедливости после ошибочного пенальти в домашнем матче со «Спартаком», когда все возвращается на круги своя по законам «футбольной кармы». Кроме того, руководство «Ротора», как бы его не критиковали, не в пример коллегам из «Сочи» или «Тамбова» не попадалось в камеры объективов во время застолья с арбитрами, которые обслуживали матчи их клубов.
Эхо гневных реплик в адрес руководства «Ротора» особенно в тот период, когда команда увязла на самом дне, коснулись и главного тренера Александра Хацкевича. После проваленного не столько по игре, сколько по результату домашнего матча с «Тамбовом» фанатский сектор кричал «Тренер, выходи». Тогда наставник волгоградцев к фанатам не вышел, выбрав более удобный момент — чтобы после двух домашних побед над «Уфой» и «Арсеналом» попрощаться перед зимней паузой и поблагодарить за поддержку. Рискованное, но мудрое решение. Тем более, что Хацкевичу приходится постоянно опускать планку требований к новичкам.
— Главная системная ошибка — несоответствие компетенций и амбиций главного тренера ресурсам клуба. Хацкевич в Киеве привык к другим стандартам работы, он не раз повторил, что для обеспечения результата ему нужны высокооплачиваемые игроки с опытом игры на высоком уровне. Но «Ротор» — не «Динамо». Такие игроки стоят не просто дорого, а очень дорого. У клуба, который финансируется из госбюджета, банально нет столько денег, чтобы законтрактовать таких игроков. А работать с игроками-середняками и выводить их на новый уровень, как это сделали в «Тамбове», «Химках», у Хацкевича нет ни желания, ни умения. Теперь либо нужен новый адекватный специалист, либо новый бюджет клуба, — уверен футбольный эксперт Евгений Калинин.
Впрочем, прогресс «Ротора» в целом и отдельных совсем не звездных игроков в отдельности также нельзя не отметить. В частности, лучшим игроком по итогам сыгранных туров наставник волгоградцев назвал не кого-то из относительно именитых новичков, а трудолюбивого Макарова. А тот же Чондрич, которого злые языки называли посредственным вратарем аутсайдера не самой сильной европейской лиги, пока скорее радует, чем разочаровывает. Чего стоит хотя бы вытащенный в красивом броске из левого нижнего угла мяч во втором тайме матча с «Уфой». Да, и вообще два подряд матча на ноль для аутсайдера очень хороший показатель.
Сейчас болельщики ждут работы над ошибками со стороны руководства «Ротора» и новых интересных трансферов, которые согласно идеологии Хацкевича напитают «командный дух», укрепят состав и позволят в завершающей части сезона сохранить прописку в РПЛ.